Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руны «младшей» эпохи




«Переходная эпоха» рунического искусства — с конца VII по начало IX века

— оставалась, несмотря на модификации рунического письма, временем использования Футарка. Однако уже в IX веке в Скандинавии возникают модификации рунического строя, существенно отличающиеся от Футарка: менее сложные и приспособленные более ^для письма, чем для магии, утратившие многие сильные руны: Перт, Ингуз, Иер, Одал и т. д. Эти новые руны получили название Младших рун.

Несомненно, с потерей части древних рун Младшие рунические ряды потеряли и часть своей магии. Однако это не изменило отношения к ним как к письменности сакральной. Подтверждение тому — сохранение в эпоху викингов традиции использования записи полного рунического ряда в качестве магической формулы. Любопытный пример — рунический камень из Гёрлев (Дания, конец IX века). Надпись на нем гласит:

Сторона А

|)iau|)iii: ris|)i: stin^onsi: aftu|)inkaur: fu^orkhniastbmlR: niutualkums

Сторона В

^mkiiissstttiiilll: iaksataru... rrit kuni armutR...

Начало надписи: «Тьюдви резал этот камень по Отинкару». Следующая линия рун на этой стороне камня начинается с рунического строя (Младшего, разумеется), за которым следует загадочная фраза: «Используй хорошо [этот] памятник! » [17] (Призыв, по всей видимости, обращен к покойному. Или нет?.. )

Надпись на второй стороне камня начинается закодированной заклинательной комбинацией рун, которая читается как «чертополох, омела, гроб». Сложно судить о смысле заклинания; чертополох или упоминание о нём нередко использовались в древней Европе для составления проклятий, спектр магического применения омелы очень широк, ну а упоминание «гроба» явно указывает на что-то, связанное со смертью.

В последующей части надписи несколько рун повреждено, но смысл довольно прозрачен: «Я поставил руны верно. Гунни, Арнмунд [... ]».

* * *

Два основных варианта Младших рун возникли практически одновременно; каждый из них получил два названия: одно, связанное с графикой рунических знаков, и второе — с преимущественной территорией распространения.

Датские, или полноветвистые руны среди всех младших рядов стоят ближе всего к исходному Футарку. Этот строй, содержащий всего 16 рун, действительно возник первоначально в Дании, но очень скоро стал использоваться по всей Скандинавии. Сокращение числа рун было достигнуто, в том числе, за счет отказа от различения на письме некоторых звонких и глухих согласных (так, звуки «к» и «g», «Ь» и «р» передавались одними и теми же рунами).

Шведско-норвежские, или коротковетвистые руны также представляют собой строй из 16 рун, но существеннее отличаются от Футарка: часть старых рун в них попросту исчезает, заменяясь на короткие штрихи, некоторые существенно упрощаются.

На самом деле географические названия этих рунических рядов не совсем корректны: различие между ними состоит не столько в территориях использования, сколько в предназначении: полноветвистые руны, близкие к

I Футарку, были своего рода «парадным» письмом, использовавшимся, например, на памятных рунических камнях, в то время как коротковетвистые руны, требующие гораздо меньше усилий при вырезании или начертании,

I служили для бытового и делового письма.

Младшими рунами выполнено огромное количе-

1 ство надписей на памятных камнях в Скандинавии;

. общее количество таких камней составляет | несколько тысяч. В большинстве своем эти | надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными

I сооружениями.

В качестве примера приведем здесь фотографию [рунического камня из Шюсты. Руны высечены на [туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. Перевод

Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде [18] в церкви [св. ] Олава.

Эпир резал руны.

Надо отметить, что сочетание христианского креста и языческого символа Змея достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях (впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ). Кроме креста и Змея, мы встречаем и широкий спектр других изображений — всадники, птицы, собаки...

Развитие шестнадцатирунных рунических рядов (особенно поздних) упростило саму процедуру нанесения рунических надписей, но сделало их весьма трудночитаемыми за счет того, что большинство знаков могло передавать два, а иногда и больше фонем. В связи с этим в XI—XII веках получили распространение так называемые пунктированные руны, в которых для различения на письме передаваемых звуков к рунам могли добавляться точки. Основные разделенные таким образом пары рун показаны на рисунке.

* * *

Вместе с викингами Младшие руны очень широко распространились по миру. Рунические камни и другие артефакты с младшеруническими надписями мы находим в Британии и Ирландии, на

ерритории Византии, в Новгородских землях, 1а северном побережье Черного моря. Из юсточных находок стоит упомянуть [есколько металлических амулетов IX—X; еков из Новгорода и Старой Ладоги, [айденный в Новгороде обломок свиной кости j перечнем рун Младшего строя и, разумеется, надгробный рунический камень с острова Березань. Надпись на этом камне гласит:

krani: kerdhi: half: dhisi: iftir: kal: fi: 1aka: sin

Перевод надписи: «Грани воздвиг холм сей в память Карла, товарища своего».

В своей экспансии на Запад викинги (в основном норвежские) освоили сначала Фарерские острова, а в конце IX века начали массовое заселение Исландии. На Фарерах известно около десятка рунических памятников, датируемых эпохой викингов и ранним Средневековьем; число исландских рунических памятников существенно больше, но все равно не сравнимо с количеством надписей в самой Норвегии. Как ни странно, большинство этих надписей датируется уже Средневековьем. В основном это могильные камни XIII—XVI веков, надписи на которых построены по одному и тому же принципу: «здесь покоится (или — здесь погребен) такой-то». Один из древнейших исландских памятников — это деревянный рельеф в церкви в Вальтьофстадире

(ок. 1200 года).

В верхней части рельефа изображен (как следует из надписи) некий конунг рядом с поверженным им драконом; под лапами дракона и находится

руническая надпись, гласящая:

... rikiakununk: hergrapin: eruadrekab^na

здесь

Перевод надписи: «Могущественный конунг погребен; вырезан [тот] кто убил дракона сего»,

В самом конце X века исландцы продолжили экспансию на Запад, открыли и начали заселять Гренландию; вместе с ними в освоении этого сурового острова участвовали норвежцы. К настоящему времени в Гренландии обнаружено чуть более полусотни рунических памятников; древнейший из них — деревянная жердь с рунами из Нарсака (начало XI века). На одной ее стороне вырезан полный 16-рунный строй, на другой — надпись, упоминающая девочку по имени Бибрау, и на третьей — некая длинная, видимо, магическая комбинация рун. Другие гренландские памятники — это рунические надписи XIII—XIV веков, в основном религиозного содержания, выполненные на кусочках дерева и на деревянных крестах. Существует в Гренландии и несколько рунических камней, но и они принадлежат уже Средневековью, а не эпохе викингов.

 

До нашего времени...

Широкое распространение в пору христианизации Европы латинского письма далеко не сразу вытеснило из обихода северных народов руны. Общее число памятников рунического письма, датирующихся началом II тысячелетия (т. е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; руны продолжали использоваться и после завершения эпохи викингов. Да, руны относительно быстро потеряли свое значение основного средства письменности, но как ярчайший элемент северной культуры просуществовали достаточно долго. Так, в деревнях шведской провинции Херьедален записи о важнейших событиях общинной жизни велись рунами вплоть до конца XIX века...

С наступлением Средних Веков судьба Младших рун как бы раздваивается. С одной стороны, они все больше превращаются в обыденное, бытовое письмо, не имеющее ничего общего с изначальной магией Футарка. Известны сотни раннесредневековых рунических надписей из Осло, Бергена, Тронхейма и других скандинавских городов и поселений. Большинство из них представляют собой всего лишь короткие утверждения права собственности:

rannr a: karn: ^tta

«Рагнар владеет этим неводом» (Берген, конец XII века),

или еще короче:

kolbiorn a

«Кольбьорн владеет» (Тронхейм, середина XIII века).

В это же время широкое распространение получают письма, начертанные рунами на небольших деревянных палочках. Подобные письма известны не только по данным археологических исследований, но и по письменным источникам.

Так, в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика упоминается о письме короля Дании английскому королю (это письмо везли люди датского короля, сопровождавшие принца Амлета в поездке в Англию). Принцу удалось узнать о письме и выкрасть его; прочитав вырезанные на куске дерева знаки, Амлет узнает, что король просит своего английского «брата» убить его. Тогда он соскабливает знаки и вырезает новые — с просьбой убить его сопровождающих. Несомненно, Саксон Грамматик говорит именно о таком письме рунами на деревянной палочке.

Вот пара примеров подобных посланий (Берген):

^orkrel mantrere senter ^er pipar

«Торкель-монетчик шлет тебе перец»

gaa: srehir: at ^u: kak hreim

«Гита говорит, чтоб ты шел домой! »

Руны используются также и для ведения деловых записей («Хенрик заплатил два эртога, но, похоже, хреновое было серебро» — тоже Берген). Встречаются

— и нередко — и надписи, скажем так, фривольного содержания:

ost: min: kis: mik

«Дражайшая моя, целуй меня! »

В целом скандинавские рунические надписи этого времени по своему содержанию очень близки к новгородским берестяным грамотам (да и вообще, жизнь в раннесредневековом Новгороде и в том же, к примеру, Бергене наверняка была похожа). А к XIV веку рунами уже ведется вполне серьезная деловая переписка, — в сообщениях на рунических палочках передаются рекомендации деловым партнерам, указания «сотрудникам», сообщаются пожелания о поставках товара и т. д.

Любопытно, что Младшими рунами в Средневековье выполнялись не только бытовые надписи, подобные только что упомянутым; языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде (Швеция).

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита выполненная рунами надпись: «Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал [на] мне, и здесь [я] буду стоять некое время». Известен целый ряд рунических надписей на стенах скандинавских церквей, содержащих имена святой Марии, Христа, апостолов и т. д. Более того, сохранились даже норвежские средневековые рунические монограммы имен Мария и Иисус...

 

... Мы упомянули, что в раннем Средневековье судьба Младших рун «раздваивается». С одной стороны, они превращаются в бытовой, десакрализованный алфавит, используемый параллельно с латиницей. Примеры тому мы только что рассмотрели. Но, с другой стороны, — несмотря ни на что

— руны остаются алфавитом особым. Если в классические времена Футарка каждый столкнувшийся с рунами видел в них знаки Силы, имеющие божественное происхождение (помните: runo... ragina kudo), то в это новое время кто-то видит в рунах просто алфавит (более удобный, чем латиница, для письма на дереве), но кто-то продолжает видеть в рунах магию — пусть и иную уже, чем магия рун классической эпохи...

Говоря об этой, второй, стороне развития рун в Средневековье, прежде всего необходимо упомянуть о том, что и в XII—XIV веках сохраняется традиция вырезания на тех или иных предметах полного рунического ряда. Конечно, если в отношении классической эпохи мы знаем, что изображение полного Футарка считалось само по себе мощным заклятьем, то в отношении средневековых изображений младшерунического ряда такой уверенности у нас нет. И, тем не менее, традиция сохраняется. Известно несколько десятков средневековых предметов с вырезанным на них шестнадцатирунным рядом. Сложно сказать, рассматривались ли они как амулеты, но — это вполне возможно.

Однако тем же временем датируется и целый ряд предметов, имеющих магическое значение заведомо. Таков, например, четырехгранный «рунный жезл» из Бергена (XIV век), несущий следующее заклинание:

«Я вырезал руны помощи; я вырезал руны защиты; одни - против эльфов, другие — против троллей, третьи — против турсов, против губительной скаг- валькирии, так что она никогда не сможет — хотя всегда будет хотеть, злая женщина! — [забрать] твою жизнь. Я посылаю тебе, я смотрю на тебя: волчья злоба и ненависть. Невыносимое горе и ioluns (? ) нужда на тебя. Никогда не сядешь, никогда не уснешь [... ] любить меня как себя. Beirist (? ) tubus rabus и arantdbus laus abus rosagaua [... ]»

Значение термина «скаг-валькирия» неясно, как и значение слов ioluns и beirist. Непереводимые магические слова в конце текста изрядно напоминают латынь, хотя латинскими не являются (разве что rubus может быть истолковано как лат. «ежевика», но вряд ли мастер подразумевал именно это)...

Возможно, наиболее полно такая двойственность восприятия рун проявилась в поздней Исландии, где, как уже говорилось, руническая традиция, пусть и в искаженном виде, существовала вплоть до Оле Ворма и других исследователей, с которых начиналась когда-то рунология как наука. Ещё в XVII—XVIII веках в Исландии рунами записывались трактаты и древние тексты и комментарии к ним. Вместе с тем использование рун в Исландии преследовалось нещадно; известный пример тому — сожжение на кострах в 1626 году двадцати двух человек, в том числе за использование рун.

В XVII веке Оле Ворм отмечал, что исландцы знают два вида рун: «книжные руны» и «волшебные руны». Эту двойственность подробно рассматривает Л. Л. Кораблёв в своей работе «Руны речи и Могучие руны», где отмечает существование в Исландии «разделения терминов malninir (" руны речи" ), или же bokninir (" книжные руны" ) — т. е. обычные рунические знаки для записи текстов, и rammrunir (букв, " могучие руны" ), или же galdraninir (" магические руны" ) — руны для чародейского использования».

* * *

Интереснейшее направление использования рунических знаков в позднее время — это создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему европейскому Северу, в том числе — и в негерманских областях: в Карелии, Финляндии, Эстонии, Литве и т. д. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim, «календарь», и stok, «палка»); кроме того, в континентальной Европе использовалось и название «альманах» (нем. allmonacht, от «все месяцы»), а в Англии — clog-almanac (clog — от очень старой основы со значением «кусочек дерева»).

Известно несколько форм рунических календарей. Наиболее, вероятно, старинные были круглой формы; тогда они еще не носили названия «календарных посохов». Позднее развились две основные, наиболее известные формы: длинная палка квадратного сечения, как правило, с рукоятью (на каждой грани размещалось по сезону) и календари в виде деревянных мечей.

Фрагмент рунического календаря, выполненного в форме меча

Такие календари широко использовались до середины XIX в., а в некоторых районах — и значительно дольше. Один из них, изготовленный в Карелии в начале XIX века, хранится сейчас в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Это деревянный посох длиной 1, 5 м и сечением 3x3 см. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

Фрагмент петрозаводского рунического календаря (XIX век).

Руны начала января

Ещё одна известная, хотя и очень редкая форма — календари, выполненные в виде дощечек. Таков, например, литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее предыдущего (XVII век) и представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см.

 

Глава 4

Рунический строй

Руническое Искусство развивалось на протяжении как минимум полутора тысячелетий; это была во многом устойчивая традиция, внешние изменения которой лишь изредка затрагивали глубинные принципы. Как и в любой другой сакральной системе, эти принципы были сформулированы, в том числе, в виде определенных формальных правил. И так же, как в любой сакральной системе, эти правила работают и требуют соблюдения — уже хотя бы потому, что за этими правилами и подходами стоят тысячелетия Традиции.

Один из таких принципов связан с порядком следования знаков рунического строя; собственно говоря, использование термина «рунический строй» или «рунический ряд» и связано с необходимостью подчеркнуть, что речь идет не просто о наборе алфавитных символов, но именно с устойчивой и имеющей сакральный характер последовательностью.

Древнейшие памятники, сохранившие для нас традиционную последовательность рун футарка, датируются IV—V веками. Об одном из них — Килверском камне из погребения на острове Готланд — мы уже упоминали. Другие примеры — это, в основном, ювелирные изделия (фибулы и брактеаты); один из самых поздних предметов, содержащих классический Старший строй, — это скрамасакс (тяжелый боевой нож), найденный в Темзе (Англия, середина IX века).

Значимость сохранения рунического строя подчеркивает и тот факт, что традиция наносить полный его перечень на различные предметы, а также использовать в надписях на рунических камнях сохранилась и после завершения классического периода — т. е. в то время, когда для надписей использовались уже Младшие руны. Разумеется, вырезался при этом используемый мастером Младший ряд, но сам принцип сохранился (как сохранился, за очень небольшими исключениями, и сам порядок следования рун — если не считать того, что некоторые из них просто не вошли в Младшие ряды).

Несомненно, что запись полного Футарка считалась в классическую эпоху мощным заклятьем; в эпоху викингов такое же отношение сохранилось к записи Младших рунических рядов. Они встречаются и на рунических камнях IX—XII веков (один пример — камень из Гёрлев в Дании мы приводили выше), и на различных бытовых предметах. Известно и несколько костяных амулетов, на которые в качестве «рабочей» комбинации рун нанесены именно последовательности Младших рун. Эта ситуация не изменилась даже после наступления Средневековья: самые поздние предметы с вырезанными на них руническими рядами (или с их частью, — как правило, это первые восемь рун) датируются концом XIV — началом XV века.

 

В свете всего сказанного, очевидно, что любые попытки изменения древнего порядка Футарка будут не только отказом от полуторатысячелетней традиции, но и могут приводить — в магическом плане — к непрогнозируемым и скорее всего негативным последствиям. Поэтому попытки некоторых современных авторов, очевидно, считающих себя мудрее древних мастеров, «пересмотреть» порядок рун в строе, несомненно, должны вызывать осуждение. (Наиболее известными из таких попыток являются «Утхарк»

Кеннета Медоуза, переместившего из «нумерологических соображений» первую руну Футарка в его конец, и рунический ряд Ральфа Блюма, вообще перемешавшего Футарк в соответствии с собственными представлениями. )

Другое дело, что в известных нам древних записях Футарка существуют определенные вариации порядка следования рун. Основной вопрос здесь — последние руны строя, которые иногда записывались как...                                                  а иногда — как

... MLQOD. Понятно, что в настоящее время решить вопрос о том, «как правильно», уже не удастся.

Однако я полагаю — хотя, конечно, это и не может быть сейчас доказано, — что это изменение порядка рун от надписи к надписи не случайно и не является ошибкой мастера (действительно, последнее в данном случае сложно представить). Вполне возможно, что эти руны менялись местами сознательно, с целью изменить внутреннюю, магическую структуру строя, — в зависимости от того, какой именно цели хотел достичь мастер, используя Футарк в качестве заклятья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...