Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классический психоанализ 3. Фрейда

Тема 3. Психодинамическое направление.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ

Термин «психодинамика» был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамичес­кого подхода находятся вопросы, связанные с динамичес­кими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, по­буждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функцио­нирование и развитие личностного «Я».

Центральным понятием в представлении всех сторонни­ков психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты — причины этих наруше­ний. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют поня­тие конфликта, тем не менее все коррекционные и пси­хотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главной задачей психоана­лиза является доведение до сознания клиента конфликт­ной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что имен­но осознание наличия бессознательных импульсов и са­мой конфликтной ситуации — путь решения этих конф­ликтов.

Описанная 3. Фрейдом «История маленького Ганса» поло­жила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанали­за его развитие шло в основном в двух школах, различаю­щихся по теоретическое взглядам и техникам практического приложения, — школы М. Клайн и классической (или фрейди­стской), между которыми существовало расхождение в пони­мании механизма трансфера — центрального процесса, опре­деляющего успех коррекционного воздействия.

Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4—5 лет) застави­ли представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинами­ческого подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арт-терапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоя­тельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подхо­дов. Ряд авторов показывают эффективность недиректив­ной игротерапии и использование методик игрового психо­анализа для работы с детьми, страдающими страхами, фо­биями, расстройствами сна.

Психоаналитики предъявляют ряд требований как к ма­леньким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители дол­жны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком.

В работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра сформу­лированы условия проведения детского психоанализа: адаптация психоаналитической техники к возрасту; терапевтический альянс не только «аналитик—паци­ент», как при работе со взрослыми, но и «аналитик-родитель»; информационный альянс «родитель—аналитик» (постоян. обмен информацией между ними).

Цели коррекции. Общая направленность коррекции в пси­ходинамическом направлении — помощь клиенту в выявле­нии неосознаваемых причин тягостных переживаний и бо­лезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие это­го, возможность личностного роста для клиента.

Техники. В практике психодинамической школы исполь­зуются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессозна­тельных побуждений человека, лежащих в основе его пове­дения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внут­ренних силах, которые помогут человеку справиться с труд­ностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает дей­ствительность.

И наконец, с помощью четвертой гр. методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизировать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых важную роль играют характер проблем. клиентов, степень восприимчивости человека, а также личность психолога.

Классический психоанализ 3. Фрейда

В классическом психоанализе структура личности вклю­чает в себя три основных компонента:

«Ego», или «Я», — центральная инстанция саморегуляции личности. «Ego» контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

«Super Ego», или «Сверх Я», — моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или на­ мерений с точки зрения их допустимости, с учетом обще­ственных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей.

«Id», «Оно»— биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинк­тов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий.

Из конфликта между «Id»,«Ego» и «Super Ego» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни: невротическую, реалистическую, моральную.

С чувством боязни связаны чувства винны и механизмы пси­хологической защиты «Я». Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика.

Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Это выражается в том, что его «Ego» защищает себя (с целью избежать боязни) от тех пережива­ний, которые для него неприемлемы.

Формы такого сопротивления могут быть самыми раз­личными: юмор, молчание, засыпание и т.д. Но наиболее су­щественным в коррекционной практике является такая форма сопротивления, как перенос (трансфер), т.е. перенесение на психолога чувств, вызванных в свое время другими значи­мыми для клиента лицами.

Данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возмо­жен перенос чувств со стороны психолога на клиента, в таком случае он называется «контрперенос».

Основными психологическими механизмами «Ego»-защиты являются следующие: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, интроекция, идентификация, интеллек­туализация, образование реакции, замещение, сублимация, ком­пенсация, ритуал, изоляция, частичная компромиссная реак­ция.

Цели коррекции. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение чело­века является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеческого поведения, основной целью кор­рекции выступает помощь клиенту в понимании и осозна­нии им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней.

Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической
интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основ­ные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, уме­ние и способность выдержать «перенос» и работать с «контр­переносом», тонкая наблюдательность и способность к адек­ватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику вы­ступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса пси­хоанализа.

Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований.

· Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

· Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до мно­гих лет) периоду совместной работы.

· В-третьих, в условие контракта вносится пункт, соглас­но которому клиент берет на себя обязательство воздержи­ваться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс мо­жет длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю).

Психоанализ — это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улуч­шится, и он будет способен реалистически управлять соб­ственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую при­роду.

Важным является стремление клиента тесно сотрудни­чать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значи­тельного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психи­ческих заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

Техники

Психоанализ заключается в поиске скрытых болезнен­ных очагов в пространстве бессознательного и психологи­ческий помощи человеку в осознании и переоценке трево­жащих его переживаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...