Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студенты и магистры в средневековых университетах

 

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам.

Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала.

Требования, которые применялись к студентам средневековых вузов: умение оперировать мнениями современников и цитировать их.

Монастырская библиотека – совокупность имеющегося знания (бенедктиктская). В XIII в. библиотеки были нацелены на то, чтобы приумножать знание. Как пополнялись библиотеки? Книга расшивалась на тетрадочки – пеции и копировалась по частям. Так, если вы читали какой-то текст, то к следующему занятию вы должны были копировать его, и к концу лекционного курса у вас набиралась почти целая книжка. Современная система постраничной нумерации – это детище университетских переписчиков. Средневековые школяры делили текст на главы и параграфы, так появилось оглавление. Помимо пергамена использовался средневековый «планшет» - дощечка, залитая воском.

Чтение для средневекового студента – это не просто прочитывание строчек, но еще и интерпретация. Есть буквальное толкование, аллегорическое и анагогическое толкования. Аллегория – это когда за простым предметом кроются глубокие смыслы.

Петр Ломбардский и его Сентеции в четырех книгах, где он собрал цитаты. Любой магистр должен был осмыслить все эти сентенции.

Публичные диспуты (Disputare). Были disputatia ordinaria – открытые лекции, связанные с тематикой обучения. Quodlibeta. в переводе с латинского - «о чем угодно». Они проводились в период постов. Чтобы студенты во время поста не развлекались, их занимали quodlibeta. В диспутах организовывался корпоративный дух. Диспуты записывались и разлетались по университету, обретая форму трактата. Нередко они оканчивались дракой.

Prodicare (проповедь) – это обязанность магистра.

Были достаточно крупной проблемой столкновения студентов и граждан. Студента было тяжело наказать (это мог сделать только глава корпорации). Обидевшиеся студенты обычно уходили в другие города.

Была установлена плата за обучение – либо за вас платили родители, либо орден. Если у студента заканчивались деньги, то он уходил нищенствовать.

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменаторами декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы

В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

 

Английские университеты

 

Основание английских университетов (Oxford и Cambridge).

Причины:

1)Французская миграция;

2)Внутрианглийская миграция (магистры кафедральных школ, которые ссорились друг с другом);

3)Внешняя политика. Генрих III, который ценил ученость и обеспечивал свою администрацию учеными клириками, которые умели читать и писать. Он издал статут, который запрещал уроженцам острова получать степени и лицензии магистров вне Англии.

В 1209 году в Оксфорде некий магистр убил женщину. Жители потребовали наказать виновного, и пошли к королю. Виновного наказали. Сам магистр был клириком. Получилось, что король нарушил неприкосновенность клирика. Магистры потребовали у короля даровать им хартию, по которой своих преступников они будут наказывать самым, так как они корпорация. К 1214 году король и магистры, и граждане города Оксфорда пришли к соглашению. Утверждается хартия. Значение: подтверждение автономности университета и избрание канцлера, который не был похож на парижского канцлера. И в Оксфорде и Кембридже не было епископа, а значит - свобода. Английская церковь была подконтрольной короне, а университеты манипулировали королем. Английские университеты всегда себя позиционировали как эксперты при короне. Они оперировали вопросами наследования и низложения короля. Сотрудники университета посылались в нижнюю палату – они становились организационной частью. В Англии была сильна сила обычая. В 1212 году были изданы первые статуты.

1. Введены списки обучающихся;

2. Запрещены ссоры между парламентом и остальными;

3. Запрещено принимать людей незнатных, незаконнорожденных, представителей ремесленных профессий.

Английские университеты играли роль национальной интеграции.

Школы:

· Оксфордские калькуляторы;

· Школа ордена францисканцев.

В Кембридже до XVII – XVIII вв. была сильно развита платоническая школа.

Английские университеты были тесно связаны с политической жизнью. Джон Уиклиф – магистр богословия, провозвестник в сей европейской реформации. Он предпринял попытку перевести Библию на национальный язык. Корпорация лишила Уиклифа степени магистра и выгнала его с позором.

Существовали некие правила, для поддержания репутации магистра (джентельмена):

1. Запрещалось разговаривать со слугами, людьми низкого происхождения;

2. Запрещалось болеть сифилисом;

3. Запрещалось пропадать куда-то без вести;

4. Запрещалось петь любовные песни;

5. Запрещалось предаваться обжорству;

6. Запрещалось ездить в гости на долгий срок.

В Лондоне с XIV в. активно развивалось общее право: были созданы судебные имуны (дома с прилегающими территориями). У них были уникальные библиотеки с источниками по праву. Имуны считались престижнее университетов. Они также являлись центрами культурного досуга.

Ирландия и Шотландия. История образования университетских корпораций здесь была напрямую связана с политикой (события Великой схизмы). Шотландия примкнула к Великой схизме во Франции. В 1394 г. шотландские епископы добились буллы об основании университета в Шотландии. Шотландский университет был основан в 1405 г. – Сент-Эмбрюс. В Ирландии собственного университета не было.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...