Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы национального книгоиздания




 

Кризис в России, затронувший практически все сферы общественной жизни, не обошел стороной и национальное книгоиздание. Если за 1980-1990 гг. выпуск книжной продукции возрос в мире на 24%, то в нашей стране за 5-6 лет книжное производство сократилось почти в 2 раза и оказалось на уровне предвоенных лет. По данным Российской книжной палаты, в 1986 году, наиболее успешном для Российских издателей, было напечатано 51,3 тыс. названий книг, в 1992 году - всего лишь 28,7 тыс., а в 1993 году 27,5 тыс. названий.

В чем причины? Прежде всего, необходимо отметить, что в 1987-1988 годах Госкомиздат начал проводить политику сокращения «плохих книг», «брошюрятины», и за счет этого бороться за увеличение производства социально необходимой литературы. В эти же годы начался процесс сокращения массово-политических изданий. В период перехода к рынку началась коммерциализация книгоиздания и книгораспространения. Безудержный рост цен на бумагу и полиграфические услуги привел к тому, что стало убыточным издавать книги даже массовым тиражом. Книжное дело, выйдя из под контроля государства, превратилось не в саморегулирующийся книжный рынок, как заверяли специалисты, а в книжную стихию. Нецивилизованный книжный рынок привел к тому, что читатель оказался один против всех: издателей, полиграфистов, книготорговцев, бумажников, посредников и т.д. В результате происходит деформация книжного дела страны, деградация книжной культуры российского общества, «вымывание» культуры книги как социокультурного, научного, образовательного и воспитательного фактора.

Рыночная конъюнктура потребовала от издателей, особенно новой волны, сосредоточить усилия на выпуске книг с повышенной нормой рентабельности, низкой себестоимостью, отсюда огромное количество репринтных изданий. Снижается выпуск книг, имеющих научное, культурное и воспитательное значение, и увеличивается производство литературы развлекательного и коммерческого характера. В бедственном положении оказалось книгоиздание по социально-приоритетным направлениям: объем выпуска научной литературы сократился в 2 раза, учебников в 1,7 раза, производственной литературы в 4 раза, значительно уменьшилось количество справочно-энциклопедических, детских, научно-популярных изданий, литературы на языках народов России.

В начале 1992 года стала совершенно очевидна необходимость целевой государственной программы, которая определила бы механизм стабилизации положения, сложившегося в книгоиздании России, выпуска литературы в соответствии с реальными потребностями. В 1992 году Министерство печати и информации (до реорганизации в Комитет по печати) утвердило Положение о Федеральной целевой программе книгоиздания России на 1993-1995 годы. 250 издательств и издающих организаций, включая негосударственные, вскоре прислали свои предложения в Федеральную программу. Число заявленных на 1993 год изданий составило более восьми тысяч.

Национальное книгоиздание в России складывается из двух основных частей:

изданий собственно национальных, выпущенных на языках коренных народов, в том числе осуществляемых центральными и специализированными издательствами типа «Просвещение», «Русский язык» и т.д.;

изданий на русском языке, осуществляемых издательствами, расположенными в республиках, либо различными российскими издательствами, не имеющими отношения к конкретной национальной культуре (издания национального фольклора, издания переводов национальных авторов).

Снижение числа или полное прекращение национально-язычных изданий - тревожный симптом, чреватый весьма негативными последствиями для развития национального книгоиздания, и в целом национальных культур, а в ряде случаев - таящий угрозу и самому существованию некоторых из них. В особенно неудовлетворительном состоянии находится книгоиздание для 34 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На конец 1993 года было зарегистрировано 6500 издательств, действующих по всей России. Причем добрая половина их работала в Москве, 12% в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Из общего количества издающих организаций России - 3 тыс. частные, 258 - работали в системе Комитета по печати, 702 - в системе различных министерств и ведомств, 558 учреждены общественными организациями и фондами.

Издательства независимо от форм собственности стали полностью самостоятельными в хозяйственном отношении. Цензура печати была отменена. Исчезли всевозможные ограничения по темам, объему деятельности, изменилась ценовая политика государства и ограничения на взаимодействия с полиграфией и книжной торговлей. Издательства ранее других предприятий вошли в рыночные отношения и накопили новый экономический опыт.

Новое состояние книгоиздания Российской Федерации потребовало от руководителей органов управления печати, издательств, издающих организаций, полиграфических и книготорговых предприятий, повышение ответственности за соблюдение законодательных и нормативных актов в области издательской деятельности и книгораспространения, по защите прав авторов произведений печати, издателей. Шла активная работа по приватизации книготорговой сети, которая зачастую, без учета специфики книжной торговли, приводит к перепрофилизации книжных магазинов, продаже на аукционах лучших книготорговых предприятий.

В то же время высокая арендная плата, налогообложение на прибыль, значительное увеличение транспортных и почтовых услуг, эксплуатационных расходов, введение новых платежей и налогов вели к резкому снижению рентабельности книготорговых предприятий, к снижению удельного веса печатных изданий в товарообороте.

Тенденции издательского бизнеса в работе Дальневосточного
книжного издательства

 

Еще к началу 1980-х годов во Владивостоке сформировался отряд графиков, владеющих всем арсеналом средств оформления книги. Художник, каким бы индивидуальным даром он ни обладал, был изначально поставлен в жесткие технические рамки. Он должен был учитывать полиграфическую структуру книги, облик которой слагался из множества элементов и зависел от того, сумеет ли художник найти решение, учитывающее объем книги, виды и количество изобразительных элементов, тип шрифта для обложки, титулов, суперобложки, шмуцтитулов, отдельных заголовков. Наконец, выполнить иллюстрацию, которая технически могла бы быть воплощена в жизнь (речь идет о докомпьютерной эпохе). Главной творческой площадкой в этот период являлось Дальневосточное книжное издательство. Издавались особо художественные издания: так, «Месяцеслов» Ю. Кашука, вышедший в 1987 году, вошел в число 100 лучших книг года по опросу журнала «Книжное обозрение». Тиражи отдельных книг достигали 100 000 экземпляров.

В 1990 г. закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» снял все препятствия для развития предпринимательства в книжном деле. В 1991 г. свободные цены были разрешены государственным издательствам, в том же году книжная торговля получила право применять свободную торговую наценку. Начался рост розничных цен на книги, падение тиражей и названий, что было вызвано также скачкообразным ростом цен на бумагу и другие полиграфические материалы и ростом цен на полиграфические работы. Российское книжное дело стало приобретать независимость от союзных органов с принятием в апреле 1991 г. Постановления Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» и «Временного положения об издательской деятельности в РСФСР», сделавших равноправными все формы собственности в книжном деле.

Общеэкономический кризис 1992-1993 гг., являвшийся продолжением системного кризиса, начавшегося еще в начале 80-х годов XX в., привел к инфляции, резкому падению реальных доходов населения, спаду производства и галопирующему росту цен на продукцию производственного и потребительского назначения. Правительство новой России вынуждено было пойти на отмену государственного регулирования цен на большинство товаров и ускоренную приватизацию. Начался резкий спад книгопроизводства, особенно тяжелое последствие для книжного дела повлекло упразднение государственной оптовой книжной торговли, лишившей производителей книг главного канала распространения. Выходу книжного предпринимательства из кризиса способствовали отсутствие конкуренции со стороны зарубежных фирм (характерно для большинства товаров тогдашнего потребительского рынка) и помощь со стороны государства: введение налоговых льгот для книжного дела, принятие целевой государственной программы книгоиздания, но в целом государственная политика в области книжного дела не была последовательной. В 1998 г., несмотря на кризис, тенденция роста выпуска издательством книг по названиям продолжилась. В то же время в 1999 г. их доля в суммарном тираже несколько уменьшилась. Но в 2000 г. темп прироста выпуска тиража снова возрос и в 2001-2002 годах вклад Дальневосточного книжного издательства в книгоиздание страны стал ощутимым. В 2002 г. после отмены льгот по НДС рост бизнеса остановился, но введение льготных ставок НДС позволило завершить год с падением выпуска всего на 1%. 2003 г. отмечен бурным ростом на 16%, но в 2004 и 2005 гг. темпы роста снижались. Наблюдалось также систематическое снижение тиражности одного наименования: если в 1991 г. тиражность одного наименования составляла 47,9 тыс. экземпляров, то в 2005 г. она упала до 7 тыс. экз. на одно наименование. Имела место тенденция, характерная в последнее десятилетие для всего мирового книгоиздания, получившая название «инфляции наименований» и связанная с углублением сегментации потребительского рынка на основе дифференциации индивидуальных потребностей.

Объем тиражей Дальневосточного книжного издательства в стоимостном выражении начиная с 1998 г. непрерывно растет. Рост в последние годы обеспечен ростом средних цен на один экземпляр и вызван не только инфляционными явлениями, но и повышением качества изданий, снижением тиражей и выпуском дорогостоящих изданий. Тем не менее, средняя цена на книгу в издательстве остается одной из самых низких в Дальневосточном регионе.

Среди современных тенденций книжного бизнеса наиболее заметна тенденция к появлению объединений фирм, которые предоставляют его участникам новые финансовые возможности. Книгоиздатели ДФО объединятся в ассоциацию - об этом было заявлено на XV Дальневосточной книжной выставке-ярмарке «Печатный Двор», которая работала во Владивостоке. С идеей о создании ассоциации книгоиздателей Дальнего Востока выступил Станислав Кожан, возглавляющий Холдинговую компанию «Новая книга» (г. Петропавловск-Камчатский). В отличие от крупных московских издательств, региональные зачастую не могут похвастаться высокими прибылями и испытывают трудности с реализацией своей продукции, которая действительно заслуживает внимания, но имеет ограниченный круг читателей на малонаселённых дальневосточных территориях. Коллеги из других субъектов ДВФО поддержали г-на Кожана, отметив, что такое объединение позволит небольшим издательствам совместно продвигать свою продукцию на всероссийских и международных выставках, более эффективно работать с книготорговыми предприятиями и библиотеками.

Очень важен вопрос о едином формате взаимодействия партнеров книжного бизнеса. Большим препятствием для дальнейшего развития книжного бизнеса остается слабая мощность книгопроводящей сети. После развала советской системы оптового книгораспространения «книжный голод» советской эпохи (неудовлетворенный спрос при больших остатках в сети неликвидной политической литературы) сменился состоянием близким к насыщению рынка в мегаполисах России и неудовлетворенным спросом на книги во многих регионах.


Заключение

 

Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества. Если учесть, что до недавнего времени в Российской Федерации в составе СССР функционировало немногим более 100 издательств, то можно утверждать, что число реально действующих издательских структур на территории страны возросло многократно. Серьезно изменилась топография их размещения. Количество городов, в которых сегодня работают те или иные книгоиздательские структуры, насчитывает более 300, причем во многих из них функционируют несколько десятков издающих организаций. Вместе с тем следует указать, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и мелкие предприятия.

Приморское краевое издательство (Примкрайиздат) было организовано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 21 мая 1945 г. на основании решения бюро Приморского крайкома ВКП(б) от 21 сентября 1945 г. Примиздат начал свою деятельность 1 октября 1945 года, переиздавал лучшие произведения советских писателей, подготавливал к изданию и издавал работы приморских писателей и поэтов, выпускал массово-политическую, историко-партийную, художественную, сельскохозяйственную, краеведческую литературу. В настоящее время Дальневосточное книжное издательство является крупной зональной организацией. В него по-прежнему входят отделения на Сахалине и Камчатке. В издательстве несколько редакций: общественно-политической, сельскохозяйственной, художественной, детской, краеведческой и научно-популярной литературы. Внешним видом книг, иллюстрациями занимается редакция художественного оформления. Издательство занимается выпуском литературы повышенного спроса, но по-прежнему фирменным знаком издательства остаются краеведческие издания.


Список литературы

 

1. Барабаш, Н. Какие книги создавать / Н. Барабаш // Красное знамя. - 1989. - 3 сент. - С. 13.

2. Баренбаум, И.Е. Всеобщая история книги / И.Е. Баренбаум, И.А. Шомракова. - СПб.: Вектор. 2005. - 526 с.

.   Болотов, В.А. Издательства в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития / В.А. Болотов. - М.: Мысль, 1999. - 420 с.

.   Бондарева, З. По ту сторону голой красотки / З. Бондарева // Дальневосточный ученый. - 1992. - №7 (февр.). - С. 7.

.   Васькин, А.А. Книготорговый бизнес в России и за рубежом / А.А. Васькин. - М.: Компания Спутник, 2007. - 130 с.

.   Говоров, А. История книжной торговли в СССР / А. Говоров. - М.: Дело, 1980. - 327 с.

.   Голева, О.П. Паблик рилейшнз в книжном бизнесе / О.П. Голева. - М.: МГУП, 2005. - 106 с.

.   Есенькин, Б.С. Предпринимательство в книжном деле / Б.С. Есенькин, А.Ф. Коган. - М.: МГУП, 2004. - 284 с.

.   Ильницкий, А. Книгоиздание современной России / А. Ильницкий. - М.: Омега-Л, 2008. - 316 с.

.   Каракуян, А. Решать должен читатель / А. Каракуян // Красное знамя. - 1989. - 7 марта. - С. 3.

.   Книгоиздательский бизнес: Сборник статей / Пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993. - 386 с.

.   Коган, А.Ф. Проблемы истории предпринимательства в книжном деле / А.Ф. Коган // Книжный рынок России: история, теория, практика. - М.: МГУП, 2007. - 240 с.

.   Ленский, Б.В. Издательство - книготорг - библиотека: путь книги к читателю / Б.В. Ленский // Научные и технические б-ки. - 2001. - №3. - С. 57-61.

.   Ляхов, В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. - М.: Наука, 1971. - 279 с.

.   Майсурадзе, Ю.Ф. Книжный рынок России: 1990-2000 гг. Динамика, экономика, организация / Ю.Ф. Майсурадзе. - М.: МГУП, 2001. - 192 с.

.   Маркович, Т. Скажи мне, что ты читаешь… / Т. Маркович // Красное знамя. - 1989. - 25 апр. - С. 4.

.   Мигонь, К. Наука о книге / К. Мигонь. - М.: Просвещение, 1991. - 195 с.

.   Пайчадзе, С. Книжное дело на Дальнем Востоке / С. Пайчадзе. - Владивосток: Дальнаука, 1991. - 547 с.

.   Ростовцев, Е.А. История книжного дела / Е.А. Ростовцев. - СПб.: Лань, 2007. - 335 с.

.   Таранин, Г.С. Издает Дальневосточное книжное (1970-1980): Справочник / Г.С. Таранин. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1981. - 152 с.

.   Толковый словарь по книжному бизнесу: Основные термины / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе. - М.: МГУП, 2002. - 159 с.

22. Тыцких, В. Изгнание музы / В. Тыцких // Утро России. - 1993. - 6 февр. - С. 3.

23. Функе, Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела / Ф. Функе. - М.: Глобус, 1982. - 362 с.

24. Хисамутдинов, А. Владивосток: этюды к истории старого города / А. Хисамутдинов. - Владивосток: Дальневост. Кн. изд-во, 1992. - 257 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...