Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чему учил Хата своего сына Пепи




Очень хотел некий Хати, чтобы сын его, Пепи, учился быть писцом. И, пока добирались они до столицы, поучал мальчика:

— Нет на свете ничего более выгодней и почетней, чем должность писца. Кто поймет эту истину, тот станет подобен птице в небе. Поверь мне! Уж я-то насмотрелся в жизни на разные ремесла, и ни одно из них не могло по выгодности равняться с ремеслом писца. Не слышал разве древнюю мудрость: «Писец в столице подобен мыши в амбаре — никогда с голоду не умрет»? Да, превыше всех искусств искусство письма! Верю, что немало придется попотеть, покуда освоишь до тонкости это ремесло, но, как научишься отменно писать, так и станешь господином — никто не сравнится с тобой. Взгляни ты на разные ремесла, и сразу поймешь преимущества работы писца. Взгляни на скульптора, гравера, резчика. Что за мучения несет их труд! Руки ноют от усталости, глаза слезятся, вечный кашель, хрип в груди, не разгибается спина от напряженной позы. Ничуть не лучше работа купца, везущего на барке вниз по Нилу разные товары. Пока доедет он до дельты — весь искусан комарами, устал как осел, измучен поклажей. А что за муки терпит строитель, вынужденный лазить по стенам, подобно обезьяне, рваный, грязный, в синяках. Немало страдает и садовник, надрывающий свой пуп, таская на себе мешки с землей и сосуды с водой для полива. Тяжко приходится ткачу, с утра до вечера склоняющемуся над станком. В вонище проводит жизнь красильщик, от которого исходит такой смрад, что все сторонятся его. Рыболова то и дело подстерегает крокодил. Зато что за чудная работа у писца! Нет писца, не имеющего ежедневных подарков, а сколько чести в его труде! Только не зевай и не ленись, покуда будешь обучаться в школе, ведь даже обезьяну, птицу можно многому научить. Ты же — человек! Когда же станешь ты учиться, сторонись таких приятелей, кто шлындает по тем местам, где подают вино и пиво. Стоит только увлечься зельем, как станешь ты похожим на корабль со сломанным рулем, на хромоногого осла, на топор без топорища. Гнусней нет зрелища, чем сидящий с девками юнец, пропахший пивом, распустивший слюни, глядя на их нагую срамоту! Погибший человек! Если не станешь учиться прилежно, то быть тебе простым крестьянином. А что может быть ужасней участи такой? Только и гляди, чтобы половину урожая не сожрали черви, а другую — не потоптали бегемоты. Гоняйся за воробьями, портящими посев, мышами, саранчой. А скоро явятся и сборщики налогов. Если не заплатишь, то палками побьют, вниз рожей бросят в яму с нечистотами. Зато взгляни-ка на писца! Его никто не станет бить — напротив, он будет с листом папируса стоять и наблюдать за тем, как потрошат других, да насмехаться. Налоги писцу незнакомы! Может быть, ты скажешь, что тебе приятна участь воина? Отнюдь! Побывал бы ты в казарме. Там смрад, нечистота, там лупят палкой беспрерывно. Но вот пошли в поход, так ведь редкий осел вытерпит мучения, выпавшие на плечи воина в походе. Кругом опасности, болезни, так что назад, в Египет, он возвращается полумертвецом. Не позавидуешь! Да, сынок, если послушаешь меня и выучишься на писца, то станешь благодарить отца всю свою долгую и счастливую жизнь. Писец в Египте, — меня никто не слышит? — поважнее фараона.

(Чему учил Хати своего сына Пепи. С. 59—60)

 

Научные знания

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работы землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной веревки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». (Название папирусам обычно дается современными исследователями на основании авторства, содержания, а иногда и места хранения. Слово «Московский» в названии папируса показывает, что папирус принадлежит коллекции московского Музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. — Сост.) Судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объема кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были еще весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырех простых арифметических действий.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину я равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислять уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звезд и пытались в общих чертах набросать карту звездного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержавших по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи еще не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачам знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установления диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трех возможных формул: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника. Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.

(История Древнего Востока. С. 87—89)

 

Быт и нравы

 

Египетские обычаи

Теперь я хочу подробно рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами. Поэтому я должен дать более точное ее описание. Подобно тому как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов. Так, например, у них женщины ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут. Другие народы при тканье толкают уток кверху, а египтяне — вниз. Мужчины [у них] носят тяжести на голове, а женщины — на плечах.

Мочатся женщины стоя, а мужчины сидя. Естественные отправления они совершают в своих домах, а едят на улице на том основании, что раз эти отправления непристойны, то их следует удовлетворять втайне, поскольку же они пристойны, то открыто. Ни одна женщина [у них] не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, мужчины же [могут быть жрецами] всех богов и богинь. Сыновья у них не обязаны содержать престарелых родителей, а дочери должны это делать даже против своего желания.

В других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся. В знак траура у других народов ближайшие родственники, по обычаю, стригут волосы на голове, египтяне же, если кто-нибудь умирает, напротив, отпускают волосы и бороду, тогда как обыкновенно стригутся. Другие народы живут отдельно от животных, а египтяне — под одной крышей с ними; другие питаются пшеницей и ячменем, в Египте же считается величайшим позором употреблять в пищу эти злаки. Хлеб там выпекают из полбы... Тесто у них принято месить ногами, а глину руками. Собирают они также и навоз. Половые части другие народы оставляют, как они есть; только египтяне (и те народности, которые усвоили этот обычай от них) совершают обрезание. Каждый мужчина носит у них две одежды, а всякая женщина — одну.

Египтяне — самые богобоязненные люди из всех, и обычаи у них вот какие. Пьют они из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые. Они носят льняные одежды, всегда свежевыстиранные; об этом они особенно заботятся. Половые части они обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте. Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви, им носить не дозволено. Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов. Конечно, жрецы получают и немалые выгоды. Из своих средств им ничего не приходится тратить, так как они получают [часть] «священного» хлеба и каждый день им достается довольно большое количество бычьего мяса и гусятины, а также и виноградного вина. Напротив, употреблять в пищу рыбу им не дозволено. Бобов же в своей стране египтяне вовсе не сеют и даже не едят: и дикорастущих ни в сыром, ни в вареном виде. Жрецы не терпят даже вида бобов, считая их нечистыми плодами. У каждого бога там, впрочем, не один, а много жрецов. Из них один — верховный жрец. Когда какой-нибудь жрец умирает, то ему наследует сын...

Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные с детства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь по их мнению, все людские недуги происходят от пищи. Вообще же египтяне, исключая ливийцев, самый здоровый народ на свете, что зависит, по-моему, от климата (ведь там нет смены времен года)... Вино, которое они пьют, изготовляется из ячменя, потому что в этой стране нет виноградной лозы. Рыбу же египтяне едят частью в сыром виде вяленой на солнце, частью просоленной в рассоле. Из птиц употребляют в пищу в соленом виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу всех других пород, кроме, конечно, почитаемых священными, они едят жареной или вареной.

На пиршествах людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!» Таковы обычаи египтян на пиршествах... У египтян есть еще и другой обычай, сходный с эллинским, именно лакедемонским, вот какой. При встрече со старцами юноши уступают дорогу, отходя в сторону, и при их приближении встают со своих мест. Напротив, следующий египетский обычай не похож на обычай какого-нибудь эллинского племени: на улице вместо словесного приветствия они здороваются друг с другом, опуская руку до колена.

Египтяне носят на теле льняные, обшитые по подолу бахромой хитоны... Поверх этих рубах они надевают внакидку белые шерстяные плащи. Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников. Это считается нечестивым...

Затем египтяне придумали еще вот что. Каждый месяц и день [года] посвящены у них какому-нибудь богу. Всякий может предугадать заранее, какую судьбу, какой конец и характер будет иметь родившийся в тот или иной день. Это также заимствовали у египтян эллинские поэты.

Предзнаменованиям и чудесам они придают гораздо больше значения, чем все другие народы. Так, если произойдет какое-нибудь чудо, египтяне внимательно следят за его последствиями и отмечают их. В подобном же случае, по их мнению, в будущем результаты будут одинаковы...

Плач по покойникам и погребение происходят вот как. Если в доме умирает мужчина, пользующийся некоторым уважением, то все женское население дома обмазывает себе голову или лицо грязью. Затем оставив покойника в доме, сами женщины обегают город и, высоко подпоясавшись и показывая обнаженные груди, бьют себя в грудь. К ним присоединяется вся женская родня. С другой стороны, и мужчины бьют себя в грудь, также высоко подпоясанные. После этого тело уносят для бальзамирования.

(Геродот. История. С. 91-92, 103-105) __

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...