Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контент-анализ как социологический метод.

Контент-анализ -(от англ. contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания текстов и документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими текстами и документами, то есть их социальной обусловленности.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;

имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);

для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;

статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;

формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

В социологии, контент-анализ показывает несколько важных характеристик.

Во-первых, Райт пишет, что сравнительно легко получить доступ к публикации или источнику, для того чтобы провести исследование.

Во-вторых, контент-анализ позволяет строить недорогие репрезентативной выборке.

В-третьих, контент-анализ дает соответствующие количественные результаты, и легко воспроизводимые в различных социальных средах. Таким образом, внешние действия контент-анализа в социологии становятся неоспоримыми. Однако выбранный образец (источник) не всегда является представителем группы населения должны быть исследованы.

Контент-анализ делает особый акцент на количественные характеристики человеческих отношений не в состоянии объяснить, качество этих отношений в деталях.

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один из успокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.

Контент-анализ может занять много времени (когда исследователю необходимо анализировать и обрабатывать информацию из многочисленных новостей или телевизионных источников)

Контент-анализ подключен к смещения выборки, когда исследователь хочет делать обобщения для артефактов определенного типа (Shortell Если такие артефакты отсутствуют, выбор образца группа становится предвзятым. Наконец, контент-анализ это просто еще один тип статистических исследований, которые предоставляет нам понимание людей социального поведения в данный момент времени он описывает, но не объясняет закономерности социального поведения.

Необходимые условия контент-анализа:

-объективность (два исследователя, работающие по одной методике, должны прийти к одному результату)

-систематичность (исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу)

-научная строгость (обязательное соблюдение этапов исследования и требований к ним)

-репрезентативность (ряд анализируемых материалов должен быть характерен для всей реальной деятельности исследуемого источника)

-возможность количественного анализа (подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных элементов, случайность этих употреблений)

Стадии контент-анализа:

-формулировка проблемы, темы, задач и гипотез исследования

-определение категорий анализа

-определение единиц анализа и счета

-конструирование выборки

-разработка кодировочной таблицы (инструментальной сетки) и инструкции кодировщика – основных рабочих документов исследования

-анализ текста – заполнение кодировочной таблицы

-ввод и обработка данных

-интерпретация результатов

Категория анализа – аналог социальной проблемы исследования, ее лаконичное и емкое выражение.

Категория анализа играет роль вопроса в анкете. В рамках одного контент-исследования может использоваться одна или несколько (система) категорий анализа.

Примеры категорий анализа:

-расовая (половая, возрастная и т.п.) дискриминация

-транслируемые ценности

-оперативность СМИ

-толерантность

-социальная действительность и ее модель в СМИ

Единица анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Существует два основных вида единиц анализа:

-единица-признак

-единица-фрагмент

В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом:

-оперативность

-жанр

-функциональная принадлежность

-отраслевая принадлежность

-география материала

Подсчет количества (единицы счета) материалов ведется двумя способами: 1) количество, 2) площадь, эфирное время, трафик.

В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом:

-оперативность

-жанр

-функциональная принадлежность

-отраслевая принадлежность

-география материала

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...