Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценчные средства текущего контроля успеваемлости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).




В ходе изучения дисциплины студенты изучают научную литературу по проблематике дисциплины, как основную, так и дополнительную, осуществляют анализ научных концепций. Студентам предлагается составление глоссария по теме, разработка презентаций, написание эссе, рефератов, подготовка докладов.

Контроль за ходом самостоятельной работы студента осуществляется в следующих видах:

Текущий контроль:

- письменный контроль: эссе, рефераты, тестирование, представление текста практической работы;

- устный контроль: коллоквиум, собеседование, доклад.

Аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляется в форме экзамена, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний.

7.1.Проблемные вопросы и ситуации.

 

1. Что такое «профессионально-нравственная жизнь человека»? Какова ее структура? Каково место денег в профессионально-нравственной жизни человека?

 

2. Этика целей и средств имеет три пласта: общетеоретический, прикладной и практический.

В общетеоретическом плане проблема «цель-средство-результаты» в истории европейской культуры и этики была сведена только к двум первым элементам и стала предметом спора о формуле «цель оправдывает средства», которую традиция приписывает основателю ордена иезуитов И.Лойоле.

В решении проблемы «цель-средства» сформировалось три подхода:

гуманистический: «благим целям должны соответствовать хорошие средства»;

прагматический: «благой является та цель, для достижения которой имеются подходящие средства»;

цинический: «цель имеет сугубо служебный характер; самоцельно лишь использование средств, а цели необходимо находить для их оправдания и обеспечения доверия, поддержки».

В прикладном плане проблема приобретает полный вид. Важны не только средства, но и результаты.

Знаменитый американский исследователь менеджмента Р.Хеллер дает десять советов по решению данной проблемы:

– думай, прежде, сем действовать, деньги не твои;

– хорошее управление есть следствие хорошей идеи;

– управляющий не доказывает собственной неправоты;

– доход должен превышать расход;

– возможности управлять людьми всегда ниже требуемых;

– менеджер либо может выполнять свою работу, либо не может;

– когда действие требует сложных расчетов, не предпринимай таких действий;

– если цель ложна, то и путь к ней ложен;

– если ты пытаешься сделать невозможное, то тебе не миновать провала;

– самый легкий способ сделать деньги – перестать их терять.

В практическом плане данную проблему описывает Л.Якокка: «Пока вы идете по жизни, вам попадаются тысячи узких боковых тропинок, но действительно широкие развилки, определяющие выбор дальнейшего пути, встречаются очень редко – это момент критического испытания, момент истины». Суть данной истины, по Л. Якокке, в человеческой самостоятельности и стойкости, в возможности управлять переломной ситуацией.

Сделайте выбор одного из трех подходов общетеоретического решения проблемы «цель-средства». Прокомментируйте от себя 2-3 совета Р.Хеллера. Сравните суждение Л.Якокки с поведением российских профессионалов, обращая внимание на уровень самостоятельности, инициативности и «спора с судьбой».

 

3. Какие важные российские традиции управления вы можете назвать, с точки зрения профессиональной этики? Какие из них сохранились, трансформировались с досоветского периода, какие новые были выработаны в постсоветской России?

 

4. Как вы оцениваете следующее суждение-рекомендацию С.Илона: «Большинство ученых, работающих в области управления –кроссвордисты, а нужно видеть конкретную страну, людей, их проблемы и научиться консультировать менеджеров, анализируя конкретные проблемы и используя синтетическое мышление»? Примените данное высказывание к современной российской ситуации.

 

5. Культ успеха в профессиональной этике. Поисками российской модели успеха сегодня заняты многие:

«Социализм в России проиграл еще и потому, что не сумел дать народу внятную формулу успеха – того, что в Америке называют «американской мечтой»… Разве возможен деловой успех на родине Иванушки-дурачка? Что мы такое? Почему мы мечемся меж Емелей и рекетиром с большой дороги? Меж гениально беспочвенным «идеалистом» и беспросветно-безнадежным «практиком», который никогда не поймет и не накормит идеалиста. В этом одна из самых загадочных цитаделей российского сознания… Побеждают не те, кто ждет, когда их печь поедет» (И.Хакамада).

«Этика успеха «говорит» языком, в котором сплетены мораль и праксиология. Установка на успех этически значима, если стимулирует человека стать творцом своей судьбы, не позволяет превратить себя в пешку для чужих игр. Не менее важно, чтобы став хозяином своей судьбы. Человек не позволил себе использовать в «играх успеха» других людей в роли пешек» (В,Бакштановский, Ю.Согомонов).

«Секрет успеха в искренности. Если вы только сможете ее изобразить, считайте, что дело в шляпе.

Если в каждой данной ситуации вы усматриваете лишь то, что видит всякий, про вас можно с одинаковым основанием сказать, что Вы и представитель своей культуры, и ее жертва» (Ю.Ирхин).

«Постсоветская эпоха, изгнавшая из трудовой морали ориентации на «служение», а также ценности жертвенности и героизма, оставив одни только негероические мотивы “ценностей здорового успеха”, сегодня терпит фиаско. И не только потому, что повседневная жизнь постоянно обучает нас ценностям “неуспеха”, а “успехи” ничтожно малой части населения значительно более демагогичны даже, чем вчерашние успехи “показательных трудовых коллективов” Но и потому, что предельный гедонизм, т.е. стремление к удовольствиям, в том числе и ко всякого рода успехам, в истории всегда был симптомом декаданса, он сопровождал закат великих культур. Современная потребительско-гедонистическая психология, зовущая к «здоровому успеху» является лишь продуктом и симптомом заката индустриальной цивилизации» (Ю.Беспалова).

 

В чем, по вашему мнению, суть конфликта между добром и пользой? Какова нынешняя формула успеха, прежде всего, в профессии? Что в ней нравственного, что морально нейтрального и что безнравственного? В каких «играх успеха» вам приходилось участвовать и с каким эффектом? Прокомментируйте вышеизложенные суждения?

 

6. Что такое зависть в профессиональном мире? Чем она отличается от ревности, жадности, злости? Почему завидовать стыдно? Как правильно завидовать преуспевающему конкуренту? Как направить энергию зависти в деловое русло?

 

7. В литературе выделяется десять типов руководителей: задира, черепаха, боец, льстец, пессимист, всезнайка, сосредоточенный на себе, некомпетентный, лентяй, на чужом месте. Выскажите свое мнение о том, какие профессионально-нравственные ресурсы не используют в достаточной мере отдельные типы руководителей.

 

8. Перечислите основные ритуалы и церемонии в профессионально-деловой жизни. Назовите их не менее десяти.

 

9. Н.М.Власова (специалист в области политической этики) считает, что существует девять правил этики служебных отношений:

улыбайся, будь вежлив и приветлив, поддерживай хорошее настроение у себя и окружающих, ибо так не только жить веселее, но и делать работу быстрее;

здоровайся, не скупись на проявление личного уважения к подчиненным, сотрудникам, партнерам, поскольку уважительное отношение создает деловую атмосферу для всех, а должности могут быстро меняться, и завтра ты сам можешь оказаться в подчинении у своего нынешнего подчиненного;

не путайся между «ты» и «вы», поскольку в российских традициях лучше «вы-кать», «ты-канье» ведет к панибратству с одними и недоверию со стороны других;

терпеливо слушай и проявляй максимум доброжелательности к участникам совещания, которое ты ведешь, поскольку люди, отложив многие дела, пришли на него для выработки решения проблем, в которых заинтересован прежде всего ты сам; веди совещания по принципу «каждый говорит то, что хочет сказать»;

больше проси, чем приказывай, поскольку приказ уместен только в крайних случаях (угроза срыва важного заседания, нарушение правил техники безопасности, аварии, чрезвычайные происшествия, террор), а люди в служебных отношениях лучше реагируют на слово «прошу», чем «приказываю»;

благодари, но и взыскивай, т.е. пользуйся всеми санкциями этого важнейшего инструмента этичного руководства, но помни, что поощрения более действенны, чем наказания, да и их нельзя применять по принципу «всем сестрам по серьгам, а всем братьям – по кнуту»;

пойми, запомни и помоги – важнейшая заповедь деловой этики, т.к. только личное взаимопонимание и необходимая помощь приводят к дружной атмосфере в организации;

не преследуй за критику, поскольку мстительность вообще безнравственна; совершенствуй критику: умело и осторожно критикуй подчиненных без какого-либо унижения достоинства и придирок, грубостей; при несправедливой критике в твой адрес спокойно объясни, что критикующий не имеет полной информации, памятуя при этом – самокритика и самоирония представляют собой лучшее средство против дутого авторитета, лести и подхалимажа;

опирайся на самостоятельных, крепких людей, избегая подчиненных, не имеющих своего суждения.

 

Прокомментируйте приведенные правила. Какое из них является самым трудным для вас?

 

10. Осветите содержание основных тактических приемов, используемых на деловых переговорах. Каковы основные ошибки российских деловых людей на переговорах с зарубежными партнерами (назовите пять-шесть ситуаций)? Следует ли при встрече иностранных гостей действовать по пословице: «Все, что в печи, на стол мечи»?

 

11. Каковы, по вашей оценке, перспективы профессиональной этики в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...