Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всеобщие диалектические категории и законы развития

Философский материализм и материалистическая диалектика

Марксизм в целом и Диалектический материализм, как его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 века, когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение требовала познания законов развития общества. Основоположниками его являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Д. м. – высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Материя и сознание.

Итогом исторического развития науки и общественно-исторической практики явилось доказательство материальности мира, его несотворимости и неуничтожаемости, вечности существования во времени и бесконечности в пространстве, его неугасающего саморазвития, которое необходимо приводит на определённых этапах к возникновению жизни и мыслящих существ. Через них материя становится способной к познанию законов своего собственного существования и развития. Каковы же основные свойства, формы бытия и общие законы развития материи?

Материя представляет всё бесконечное многообразие самых различных объектов и систем природы, которые существуют и движутся в пространстве и времени, обладают неисчерпаемым многообразием свойств. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Наши органы чувств могут воспринимать лишь ничтожную часть реально существующих форм материи, но благодаря конструированию всё более совершенных приборов, измерительных устройств человек неуклонно расширяет границы познанного мира. Для каждого материального образования существовать – значит обладать объективной реальностью по отношению к другим телам, находиться с ними в объективных связях и взаимодействиях, быть элементом общего процесса изменения и развития материи.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» - писал В. И. Ленин.

Это определение материи органически связано с материалистическим решением основного вопроса философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному.

Понятие материи как объективной реальности характеризует материю вместе со всеми её свойствами, формами движения, законами существования и т.д. Материя существует в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов и систем, каждая из которых обладает движением, структурностью, связями и взаимодействиями, пространственно-временными и многими другими общими и частными свойствами. Материя всегда обладает определённой организацией, она существует в виде конкретных материальных систем.

Система - это внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных (или взаимодействующих) элементов. В системе связь между составляющими её элементами является более сильной, устойчивой и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Внутренняя упорядоченность системы выражается в комплексе законов связей и взаимодействий между её элементами. Каждый закон выражает определённый порядок или тип связей между некоторыми явлениями. Структура системы выступает как совокупность внутренних связей между её элементами, а также законов данной связи. Структурность – неотъемлемый атрибут всех существующих систем. Понятия системы и элемента соотносительны. Всякая система может быть элементом ещё большего образования, в которое она входит. Точно также элемент выступает в качестве системы, если учитывать его структурность, наличие более глубоких структурных уровней материи.

Можно ориентировочно выделить следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи:

-в неживой природе: элементарные частицы (включая античастицы) и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, агрегаты молекул, макроскопические тела, геологические образования, Земля и другие планеты, Солнце и другие звёзды, местные скопления звёзд, Галактика, система галактик, Метагалактика, являющаяся лишь одной из систем бесконечной Вселенной;

-в живой природе: внутриорганизменные - молекулы ДНК и РНК, как носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки, ткани, органы, функциональные системы и организм в целом; надорганизменные биосистемы - семейства организмов, колонии, различные популяции – виды, биоценозы, биогеноценозы, географические ландшафты и вся биосфера;

-в обществе: человек, семья, различные коллективы, объединения и организации, классы, партии, нации, государства, системы государств и общество в целом. Целостность социальных систем определяется многочисленными социальными связями и отношениями (экономическими, политическими, социально-классовыми, национальными, этническими, культурными, семейными и т.д.).

Основными формами существования материи являются движение, пространство и время.

Движение – это универсальный способ существования материи. В мире не может быть материи без движения, как нет и движения без материи. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всём качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов – мир един, поскольку всё, что входит в его состав, - лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые некоторым всеобщим законам.

Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи. Пространство – форма бытия материи, которая выражает её протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний. Из свойств пространства и времени можно выделить всеобщие и частные, а также особенные, присущие лишь некоторым состояниям материи, и даже отдельным объектам.

К всеобщим свойствам пространства относятся его неразрывная связь со временем и с движением материи, зависимость от структурных отношений в материальных системах. С протяженностью пространства тесно связаны метрические отношения, которые отражаются в различных типах геометрии (евклидовой, Лобачевского, Римана). Теория относительности доказала, что с возрастанием скорости движения тел относительно уменьшаются их размеры в направлении движения. Под действием полей тяготения происходит своеобразное искривление пространства.

При всём качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов – мир един, поскольку всё, что входит в его состав, - лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные некоторым всеобщим законам.

Сознание неотделимо от материи. Материя существовала до появления сознания. Материализм исходит из того что сознание есть функция человеческого мозга, сущность которой заключается в активном, целенаправленном отражении действительности. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Сознание - целостная система познавательных и эмоционально-волевых элементов:

- отражение как способность человеческого мозга отражать действительность (результат длительного развития высокоорганизованной материи).

- ощущение, через которое осуществляется непосредственная связь субъекта с объективной реальностью;

- восприяти е включает осмысление предметов, их свойств и отношений;

- представление – высшая форма чувственного отражения (образное знание об объектах, которые воспринимались нами в прошлом, но которые не воздействуют в данный момент на наши органы чувств, сохранённые в нашей памяти восприятия);

- воображение – высшая форма представления;

- мышление, выступающее в форме понятий, суждений и умозаключений представляет собой отражение существенных, закономерных отношений вещей;

- потребность – движущая пружина поведения и сознания людей, зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к объективному миру.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, членораздельной речи, выражающей в материальной форме представления, мысли людей. Как и сознание, речь могла сформироваться лишь в процессе труда, который требовал совместных согласованных действий людей. С помощью языка осуществляется переход от живого созерцания, от чувственного познания к обобщенному, отвлеченному мышлению. «Всякое слово (речь) уже обобщает», - писал В.И. Ленин. Сознание отражает действительность, а язык обозначает её и выражает мысли. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Являясь средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, чувствами, идеями, речь связывает людей не только данной социальной группы и не только данного поколения, но и разных поколений. Так создаётся преемственность исторических эпох.

Всеобщие диалектические категории и законы развития

Категории – наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды теоретического мышления. По своему содержанию они отражают вне нас существующую действительность, свойства и отношения объективного мира. Каждая из категорий отражает какую-либо сторону объективного мира, а все в месте они охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы. Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определённой системы категорий. Ленин рассматривал категории как ступеньки, узловые пункты познания мира. Категории диалектического материализма являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Основной категорией является материя. К другим видам категорий относят: единичное, особенное и общее, причину и следствие, часть и целое, форму и содержание, структура и система, сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность, качество и количество и др. Категории являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Категории являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления.

Каждая область природы, общества и мышления имеет свои законы развития.

«Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса», - писал Ленин.

Но вследствие материального единства мира в нём существуют некоторые общие законы развития. Диалектика как раз и изучает законы всякого развития.

 

Наиболее общими законами материалистической диалектики являются:

Закон перехода количественных изменений в качественные есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.

Закон единства и борьбы противоположностей в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; борьба противоположностей даёт внутренний импульс к развитию, ведёт к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового. Таким образом, развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключаю-щие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой – составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество.

Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Диалектическое отрицание выступает как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе всё положительное содержание предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, восходящий характер. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых элементов, существовавших прежде.

Масса – одна из основных характеристик материи, определяющая её инерционные и гравитационные свойства, физическая величина. Соответственно различают массу инертную и гравитационную. В классической механике Ньютона масса входит в определение импульса (количества движения) тела: импульс р пропорционален скорости движения тела v, p = m v

Эквивалентное определение массы получается из уравнения движения классической механики f = m a. Здесь m – коэффициент пропорциональности между действующей на тело силой f и вызываемым ею ускорением тела a. В теории гравитации Ньютона масса выступает в другой форме - как источник силы тяготения. Это поле вызывает притяжение любого другого тела с силой, определяемой законом тяготения Ньютона:

Опыт показал, что инертная масса и гравитационная масса пропорциональны друг другу (а при обычном выборе единиц измерения численно равны). Этот фундаментальный закон природы называется принципом эквивалентности. Его открытие связано с именем Галилея, установившего, что все тела на Земле падают с одинаковым ускорением. Понятие массы приобрело более глубокий смысл в механике специальной теории относительности А. Эйнштейн, рассматривающей движение тел (или частиц) с очень большими скоростями – сравнимыми со скоростью света с = 3*1010 см/сек. В новой механике (релятивистской) связь между импульсом и скоростью частицы даётся соотношением:

- где m0 масса покоя

 

 

Закон сохранения энергии – один из наиболее фундаментальных законов, согласно которому важнейшая физическая величина – энергия сохраняется в изолированной системе. Этому закону подчиняются все без исключения известные процессы в природе. В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остаётся постоянным. Если система не изолирована, то её энергия может измениться либо при одновременном изменении энергии окружающих систему тел на такую же величину, либо за счет изменения энергии взаимодействия системы с окружающими телами. При переходе системы из одного состояния в другое изменение энергии не зависит от того, каким способом (в результате каких воздействий) осуществляется переход. Причина этого заключается в том, что энергия – однозначная функция состояния системы. Сохранение энергии связано с однородностью времени, т.е. с тем фактом, что все моменты времени эквивалентны и физические законы не меняются со временем (теория симметрии и суперсимметрии в физике).

Закон сохранения механической энергии установлен Г.В. Лейбницем (1686), а для немеханических явлений Д. Джоулем и Г. Гельмгольцем. В термодинамике этот закон носит название первого начала термодинамики (для систем с тепловыми процессами). До создания А. Эйнштейном специальной теории относительности (1905) законы сохранения массы и энергии существовали как два независимых закона. Эйнштейн показал, что энергия тела неразрывно связана с его массой Е = 2.

Если m0 – масса покоящегося тела, то его энергия покоя E0 = m0c2; эта энергия может переходить в другие виды энергии при превращениях частиц (распадах, ядерных реакциях и т.д.). Согласно классической физике, энергия любой системы меняется непрерывно и может принимать любые значения. В квантовой теории энергия микрочастиц, движение которых происходит в ограниченной области (например, электронов в атомах), принимает дискретный ряд значений. Атомы излучают электромагнитную энергию в виде дискретных порций квантов, или фотонов.

Энергия связи – энергия связанной системы каких-либо частиц (например, атомов), равная работе, которую необходимо затратить, чтобы разложить эту систему на бесконечно удалённые друг от друга и не взаимодействующие между собой составляющие её частицы. Является отрицательной величиной, т.к. при образовании связанного состояния энергия выделяется, её абсолютная величина характеризует прочность связи (например, устойчивость ядер). Согласно соотношению Эйнштейна, энергия связи эквивалента дефекту масс: ∆E = ∆mc2. Значение энергии связи определяется типом взаимодействия частиц в данной системе:

-энергия связи ядра обусловлена сильными взаимодействиями нуклонов;

-энергия связи электронов определяется электромагнитным взаимодействием;

-энергия связи при гравитационных взаимодействиях обычно мала, но для некоторых космических объектов (чёрные дыры) её величина может быть решающей.

Знание всеобщих законов служит руководящей основой изучения специфических законов, это взаимоотношение общих и специфических законов составляет объективное основание взаимосвязи диалектического материализма и конкретных наук.

Исходными моментами теории познания диалектического материализма являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-исторических условиях общественной жизни.

Основы диалектико-материалистической теории познания сформулированы В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» в следующих положениях:

«1) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас...

2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано…

3)В теории познания как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным».

Гносеология (теория познания) обязана марксизму двумя вещами, которые коренным образом изменили её облик: 1) распространением материалистической диалектики на область познания; 2) введением в теорию познания практики как основы и критерия истинности знания.

Процесс познания обусловлен исторически сложившейся структурой познавательных способностей человека, уровнем развития познания, который в свою очередь обусловлен существующими предшествующими общественными отношениями. Субъектом познания является человек, являющийся общественным существом, находящегося в определённых отношениях к себе подобным. Вне общества нет человека, следовательно, нет и субъекта познания. Воздействие предметов природы и социальных процессов на человека является необходимым условием познания, однако основу этого процесса образует воздействие человека на объективную реальность. Человек действует всеми своими средствами, естественными и искусственными орудиями на явления и вещи природы, преобразуя их, а вместе с тем и самого себя. Эта предметная материальная деятельность людей носит название практики.

Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. Зависимость познания от практики объясняет нам общественно-историческую природу познания. Процесс познания начинается с ощущений и восприятий и поднимается на уровень мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса. Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически определённой ступени нескончаемого процесса познания. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и целостность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражён в неподвижных категориях. Процесс познания имеет своим результатом знание. Понятие знания весьма сложно и содержательно. Посредством знания человек теоретически овладевает объектом, преобразует его идеально. Знание идеально по отношению к находящемуся вне его объекту. Оно не сама познаваемая вещь, явление, свойство, а форма освоения действительности, способность человека в своих мыслях, целях, желаниях воспроизводить вещи, процессы, оперировать их образами, понятиями. Таким образом, знание представляет собой адекватное отражение действительности, проверенное общественной практикой. Это форма деятельности человека, определяемая свойствами, закономерностями явлений объективной реальности, т.е. способ целесообразного, творчески активного отражения объекта. Но знание не существует вне отражаемого им мира, оно необходимо принимает специфическую материальную форму выражения. Человек как предметное существо действует предметным образом; его знания существуют также в предметной форме. Оперировать знанием можно лишь постольку, поскольку оно принимает форму языка, выражается системой чувственно воспринимаемых предметов – знаков. Иначе, как через язык, человек не может передать другому идею вещи, её образ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...