Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функция приспособления к среде,




Определение культуры.

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как:

§ «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]

§ «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

§ «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);

§ «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

§ «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

§ «вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3];

§ признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура[ источник не указан 154 дня ].

§ набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.

Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Культура — искусственная среда (В. П. Комаров, Факультет Системы управления, информатики, электроэнергетики, МАИ). Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

 

Основные элементы культуры

Культура делится на материальную и нематериальную.

Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры - материальную. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: книга, паровая машина, орудия труда, галстук, украшения, жилой дом и мн. др.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, значения, обычаи, идеи, традиции, язык и т.п. Нематериальные объекты нельзя потрогать, увидеть, они существуют в нашем сознании, и поддерживаются человеческим общением.

Элементом культуры может быть плуг, стол, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.д.

Культурный комплекс - совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: мяч, спортивная одежда и обувь, стадион, болельщики, судьи и мн.др

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, традиции, ценности.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Например: обычай праздновать Новый Год и Пасху, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку. Некоторые обычаи стоят близко к этикету.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Например: безнравственно оскорблять старших, бить женщину, издеваться над инвалидами. Но, что именно считать нравственным зависит от культуры данного общества. Например: в Спарте вполне нравственным было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение закона влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь.

Под традицией (от лат. traditio - передача, предание) понимается механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиция показывает вертикальную ось времени-то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохраниться в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции передаются из поколения в поколение.

Ценности.

Ценности, как базовый элемент духовной культуры - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Открытие, изобретение.

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие — получение новых знаний о мире.

Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Открытие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны от диких хищников, превосходивших человека агрессивностью и силой. Второе — превращение оружия в орудие труда. По времени, возможно, второй процесс был продолжительнее первого. Третье крупное изобретение — «приручение» огня. А дальше технический прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй, изобретения колеса, плуга и письменности.

В последние 10 000 лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период оно прошло путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю жизнь. Поколение 2000 года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем поколение 80-х. Половину всех своих знаний человечество получило в XX веке.

Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относиться к умершим. Ни одно животное не хоронит погибших сородичей. Это делает только человек.

Первым начал хоронить своих предков неандерталец 80—100 млн лет назад.

Разновидности культуры.

Можно выделить следующие разновидности культуры:

доминирующая культура;

субкультура;

контркультура.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о:

молодежной субкультуре;

субкультуре пожилых людей;

субкультуре национальных меньшинств;

профессиональной культуре;

криминальной культуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультра обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Примеры контркультуры - это субкультура террористов, молодежное движение хиппи в 60-е годы ХХ в. в Америке, которое отрицало господствующие американские ценности, усердный труд, материальный успех, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

Функции и формы культуры.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.

функция приспособления к среде,

Познавательная,

Информативная,

Коммуникативная,

Регулятивная,

Оценочная,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...