Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социального действия




I. Понятие социологии и «смысла» социального действия

Социология — наука стремящаяся понять социальное действие и объяснить его процесс и воздействие. «Действием» называется действие человека если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем действие, которое по предлагаемому действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Методологические основы.

1) Слово «смысл» имеет два значения:

а) он может быть предполагаемым средним смыслом, субъективно предлагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций;

б) он может быть чистым типом смысла, субъективно предполагаемыми гипотетическими действующими лицами в данной ситуации.

2) Граница между осмысленным действием и поведением не связанным с субъективно предполагаемым смыслом не может быть точно проведена. Способность воспроизвести действие не есть обязательная предпосылка его понимания: «Чтобы понять Цезаря, не надо быть самим Цезарем». Полное сопереживание — важное, но не абсолютное непреложное условие понимания смысла.

3) Каждая наука стремится к «очевидности». Очевидность понимания может быть по своему характеру:

а) рациональной (логической, математической) присущей действию, которое доступно интеллектуальному пониманию;

б) в качестве результата сопереживания и вчувствования — эмоционально и художественно рецептивной. Очевидность постижения действия достигается в результате полного сопереживания в определенных эмоциональных связях.

Но высочайшие «цели» и «ценности», на которые может быть ориентировано поведение человека, мы часто понять не можем, хотя в ряде случаев способны постигнуть его интеллектуально; чем больше эти ценности отличаются от наших собственных, тем труднее нам понять их в сопереживании посредством вчувствования, силою воображения.

4) Во всех науках о поведении есть такие явления как повод к определенным действиям, результат каких-либо событий, стимулирование решений или препятствие их принятию. Поведение, чуждое осмыслению, не следует идентифицировать с «неодушевленным» или «нечеловеческим» поведением. Каждый артефакт, например «машина», может быть истолкован и понят только исходя из того смысла, который действующий человек связывает с его изготовлением и применением, без этого соотнесения назначение такого артефакта остается совершенно непонятным. Следовательно, пониманию в данном случае доступна только его соотнесенность с действиями человека, который видит в нем либо «средство», либо цель и ориентирует на это свое поведение. Чуждыми смыслу остаются все процессы или явления, лишенные предполагаемого смыслового содержания, выступающие не в качестве «средства» или «цели» поведения, а являющие собой лишь его повод, стимул или помеху.

Иную категорию образуют недоступные пониманию опытные данные о процессах, связанных с психическими и психофизиологическими явлениями, а также, например, такие процессы, как эйфории при различных аскетических самоистязаниях, расхождение индивидуальных реакций по темпу, виду, ясности и так далее.

5) Понимание может быть:

а) непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия;

б) объясняющим пониманием. Понятные нам смысловые связи, понимание их мы рассматриваем как объяснение фактического действия. Следовательно, в науке, предметом которой является смысл поведения, «объяснить» означает постигнуть смысловую связь, в которую по своему субъективному смыслу входит доступное непосредственному пониманию действие.

6) «Понимание» во всех этих случаях означает интерпретирующее постижение:

а) предполагаемого в отдельном случае,

б) предполагаемого, взятого в среднем значении,

в) смысла или смысловой связи в чистом типе некоего часто повторяющегося явления. Каждое толкование стремится к ясности. Однако сколь бы ясным по своему смыслу ни было толкование, оно тем самым еще не может претендовать на каузальную значимость и всегда остается лишь наиболее вероятной гипотезой.

А) «Мотивы», которые данный индивид приводит и те, которые он «подавляет» (то есть скрытые мотивы). В этом случае задача социологии — выявить связь между отдельными мотивами и посредством истолкования установить ее подлинный характер, невзирая на то, что она обычно не может считаться полностью конкретно предполагаемой, осознанной индивидом.

Б) В основе поведения, представляющего нам «одинаковым» или «похожим», могут лежать самые различные смысловые связи, и мы «понимаем» значительно отклоняющиеся друг от друга, подчас противоречивые типы поведения в ситуациях, которые мы считаем «однородными».

В) Действующие в определенных ситуациях, люди часть испытывают противоречивые, борющиеся друг с другом импульсы, которые мы, несмотря на их различия «понимаем».

7) «Мотивом» называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия.

8) События и единообразия, которые, будучи в принятом здесь смысле непонятными, не могут быть определены как «социологические факты» или закономерности, конечно, не становятся от этого менее важными.

9) «Поведение» в качестве понятной по своему смыслу ориентации собственных действий всегда являет собой для нас действие одного или нескольких отдельных лиц.

Для социологии и истории объектом постижения является смысловая связь действий.

Для других познавательных целей или для целей практических (например, юридических), может быть целесообразно рассматривать социальные образования («государство», «ассоциацию», «акционерное общество», «учреждение») так же,как отдельных индивидов. Для понимающей социологии, интепретирующей поведение людей, эти образования — просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нас носителей осмысленных действий. Но социология и для своих целей не может игнорировать коллективные мысленные образования - просто полученные с других позиций. Так как толкование поведения связано с этими коллективными понятиями следующим образом:

а) Социология также часто вынуждена пользоваться подобными коллективными понятиями (нередко совершенно одинаково обозначая их), для того чтобы вообще обрести понятную терминологию.

б) Поведения и коллективные образования являют собой определенные представления в умах конкретных людей о том, что отчасти реально существует, отчасти должно было бы обладать значимостью: на эти представления люди ориентируют свое поведение, эти коллективные образования могут иметь огромное значение для поведения людей. В первую очередь как представление о том, что должно (или не должно) иметь значимость.

в) Метод так называемой «органической» социологии направлен на то, чтобы объяснить совокупность социальных действий, отправляясь от «целого». В интерпретирующей социологии такой метод может служить следующим целям:

1. Практической наглядности и предварительной ориентации.

2. Этот метод позволяет нам выявить тот тип социального поведения, интерпретирующее понимание которого важно для объяснения определенных связей. Однако на этой стадии социологическое исследование только начинается. Мы понимаем поведение отдельных индивидов, участвующих в событиях, тогда как поведение клеток мы «понять» не можем, а можем только постигнуть его функционально, а затем установить правила данного процесса. Преимущество интерпретирующего объяснения по сравнению с объяснением, основанным на наблюдении, достигается, правда, за счет большей гипотетически и фрагментарности полученных выводов, но тем не менее именно оно является специфическим свойством социологического познания.

Мы должны знать какое поведение функционально важно с точки зрения «сохранения» типа социального действия, чтобы затем поставить вопрос, как возникает подобное действие и какие мотивы его определяют.
Исследование основных проблем эмпирической социологии всегда начинается с вопроса: какие мотивы заставляли и заставляют определенных «функционеров» и членов данного «сообщества» вести себя таким образом, чтобы подобное «сообщество» возникло и продолжало существовать? Любое функциональное (отправляющее от «целого») образование понятий служит здесь лишь предварительной стадией, польза и необходимость которой не вызывают никакого сомнения, если оно проведено правильно.

10) «Законы», как обычно называют некоторые положения понимающей социологии, являют собой подтвержденную наблюдением типическую вероятность того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которыми руководствуется действующий индивид. Законы основаны на чисто целерациональных мотивах. Понятны и однозначны эти «законы» могут быть при оптимальных условиях постольку, поскольку типический наблюдаемый процесс основан на чисто целерациональных мотивах.

Определенные методологические цели оправдывают в ряде случаев применение естественнонаучного по своему характеру деления на «физическое» и «психическое», совершенно чуждое в этом смысле наукам о поведении. Результаты психологической науки, которая исследует средствами естественных наук и естественнонаучной методики действительно только «психическое» и следовательно, не стремится истолковать человеческое действие с точки зрения его предполагаемого смысла, могут, конечно, в отдельных случаях так же как выводы любой другой науки, иметь значение для социологии; и действительно, значимость их часто очень высока. Однако социология не находится в более близком отношении к ней, чем ко всем другим наукам. Рациональные размышления человека о том, соответствуют ли определенные действия определенным интересам по ожидаемым последствиям, и принятое в соответствии с полученным результатом решение ни в коей мере не становятся нам понятнее в результате «психологических» изысканий. Между тем именно на таких рациональных предпосылках социология основывает большинство своих «законов». При социологическом объяснении иррациональных моментов поведения понимающая психология в самом деле может оказать серьезную помощь. Однако такая возможность ничего не меняет в методологическом отношении.

11) Социология конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов. Для образования своих понятий социология берет в качестве парадигм материал в значительной степени из тех же реальных компонентов поведения, которые релевантны также с точки зрения истории.

Понятие социального действия

1) Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

2) Не все типы действия являются социальными. Внешнее действие не может быть названо социальном в том числе, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение носит социальный характер лишь в том случае, если оно ориентировано на поведение других.

3) Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное влиянию природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже «социальным действием».

4) социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других.

Индивид может также оказаться объектом массового воздействия со стороны рассеянных масс людей, если они влияют на него одновременно или последовательно и он воспринимает их поведение как поведение многих. Реакции определенного типа становятся возможны только благодаря тому факту, что индивид ощущает себя частью «массы», другие реакции, напротив, этим затрудняются. Вот почему какие-либо события или действия могут вызвать у человека в толпе самые разнообразные чувства - веселость, ярость, воодушевление, отчаяние и любые другие аффекты, которые не возникли бы в результате тех же причин у индивида в одиночестве, при этом между поведением индивида и фактом его причастия к толпе может не быть осознанной связи. «Подражание» поведению других не является специфически «социальным поведением», если оно только реактивно и не ориентировано на поведение другого лица. Ориентация здесь не на поведение другого; индивид посредством наблюдения ознакомился с известными объективными возможностями, и на них он ориентируется в своем поведении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...