Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам.

Это определение можно назвать ценностным. Оно предполагает, что деятельность, имеющая негативные последствия для общества (преступная, аморальная, реакционная), не является творчеством, даже если она переживается субъектом как творческая и ведет к существенным новшествам (например, изобретение новых орудий преступления).

В указанных определениях раскрываются различные оттенки смысла, в котором употребляется слово "творчество". Но субъективное определение позволяет считать творческой любую продуктивную деятельность, связанную даже с самой минимальной субъективной новизной, любой акт самовыражения личности, сколь бы малозначимым для общества он ни был. Творчество в этом смысле оказывается обыденным и не особенно трудным делом. А при ценностном определении решение вопроса о творческом или нетворческом характере какой-либо деятельности попадает в зависимость от субъективных предпочтений того, кто решает этот вопрос, - например, от его политических, идеологических, религиозных убеждений. Представлению о творчестве как высшей форме продуктивной деятельности, которая имеет общезначимый, а не узко личный смысл и требует большого труда и таланта, в наибольшей мере соответствует объективное определение творчества.

Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:

постановка творческой задачи;

поиск решения;

рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;

материализация результата - воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.).

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом - состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа. Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения ("инсайта", "ага-переживания") вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.

На том, что творческий процесс в существенной своей части не контролируется сознанием, основаны различного рода мистические и иррационалистические концепции творчества. В них оно объясняется или вмешательством высших, сверхъестественных сил, которые отключают разум от участия в творческом процессе и диктуют творцу готовые решения, или действием животных инстинктов, не поддающихся рациональному анализу. Творческая деятельность действительно содержит в себе немало загадочного. Однако, во-первых, в бессознательно протекающих процессах есть свои закономерности, которые постепенно раскрываются наукой, а во-вторых, не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество - это царство разума. И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого не надо делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе. Неосознанные мыслительные процессы - это своего рода "мыслящая машина", у входа и выхода которой стоит сознание. В сознании субъекта определяются цели творческого процесса, подготавливаются условия для бессознательных движений мысли, оцениваются, проверяются, формулируются и осмысливаются результаты творчества. Без работы разума, без участия сознания никакое творчество невозможно.

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура - это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура - продукт творчества.

Однако в разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.

Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий множества рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них, может быть, лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков сохраняла из таких изменений самые лучшие. Народ творил художественные ценности, проделывая за столетия работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий "звездный миг".

Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, либо безумцем, посягнувшим в непомерной гордыне на то, что может делать лишь Бог.

Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.

Данте в XIV в. приходилось унижаться перед папскими слугами; а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с римским папой, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: "Папа мне докучает и меня сердит".

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения и не нуждается в понукании. Для творчества одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, внутреннее стремление к совершенству в нем. Поэтому предоставление ей свободы действий делает ее труд наиболее эффективным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...