Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виртуальная реальность, её смысл и специфика.




Специфика философии.

 

Существует определенная специфика философии — различные понимания того, что можно считать философией, а что нельзя. Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и оправданию своих жизненных принципов в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне — афоризм (краткая содержательная формулировка некоторого тезиса). Примером афоризма является надпись на перстне Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировками такого типа будут некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии как основа для более высоких уровней философствования. Философско-художественное мышление — это философские обобщения, выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения, стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое произведение выходит на уровень осмысления общественных ценностей.

Нормативная форма философствования на этом уровне — философско-художественный образ. Таким примером может служить высказывание Гераклита: «Вселенная — это ребенок, играющий в кости», т. е. перебор вероятностей. Это могут быть философские эссе, т. е. произведения, посвященные теоретическому анализу философских проблем и целенаправленные в художественной выразительной форме. Например, «Апология Сократа» — последняя речь Сократа, записанная Платоном. Философия в узком смысле этого слова — теоретическая философия — специализированная система знаний, вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью, осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждения, логические требования, в том числе точность выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность любого требования, использование категориального аппарата. Категории — это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат — это система терминов, принятых в данной области знания. Нормативная форма философствования — философская концепция. Т. о., философия в собственном смысле слова — это философия высоких уровней обобщения. Именно благодаря им философия является самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией, философией культуры. При этом возникает вопрос, на каком из этих уровней наиболее полно раскрывается сущность философии, цель ее существования. Сциентизм — направление, считающее, что адекватной формой философствования является только теоретическая философия, т. к. только она является строгой наукой. Теоретическая философия направлена, как любая наука, на выявление существенных закономерностей реальности и формирование логического аппарата. Сциентизм оценивал философию как «науку наук», т. е. главную науку, обобщающую данные всех остальных. Этот взгляд уходит в прошлое с возрастанием уровня общности конкретных наук. В связи с этим в ХХ в. имеет место выражение: ”Наука — сама себе философия”. Современный сциентизм, например философия лингвистического анализа, рассматривает философию как коммуникативную науку, которая соотносит между собой другие области знания, уточняет и согласовывает терминологию, является резервуаром нерешенных проблем. Представители противоположного направления мысли — антисциентизма — считают, что философия не должна быть научной и даже наукообразной. Наука — абстрактное знание на уровне общих истин. «Наука для всех, потому что они ни для кого в отдельности». Философия должна быть ориентирована на индивидуальное бытие, обращаться к мировоззрению личности, выстраивать не только логическую, но и ценностную аргументацию. Оба направления признают, что философские проблемы обладают определенной спецификой. Они затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Это проблемы, которые могут быть решены на разных уровнях. Отсюда возможность возвращения к философским проблемам на новых уровнях развития общества и личности. Это проблемы, решение которых частично зависит от жизненной позиции познающего субъекта, следовательно, предполагают различные варианты решения, возможность выбора.

 

Виртуальная реальность, её смысл и специфика.

Первые определения термина "виртуальная реальность" приходятся приблизительно на 1989 г. Предложенный в этом году термин "виртуальная реальность" обозначал искусственный трехмерный мир - киберпространство, созданное с помощью компьютера и воспринимаемое человеком посредством специальных устройств.

По определению Джерона Ланье, Виртуальная реальность - это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.

Есть и другие определения термина "виртуальная реальность". Это понятие связывают и с технологиями "multimedia", трехмерной графики и анимации, позволяющими объединить в едином информационном носителе всевозможные формы кодирования информации (вербальную, иконографическую, идеографическую, фонографическую и т.п.), что в свою очередь позволяет моделировать на компьютере процессы и объекты реальной жизни, создавать объемное компьютерное познавательное пространство с ощущением и восприятием его реальности за счет активного участия пользователя компьютера в "событиях", предлагаемых информационной системой.

Виртуальные миры допускают наличие Аватар - электронных двойников людей. Аватара - в индийской мифологии частичное или полное воплощение божества в живое существо. Управляемые человеком, эти фантомы могут жить в виртуальном мире, общаться со своими "коллегами", выполнять различные действия, совместно строить и развивать свой виртуальный мир.

В последние два десятилетия благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия — виртуальная реальность. Основная проблема, возникающая в рамках рефлексии относительно указанного вида бытия, представляет собой вопрос об онтологическом статусе виртуальной реальности. Этот вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта. Следовательно, главное свойство системы виртуальной реальности - это возможность изменять информационные потоки, комбинировать, а также генерировать новые. Вместе с тем, все, что происходит в системе виртуальной реальности является в некоторой степени запрограммированным, поскольку виртуальная реальность неразрывно связана с компьютерной информационной средой. Есть лишь тенденции к тому, что скоро свою виртуальную реальность каждый сможет создавать сам, что открывает принципиально новые возможности, а именно: человек сам сможет быть творцом своего собственного мира. Актуализация виртуальной реальности, т.е. наличное существование для данного субъекта определяется так же субъективно-идеальным бытием. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Виртуальное пространство заставляет нас чувствовать, будто бы мы имеем дело непосредственно с физической реальностью.

Наука пока еще далека от каких-либо окончательных выводов, но одно можно сказать с уверенностью, что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия. Еще в IV в. ранневизантийский философ Василий Великий в своей натурфилософской работе "Шестоднев" утверждал идею того, что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам существования порождающей реальности.

 

Мы можем выделить следующие специфические особенности виртуальной реальности:

1. порождаемость;

2. автономность;

3. актуальность;

4. интерактивность;

5. доступность любой области пространства;

6. сложность передачи тактильной информации;

 


 

Понимание и объяснение.

“Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности”.

Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Исходные, донаучные виды понимания:

  • освоение и понимание языка;
  • понимание других людей;
  • в сопереживании, диалоге;
  • понимание социальных знаков, норм;
  • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.


Основные виды научного понимания:

  • понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);
  • интерпретация инокультурных символов и метафор;
  • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
  • понимание иных форм жизни;
  • понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально- антропологических исследованиях);
  • понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).


Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. Первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

Третий тип понимания – относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение. Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый благодаря этому реальности; это состояние, вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. “Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание” был применен Дройзером (1868г.)” Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу “объяснение”. Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, так как только они обеспечивают целостность человеческой натуры и характера. Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.

Объяснение может быть:

  • атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать;
  • субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;
  • генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;
  • контрагенетическим; структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким.


По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования. Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке. Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов:

  • предсказание;
  • ретросказание.

Обосновывая свое деление Вригт отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов. Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в свете более поздних событий, - они характерны для исторической науки. Важно, применяя ретросказательное объяснение, следует избегать переоценки прошлого.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...