Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восток – Запад – Россия в диалоге культур.




Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как социокультурных образований. Прежде всего следует обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднозначны. Культура Запада и Востока - это многообразие локальных культурных образований.

Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложившуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведения. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка на созерцательность.

В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентированы на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются формально-правовой ориентацией.

В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) отстаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они считали, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоенной: рассудочной и формально-правовой. Культурный фундамент России - православное христианство и община, они составляют основу духовной культуры. Православие повлияло на эмоциональную и интеллектуальную жизнь общества. Русскую культуру отличает духовная целостность, разумность, соборность, отсутствие классовых антагонизмов, общинное землевладение.

Западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен) считали, что русская культура - это культура, отставшая от западной культуры. Задача России заключается в том, что она должна следовать за культурой Запада и пройти тот путь, который Запад уже прошёл. Западники полагали, что русская история есть история преодоления отсталости России от Запада.

Евразийцы (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский) рассматривали Россию как Евразию, которой присущ восточный дух и западная свобода. Они считали, что культура народа определяется средой его обитания, географическими условиями - «месторазвитием народа». В этом они усматривали истоки самобытности различных народов, в том числе своеобразие русского национального сознания. Особое влияние на российское самосознание оказал восточный (тюркско-татарский) фактор, без которого нельзя понять ход русской истории. Между тем, включая истоки Запада и Востока, русская культура является абсолютно самостоятельной. Защищая идею геополитической и культурной общности евразийского континента, они полагали, что Россия способна без утраты своей самобытности и традиционной культуры принять вызовы информационно-технической цивилизации.

Достаточно продуктивным является подход, согласно которому русская культура принадлежит европейской культуре как часть единой европейской культуры, но при этом обладает качественным своеобразием. В частности, Д.С. Лихачёв полагал, что русская и европейская культуры составляют единую европейскую культуру, истоки которой составляет христианство. Её особенностью является то, что она направлена на личность, даёт свободу для творческого самовыражения, способна воспринимать другие культуры. Своеобразие русской культуры заключается в том, что она более художественно-эмоциональна, направлена на исследование нравственных проблем..


Аксиология – учение о ценностях. Роль ценностей в жизни человека и общества.

Аксиология – философское учение о ценностях, их происхождении и сущности, месте в реальности. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

Ц-ти выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено в сферу действенно-практических связей системы "человек – окр. мир".

Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-исторический базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. Ц-ти можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ц-ям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д. Соц. ц-ти составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д. Полит. ц-ти — это демократия, права человека. Дух-ые ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Эстетические- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ц-тей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ц-ти относятся к сфере необходимости.

Человечество не только создает ц-ти в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности.

Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ц-ть той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка - это осознание того, какую ц-ть представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, соц-ой группы с позиций кот. делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент морали как формы общ-го сознания. Моральные правила и идеалы образуют стандарт, оценивания конкретных человеческих поступков и общественных явлений - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые сами в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззрения, индивид-ой и общ-ой психологии соц-ых групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеч-их ценностей является обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию чел-ка. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, выступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловеческие. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Развитие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловеческие ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет человек, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.


Культура и цивилизация

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:

1. Англо-американская традиция: понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуютсколько-нибудь существенные различия.Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби(1889 - 1975)и Самюэль Хантингтон.

В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:

- явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;

- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);

- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;

- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.

2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности. Первым разграничил эти два понятия немецкий философ И.Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы О.Шпенглер (1889 - 1936), Г.Зиммель, Г.Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Н.Данилевский, Н.Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.

Культура

1. Первична, имеет природное происхождение: человек. 2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.3.Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи). 4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 5.Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 6.Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения. В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.

В ней все материальное служит духовному. 7.Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности. 8.Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.

Культура – это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу.

Культура – это духовные ценности: Образование Наука Философия Искусство

Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования

Цивилизация

1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество. 2.Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.3.Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище). 4.Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества). 5.Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям. 6.Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...