Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению практикума




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

 

 

 

«Уголовно-процессуальное право

(уголовный процесс)»

ПРАКТИКУМ

предназначен для курсантов 3 курса очной формы обучения,

обучающихся по направлению подготовки (специальности)

40.05.01– Правовое обеспечение национальной безопасности

 

Орел

ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова

 

Рецензенты:

1. Рудов Д.Н. – кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, майор полиции;

2. Плетникова М.С. – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России, подполковник полиции.

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс): практикум предназначен для курсантов 3 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 40.05.01– Правовое обеспечение национальной безопасности / Е. А. Семенов. – Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. – 90 с.

 

Практикум призван оказать помощь курсантам 3 курса очной формы обучения в формировании навыков составления процессуальных документов при расследовании уголовных, возбужденных по факту совершении дорожно-транспортных преступлений.

Обязательное документирование всех осуществляемых по уголовному делу действий и решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, является одной из важнейших черт российского уголовного судопроизводства. Заполнение практикума курсантами 3 курса очной формы обучения, обучающихся по специальности 40.05.01– Правовое обеспечение национальной безопасности, безусловно, будет способствовать закреплению теоретических знаний и эффективности образовательного процесса.

Практикум рассмотрен на заседании кафедры уголовного процесса «13» января 2016 г. Протокол № 1.

 

Практикум рассмотрен на заседании Методического совета «23» марта 2016 г. Протокол № __.

© Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016.


Методические рекомендации по выполнению практикума

Современный уровень развития преступности в нашей стране, обострение криминогенной обстановки в ряде регионов России, стремительная криминализация отношений бизнеса и власти ставят перед сотрудниками органов внутренних дел сложные задачи борьбы с проявлением преступной активности. Повышается уровень требований к профессиональной подготовке сотрудников оперативных и следственных аппаратов, успешное выполнение возложенных на них задач потребует значительно большей отдачи, мужества и компетентности.

Во всех образовательных организациях юридического профиля, в том числе в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова, «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» является одной из базовых учебных дисциплин. Усвоение отправных положений данного курса образует фундамент профессиональной подготовки специалистов для органов предварительного расследования, прокуратуры, судов.

Подготовка специалистов основана не только на изучении теоретических основ дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», но и на формировании практических умений и навыков расследования уголовных дел, написания уголовно-процессуальных документов. Уголовное дело, собственно и представляет собой совокупность документов, составляемых следователем (дознавателем), судом или судьей либо полученных ими по запросам или от участников уголовно-процессуальной деятельности по их инициативе. Процессуальные документы являются не только средством быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и обеспечения реализации уголовной ответственности, но также служат важным средством обеспечения прав и законных интересов граждан.

Получая достаточно широкий спектр знаний, выпускники юридических факультетов не всегда способны самостоятельно составить постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение и другие процессуальные документы. В этой связи одной из целей преподавания Уголовно-процессуального права (Уголовного процесса) является выработка у курсантов умений и навыков написания уголовно-процессуальных документов. Для этого в рамках практических занятий, предусмотренных тематическим планом по указанной дисциплине курсанты выполняют практические задания и письменно оформляют процессуальные решения в виде протоколов и постановлений.

Процессуальные документы в своем большинстве – это письменные процессуальные акты, составляемые в соответствии с уголовно-процессуальным законом должностными лицами, ведущими процесс, и другими его участниками для удостоверения или отражения произведенного действия, принятого решения или занятой позиции.

Процессуальные документы, как письменные, так и неписьменные (фонограмма, кинолента и т.д.), отражают весь ход, содержание и результаты работы должностных лиц, ведущих уголовный процесс (дознавателя, следователя, прокурора, судьи, суда), и призваны служить гарантией правильного и справедливого разрешения уголовного дела, законности и обоснованности производства по нему, соблюдение прав и законных интересов граждан, вовлекаемых в уголовный процесс.

Все решения, определяющие движение по уголовному делу или подводящие итог процессуальной деятельности на различных этапах и стадиях, должны базироваться на материалах уголовного дела, вытекать из них, соответствовать им. Кроме того, процессуальные документы обеспечивают возможность осуществления прокурорского надзора за соблюдением требований закона в процессе производства по уголовному делу, а также процессуального контроля со стороны руководителей органов предварительного расследования и судебных органов.

В уголовно-процессуальном законодательстве не сформулированы общие требования, которым должен соответствовать любой процессуальный документ, составляемый в ходе предварительного расследования. Однако, независимо от полноты их регламентации в уголовно-процессуальном законе, документы должны отвечать определенным общим требованиям, поскольку они фиксируют процессуальные действия, совершаемые в предусмотренной законом форме. Среди таких общих требований важно назвать следующие:

1) Процессуальный документ должен соответствовать тому закону, которым предусмотрено его составление (по наименованию, форме, содержа­нию). В тех случаях, когда в законе указаны реквизиты процессуального доку­мента, их включение в составляемый документ обязательно. Соответствие про­цессуального документа закону предполагает также ссылки на правовые нормы, предусматривающие составление данного документа.

2) Содержание процессуального документа должно соответствовать фактическим обстоятельствам, установленным материалами дела. Это оз­начает, что обстоятельства, известные по делу и имеющие отношение к вопро­су, который разрешается данным документом, должны получить в нем отраже­ние. При наличии противоречий в материалах дела принимаются меры для их устранения. Если же этого сделать не представилось возможным, в документе требуется указать, почему одни обстоятельства приняты, а другие - отвергнуты. Необходимость составления процессуального документа должна вытекать из материалов дела.

3) Процессуальный документ должен отвечать требованиям логичности, краткости и ясности. Это означает, что все вопросы излагаются в нем после­довательно, с тем, чтобы каждое новое положение следовало из предыдущего или было логически связано с ним, чтобы не встречались противоречия и не вытекающие из текста документа выводы. В нем не должно быть лишних слов, длиннот; четкость текста и однозначность суждения обеспечивают единообраз­ное понимание смысла документа.

4) Грамотность и культура оформления процессуального документа. До­кумент должен быть изложен грамотно не только в общепринятом смысле, с соблюдением правил грамматики и синтаксиса, но и юридически грамотно, т.е. в соответствии с современным уровнем правовых знаний. Недопустимо упот­ребление таких выражений, как «признательные показания», «проходит по де­лу», «однодельцы» и т.п., сокращений слов (например, вместо «осмотр места происшествия» - «осмотр м/п»). С грамотностью документа связана и культура его оформления. Это качество документа определяется также тем, насколько разборчиво и аккуратно он написан, правильно ли и красиво расположен текст.

В юридической литературе предлагается несколько оснований для класси­фикации процессуальных документов, составляемых при производстве предва­рительного расследования.

По содержанию процессуальные документы классифицируются на:

1) документы, в которых закрепляются ход и результаты уголовно-процессуальной деятельности и возникшие в ходе и по поводу этой деятельно­сти правоотношения, а также фиксируется соблюдение прав и законных интере­сов личности в уголовном процессе (протоколы, сообщения, объяснения, уве­домления);

2) документы, в которых закрепляются решения органов, ведущих уголовное судопроизводство (постановления, представления, отдельные поручения, указания, обвинительное заключение и т.д.);

3) иные документы (расписки, подписки, запросы, повестки и проч.).

В общей сложности в ходе предварительного расследования составляется более 20 различных видов процессуальных документов.

По степени императивности составления их можно условно подразделить на обязательные (основные) и факультативные (вспомогательные).

К обязательным процессуальным документам относятся такие виды доку­ментов, которые составляются по каждому уголовному делу органом дознания, дознавателем или следователем. В них содержатся выводы по основным вопро­сам, возникающим в ходе дознания и следствия, решения в дальнейшем движе­нии дела, о производстве следственных действий, фиксируются и закрепляются доказательства. Это постановления, протоколы, обвинительное заключение (при производстве предварительного следствия) и обвинительный акт (при про­изводстве дознания).

Факультативными являются те виды процессуальных документов, кото­рые в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления, личности обвиняемого, собранных материалов не обязательно составляются по каждому уголовному делу. Факультативные виды документов способствуют принятию правильных решений следователем и органом дознания, обеспече­нию прав участников уголовного процесса, выполнению ими процессуальных обязанностей, своевременному и надлежащему производству следственных действий, сохранению вещественных доказательств. Их нельзя рассматривать как «второстепенные» процессуальные документы. Факультативные процессу­альные документы, как и обязательные, столь же важны по тем уголовным де­лам, по которым в соответствии с законом они должны составляться с учетом конкретных обстоятельств. В числе процессуальных документов факультатив­ного характера необходимо назвать: представления, подписки, обязательства, письменные поручения, письменные уведомления, письменные возражения, за­явления, сообщения, объяснения, повестки, описи и др.

Настоящий практикум представляет собой макет материального «результата» работы следователя спецотдела СУ УМВД России по расследованию ДТП – это различные процессуальные документы, составляющие уголовное дело. Более того, в практикум включены и процессуальные документы составляемые судом (судьей) при осуществлении своей деятельности после того как к нему поступят материалы уголовного дела от прокурора.

С точки зрения формирования навыков и умений практикум призван выработать навыки принятия не только правильного, законного решения в конкретной практической ситуации, но и составления многих процессуальных документов.

Содержание и сложность задания определяются назначением практикум. Акцент делается не только на законности и обоснованности разрешения курсантом ситуации, а на правильность ее процессуального оформления. Поэтому решение, которое нужно принять, почти очевидно, хотя определенные пределы для усмотрения имеются. Зачастую текст задания содержит такую фабулу, которую можно в готовом виде «вставить» в текст процессуального документа. Могут приводиться избыточные сведения, не нужные для данного решения, что повысит сложность разрешения ситуации, но не сложность составления уголовно-процессуального документа. Мы обоснованно применяем способ формулирования задания в виде единого текста. Кроме того, такая форма подачи информации упрощает составление процессуальных документов, она соответствует реальным условиям получения первичной информации, с которыми курсант может столкнуться в своей практической работе. Представленная фабула содержит не все обстоятельства совершенного ДТП, что делает необходимым самостоятельно восполнять пробелы, которые могут возникнуть при составлении тех или иных процессуальных документов. Так же следует учитывать, что представленный перечень процессуальных документов является не полным, что обязывает курсантов дополнять материалы уголовного дела другими процессуальными документами, необходимыми для расследуемого уголовного дела.


ФАБУЛА УГОЛОВНОГО ДЕЛА

08 января 2016 года, примерно в 22 часа 45 минут водитель Петечкин Петр Петрович управлял автомашиной БМВ-520 гос. № У 123 ХА 57 рус., следовал по ул. Пионерская со стороны ул. С.Шаумяна в направлении ул. С.Щедрина г. Орла, и на пересечении ул. Пионерская – ул. Октябрьская г. Орла допустил столкновение с автомобилем Рено Логан гос. № А 456 ХО 57 рус., под управлением водителя Иванова Ивана Ивановича, который следовал по ул. Октябрьская со стороны Б.Победы в направлении ул. Гуртьева г. Орла. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомашины Рено Логан гос. № А 456 ХО 57 рус. Петровой Светлане Викторовне были причинены телесные повреждения от которых последняя скончалась в больнице.

Петечкин Петр Петрович находился в автомобиле с Сергеевым Сергеем Сергеевичем, которому и принадлежал автомобиль БМВ-520 гос. № У 123 ХА 57 рус. В страховку Петечкин Петр Петрович вписан не был; выезжая на перекресток, проигнорировал знак «Уступи дорогу»; свою вину полностью признал. Сергеев Сергей Сергеевич в результате ДТП серьезных травм не получил, от медицинской помощи отказался.

Иванов Иван Иванович работает в службе такси и с Петровой Светланой Викторовной знаком не был; в автомобиле кроме их двоих ни кого не было. Иванов Иван Иванович в результате ДТП серьезных травм не получил, от медицинской помощи отказался.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...