Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 3. Составление профиля трассы дороги

ФГБОУ ВО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСИ

КАФЕДРА ЭЭиУН

ГЕОДЕЗИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Направление подготовки: 08.03.01 Строительство

 

Направленность: Промышленное и гражданское строительство,

Экспертиза и управление недвижимостью

Жилищно-коммунальный комплекс

 

Квалификация: бакалавр

ОРЕЛ 2016

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ.

Учебный план для строительных специальностей предусматривает выполнение студентами - заочниками предусматривает выполнение двух контрольных работ. Каждую работу следует выполнять только после проработки соответствующего учебного материала по литературе.

КОНТОРЛЬНАЯ РАБОТА

Работа состоит из двух заданий, выполняемых в «Тетради для выполнения контрольной работы № 2». Ответы на вопросы и решения всех задач, входящих в данную работу, высылаются на рецензирование одновременно.

 

Задание 1. Решение задач по обработке результатов

Геометрического нивелирования.

Задача 1. Дана отметка НА точки А. Вычислить отметку точки В через ее превы­шение над точкой А, если по нивелирным рейкам получены отсчеты:

в точке А.............. а = 1454 мм;

в точке В.............. b =2878 мм.

Построить поясняющий схематический чертеж.

Отметкой точки А студент задается в зависимости от своего шифра (ее условно принимают равной отметке ПЗ 8 в работе 1). Например, студент, имеющий шифр ПГС - 85 229, должен взять НА = 129,129.

Задача 2. Воспользовавшись исходными данными предыдущей задачи, вычислить вторично отметку НВ точки В, но теперь через горизонт инструмента. Построить поясняющий схематический чертеж.

 

Задание 3. Составление профиля трассы дороги

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

По данным журнала геометрического нивелирования и пикетажного журнала по­строить продольный и; поперечный профили участка трассы дороги, Нанести на про­дольный профиль проектную линию.

Работа состоит из следующих этапов: обработка пикетажного журнала; обработ­ка журнала геометрического нивелирования; построение продольного профиля в масштабах: для горизонтальных/расстояний - 1:2000, вертикальных - 1:200; построение поперечного профиля в масштабе]: 200 для горизонтальных и вертикаль­ных расстояний; построение на продольном профиле проектной линии; оформление профилей.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Пикетажный журнал (рис. 10). В пикетажном журнале записан румб СВ:48°50'
(общий для всех студентов) первоначального направления трассы, указано значение
первого (правого) угла поворота трассы: Уг. 1пр = 35°45' (также общее для всех
вариантов). Величину же второго (левого) угла поворота каждый студент получает
индивидуально: к 50° 20' (для всех) прибавляется столько градусов, сколько букв
в фамилии студента.

Пример.

Зуев Уг.2лев=50°20'+ 4° = 54° 20'

Соколов-Осадчий Уг.2 лев=5О°2О' + 1° = б4°20'.

2. Журнал геометрического нивелирования (табл. 6). Записанные в журнале
отсчеты по нивелирным рейкам и вычисляемые по этим отсчетам значения превышений являются общими для всех студентов.

В графе 11 на верхней и нижней строчках записывают исходные данные - извест­ные отметки реперов № 19 и 20, между которыми на местности был проложен ниве­лирный ход. Отметка репера № 19 задается в соответствии с шифром студента: ее вычисляют так же, как отметку ПЗ 8 (с. 32) или точки Л (с, 52). Например, у студен­та, имеющего шифр ГС - 85 002, отметка репера № 19 равна 102,102 м. Отметка ре­пера № 20 для всех вариантов берется на 2,101 м. меньше отметки репера № 19.

3. Данные для нанесения на продольный профиль проектной линии:

на ПК 0 запроектирована насыпь высотой 0,50 м;

на участке от ПК 0 до точки ПК 1 + 80 уклон проектной линии i1 = -0,020;

на участке от точки ПК 1 + 80 до ПК 4 — горизонтальная площадка (i2 - 0,000);

на последнем участке трассы от ПК 4 до ПК 5 уклон i3 = +0,015. Проектирование на поперечном профиле не производилось.

 

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Обработка пикетажного журнала

1. По радиусу R2 = 100 м и величине второго угла поворота находят элементы второй кривой. Элементы горизонтальной круговой кривой (тангенс Т, кривую К, биссектрису Б и домер Д) находят по формулам: ; ; ; .

2. Рассчитывают пикетажные значения начала (НК) и конца (КК) обеих кривых с обязательным контролем вычислений. Расчет следует произвести. в пикетажном журнале справа от трассы, условно проведенной в виде прямой. На рис. 10 приведен одинаковый для всех студентов расчет первой кривой. По результатам расчетов главные точки (НК и КК) кривых следует нанести на трассу, обозначив их окружностями диаметром 1,0 мм.

3. По румбу первоначального направления и углам поворота трассы вычисляют румбы остальных прямых отрезков (вставок) трассы. Сначала вычисляют дирекцион-ные углы по правилу: дирекционный угол последующей прямой вставки равен дирек-ционному углу предыдущей прямой плюс угол поворота трассы, если трасса повора­чивает вправо, или минус угол поворота, если она поворачивает влево. Расчет произво­дится в 'Тетради для выполнения контрольной расчетно-графической работы 2" и должен сопровождаться схематическим чертежом трассы в плане.

Вычисленные значения дирекционных углов переводят в румбы (см. табл. 1), которые записывают в пикетажном журнале вдоль стрелок, указывающих повороты трассы. На рис. 10 записан вычисленный румб СВ: 84° 35' второй прямой вставки.

Обработка журнала геометрического нивелирования

Отметки связующих точек вычисляют через превышения, отметки же промежу­точных точек - через горизонт инструмента. В качестве примера в журнале (табл. 6) выполнена обработка результатов нивелирования на первых трех станциях.

1. Вычисляют превышения между связующими точками: превышение равно раз­
ности заднего отсчета а и переднего b ("взгляд" назад минус "взгляд" вперед), т.е.
п =а -b

Для вычисления превышения используют отсчеты как по черной (а' и b'), так и по красной (а" и b") сторонам реек. Таким образом, для каждого превышения находят два его значения: h' = а' - b' и h" =а"- b", между которыми допускается расхождение не более ±5 мм. Записав вычисленные значения h' и h" превышения в графу 6 или 7 журнала (в зависимости от их знака), выводят среднее из них:h= ,которое округляют до целого количества миллиметров, после чего записывают в графу 8 или 9.

2. Для контроля правильности вычислений в журнале выполняют постраничный
контроль. С этой целью, как показано в табл. 6, в каждой из граф 3, 4, 6, 7, 8, 9 сум­мируют все записанные в них числа. На каждой странице журнала подсчитывается сумма отсчетов по задним рейкам Σa, сумма отсчетов по передним рейкам Σb и алгебраическая сумма средних превышений Σhср.

Найденные суммы записывают под итоговой чертой, проведенной в нижней части страницы, строчкой ниже – под ними – записывают их разность, а еще ниже – половину этой разницы:

.

 


Таблица 6. Журнал геометрического нивелирования.

 

    Номера станций   Номера нивелируемых точек   Отсчеты по рейке, мм   Превышения,мм Горизонт инструмента ГИ, мм Отметки Н, м Примечания.
  задние   передние Промежу- точные вычисленные средние
+ - + -
                       
    Реп.19             +1   129,129 Нивелир Н-3 № 3445. рейки раскладные длиной 3м, двусторонние с разностью пяток.
                   
ПК 0                 120,027
                   
    ПК 0             +1   129,027  
                   
ПК 1                 128,123
                   
  ПК 1               129,212 128,123     Поперечник разбит на ПК2.
                   
+44             +1   128,905
ПК 2 – П + 6                 126,527
ПК 2 – П + 20                 ………
ПК2 – Л + 14                 ……….
ПК 2 – Л + 20                 ……….
ПК 2                 126,713
                   
Постраничный контроль                    
- 4838              
-2491             - 2,416

 


Продолжение табл. 6.

    Номера станций   Номера нивелируемых точек   Отсчеты по рейке, мм   Превышения,мм Горизонт инструмента ГИ, мм Отметки Н, м Примечания.
  задние   передние Промежу- точные вычисленные средние
+ - + -
                       
  ПК 2                    
                   
+56                  
                   
  +56                    
                   
+70                  
+91                  
ПК 3                  
                   
    ПК 3                    
                   
ПК 4                  
                   
  ПК 4                    
                   
ПК 5                  
                   
  ПК 5                    
                   
РП.20                 127,028
                   
  Постраничный контроль                    
               
               
Общий контроль по ходу Реп.19 – Реп.20                   f h= Σhср – Σhт =…….. f h доп = 50мм√L, L-длина хода,км

Данные в графах 1 – 9, 12 являются общими для всех вариантов. Отметки в графах 10,11 на станциях 1-3 вычислены в соответствии с одним из вариантов студенческой работы.

 


В журнале постраничный контроль оформляют чернилами, записывая только чис­ловые значения найденных сумм и разностей без их буквенных обозначений.

3.По известным отметкам (графа11) начальной (репер № 19) и конечной (ре­пер № 20) точек хода вычисляют и записывают под итоговой чертой в конце журнала теоретическую сумму превышений: ΣhТ = НРп.20 – НРп.19.

Находят и записывают со своим знаком невязку хода, равную разности: прак­тическая сумма превышений (средних) минус теоретическая , т.е. , а ниже вычисляют допустимую величину невязки: где L- длина нивелирного хода, км.

4. Если то в средние значения превышений вводят поправки со зна­ком, обратным знаку невязки. Поправки вводят поровну (с округлением до целых миллиметров) во все превышения. Если невязка невелика (число миллиметров в не­вязке меньше количества превышений), то некоторые превышения - в начале и конце хода - оставляют без поправок. Убедившись, что сумма всех поправок равняется не­вязке с обратным знаком, поправки записывают в графах 8 и 9 сверху над средними значениями превышений.

5.Вычисляют последовательно отметки всех связующих точек хода:

…………………………

, где (h)1,, (h)2,..., (h)8 - поправки в средние превышение записанные в графах 8 и 9. Контролем правильности вычислений отметок является получение в конце хода известной отметки НРп.20 конечной точки.

6.Завершают постраничный контроль на каждой странице журнала. В графе 11 находят и записывают под итоговой чертой в нижней части страницы разность вычис­ ленных отметок последней и первой связующих точек, записанных на данной странице. Эта разность должна точно равняться алгебраической сумме средних превышений и поправок в них. В конце журнала по данным постраничного контроля выполняют ана­ логичный постраничному общий контроль по всему ходу.

7. На станциях 3 и 5 вычисляют значения горизонта инструмента. Для каждой станции это делают дважды - по наблюдениям на заднюю и переднюю точки: ГИ равен
отметке Я задней (или передней) точки плюс отсчет по черной стороне рейки, стояв­шей на этой точке. Расхождение между двумя вычисленными значениями ГИ допус­кают в пределах ±2 мм; одно из значений ГИ записывают в графу 10 журнала.

8. На станциях 3 и 5 вычисляют отметки промежуточных точек. Вычисления выполняют через горизонт инструмента: отметка промежуточной точки равна ГИ на данной станции минус отсчет по рейке, стоявшей на этой промежуточной точке.

Построение продольного профиля трассы

Продольный профиль строят по данным пикетажного и нивелирного журналов

Для построения берут лист миллиметровой бумаги размером 65 X 30 см. Сначала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими ли­ниями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис. 11 приведен обра­зец части профиля, составленного по одному из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают профильную сетку - систему гори­зонтальных граф, размеры и названия которых см. на рис. 11.

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметровой бу­маги; начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщенных верти­кальных линий миллиметровки.

 

 



2. По данным пикетажного и нивелирного журналов заполняют графу 5."Рас­стояния", откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1: 2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масшта­бе 1:2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на утолщенные верти­кальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы расстояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетажные значения плюсовых точек не подписывают, но между вертикальными отрезками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК 1 - ПК 2 на рис. 11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

3.Заполняют графу "Отметки поверхности земли", выписывая в нее из графы 11 нивелирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли; отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

4.По отметкам поверхности земли строят черную линию профиля, откладывая высоты точек в масштабе 1: 200 вверх от линии условного горизонта. Отметку условного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и притом такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не ближе чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отмет­ку (на ряс. 11-110 м) записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1:200 соответствующие разности отметок поверхности земли и отметки линии условного горизонта. Для удобства построений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

5. Графы 1 и 6 заполняют по данным пикетажного журнала. В графе 1, посередине ее, проводят ось дороги, условно развернутую в прямую линию, и в масштабе 1: 2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе. Вместо изображения условных знаков угодий обычно пишут соответствующие названия: "луг", "выгон", "пашня" и т.п. Короткими стрелками показывают направления основных скатов местности.

В графе 6 ниже линии пикетажа на расстоянии 20 мм от нее проводят горизон­тальную линию, изображающую ось дороги. Рассчитанные для обеих кривых пикетаж­ные значения НК и КК откладывают (также в масштабе 1: 2000) на линии пикетажа, отмечая их перпендикулярами, опущенными от этой линии на проведенную ось дороги. Вдоль перпендикуляров записывают расстояния от начала или конца кривой до бли­жайших заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы впра­во - выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево - выпуклостью вниз; скобы дела­ют высотой (глубиной) 5 мм. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней - ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК 0) от линии пикетажа опуска­ют вниз перпендикуляр длиной 35 мм, нижние 5 мм из которых будут служить диаметром окружности, правую половину которой при оформлении профиля зали­вают тушью.

6. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для
этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых, слева и справа, записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. Над горизонтальной чертой сверху указывают номер репера и его отметку.

7. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с образцом (см. рис. П).

Построение поперечного профили трассы

Поперечный профиль располагают правее продольного. Оба его масштаба - и горизонтальный, и вертикальный - принимают одинаковыми (1: 200).

1. Для поперечного профиля заготавливают и заполняют только две графы: "От­метки поверхности земли" и "Расстояния".

Следует помнить, что все горизонтальные расстояния в поперечнике указываются от оси трассируемого сооружения. На поперечном профиле их следует откладывать вправо и влево от вертикального отрезка, обозначающего в графе расстояний положе­ние ПК 2. Последний подписывают симметрично относительно этого отрезка под ниж­ней линией графы расстояний. Расстояния между соседними точками поперечного про­филя записывают в графе 5.

2.По отметкам поверхности земли строится линия поперечного профиля. Отмет­ка его линии условного горизонта может быть взята та же, что и па продольном профиле.

3.Над поперечным профилем подписывают его название "Поперечный профиль на
ПК 2"; под чертежом указывают масштабы его построения.

Нанесение на продольный профиль проектной линии

Проектную (красную) линию наносят в соответствии с заданием. Все необходимые расчеты следует произвести в "Тетради для вы­полнения контрольной работы № 2".

1. Заполняют графу 3 уклонов, прочеркивая в ней в местах переломов (измене­ний уклона) проектной линии вертикальные перегородки. У каждой перегородки,
слева и справа вдоль нее, вертикально записывают расстояния в метрах на местности от места данного изменения уклона до ближайшего заднего и переднего пикетов. Если это изменение происходит на пикете, то с обеих сторон пишут нули.

Внутри каждого узкого прямоугольника, на которые будет разбита графа укло­нов, проводят диагональ: из верхнего левого угла в нижний правый, если уклон отри­цательный (линия идет на понижение), или из нижнего левого в верхний правый, если уклон положительный. На горизонтальных отрезках трассы посередине графы прово­дят горизонтальную черту. Над диагональю или горизонтальной чертой указывают зна­чение проектного уклона в тысячных, а под ней ~ длину заложения в метрах, на кото­рое этот уклон распространяется.

Вычисляют проектные отметки точек ПК 0, ПК 1 + 80, ПК 4 и ПК 5, в которых запроектированы переломы проектной линии. В начале трассы на ПК 0, на котором за­ проектирована насыпь высотой 0,50 м, записывают проектную отметку, равную фак­тической отметке поверхности земли на ПК 0 плюс 0,50 м. Отметки остальных точек вычисляют по формуле Нn =Нn-1 +id, где Hn — определяемая проектная отметка; Нn-1 - известная проектная отметка пре­дыдущей точки; i- проектный уклон; d — горизонтальное расстояние (заложение) между точкой, в которой определяется отметка, и предыдущей.

Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу 2 проектных отметок.

3.По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную (красную)
линию наносят на профиль.

4.Вычисляют проектные отметки всех остальных пикетов и плюсовых точек про­филя (по той же формуле, что и в п. 2). Во избежание лишних ошибок в вычислениях.
рекомендуется за предыдущую точку с отметкой Нn-1 всегда брать начало данного элемента проектной линии, учитывая расстояние от этой начальной точки до точки, отметка которой вычисляется. Вычисленные отметки записывают в графу 2 профиля.

Чтобы убедиться в правильности расчетов и графических построений, целесооб­разно все вычисленные проектные отметки использовать для контроля построения проектного профиля трассы. Очевидно, что если и вычисления, и построения выполне­ны верно, то точки ПК 1, ПК 1 + 44, ПК 2, ПК 2 + 56, ПК 2 + 70, ПК 2 + 91, ПК 3, построенные по их проектным отметкам, должны точно попасть на проектную линию, проведенную раньше.

5. Вычисляют отметку поверхности земли в точке ПК 1 + 80, которая нивелиро­ванием на местности не определялась. Для этого вычисляют уклон ската местности на отрезке от ПК 1 + 44 до ПК 2:

i =h/d

где h- разность фактических отметок поверхности земли в ближайших к ПК 1+80 передней и задней точках профиля, т.е. на ПК 2 и в плюсовой точке ПК 1 + 44; d-горизонтальное расстояние между этими точками.

По вычисленному уклону ската и по горизонтальному расстоянию d' до точки ПК 1 + 80 от ближайшей задней точки профиля и находят искомую отметку. Найден­ную расчетным путем отметку точки ПК 1+80 записывают в скобках в графу 4 профиля.

6.На всех пикетах и плюсовых точках профиля вычисляют рабочие отметки (вы­соты насыпей или глубины выемок) как разность проектной отметки земляного полотна и фактической отметки поверхности земли. На выемках рабочие отметки записывают под красной линией (см. рис. 11), а на насыпях — над ней. Над точками пересечений черной линии профиля поверхности земли с проектной (красной) линией профиля земляного полотна, называемыми точками нулевых работ (или переходны­ми), записывают рабочие отметки 0,00.

7. Из точки нулевых работ опускают перпендикуляр (ординату) на линию услов­ного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профиля. Вычисления выполняют по формулам: ,

в которых х и у — горизонтальные расстояния до точки нулевых работ от ближайших к ней соответственно задней и передней точек (пикетных или плюсовых) профиля; а и b - рабочие отметки на этих же, задней и передней, точках профиля, между которыми находится точка нулевых работ; d - горизонтальное расстояние между теми же ближайшими к точке нулевых работ точками профиля.

Вычисления расстояний х и у контролируются соблюдением равенства х +у= d Отметку Я точки нулевых работ вычисляют по формуле для нахождения проект­ных отметок и, округлив ее до сотых долей метра, записывают вдоль ординаты, опу­шенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта профиля. Слева и спра­ва от этой ординаты над линией условного горизонта записывают расстояния x и y точки нулевых работ от ближайших задней и передней точек профиля (см. рис. 11).

Оформление профилей

Все надписи и построения аккуратно выполняют тушью тонкими линиями.

Красной тушью оформляют проектную линию и все рабочие отметки (кро­ме нулевых), ось дороги в графе 1, все линии и цифры в графе уклонов, разделитель­ную линию между графами 2 и 3, проектные отметки, все линии и надписи в графе 6 (кроме номеров пикетов).

Синей тушью показывают перпендикуляры.из точек нулевых работ на ли­нию условного горизонта, рабочие отметки 0,00, синие отметки (высоты) точек нулевых работ, горизонтальные расстояния х и у, а также линию пикетажа (нижнюю линию графы 5).

Все остальные линии, надписи и цифры выполняют черной тушью.

Насыпи окрашивают красной краской, а выемки — желтой.

На рецензирование представляются: 1) ответы на контрольные вопросы; 2) ре­шения задач на вычисление отметки точки через превышение и через горизонт инстру­мента; 3) пикетажный журнал; 4) журнал геометрического нивелирования; 5) про­дольный и поперечный профили трассы дороги.

 

 

Пример расчета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...