Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация по критериальным основаниям




 

Критерии Инновации
Сфера, в которой осуществляется инновация I, В содержании образования 2. В технологии образования 3. В организации педагогического процесса 4. В системе управления образованием 5. Б экономических механизмах образования
Способ возникновения инновации 1. Стихийные, спонтанные, случайные 2. Систематические, плановые, заранее задуманные
Широта и глубина распространения инновации !. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие
Основа возникновения инновации 1. Внешние (извне) 2. Внутренние
Способ распространения инновации 1. Стихийные 2. Целенаправленные 3. Общественные
Масштаб инновации 1. Системные 2. Модульные 3. Частные (локальные)
Инновационный потенциал 1. Модификацноппые 2. Комбинаторные 3. Радикальные

В ходе развития инновационной образовательной среды создаются раз­личные модели дистанционного образования, на базе которых развивают­ся современные институциональные формы дистанционных учебных заве­дений. На базе новых институциональных форм образования появляются организационные инновации, в которых используются новые педагогиче­ские технологии, методы, приемы, средства, функционирование которых осуществляется с использованием новых экономических механизмов.

Список использованной литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с макед.- М.: Просвещение, 1991.

2. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.

4. Веселова Н. В., Глушанкова В. С, Зерганииова Т. Е. и др.
Инновации в образовании глазами социолога. - Екатеринбург, 1996.

5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа Пресс, 1995.

6. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и
педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. -
Тюмень, 1990.

7. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980.

8. Загвязинский В. И., Гильманов С А. Творчество в управлении
школой. - М.: Знание, 1991.

9. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. - М., 2000.

 

10. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6.

11. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред.
В. Я. Лияудис. - М., 1994.

12. Инновационные учебные заведения России. Информационно-
справочное пособие в помощь руководителям школ. - М., 1992.

13. Инновации в образовании: от идеи до воплощения. - Пермь, 1995.

14. Инновации и традиции в образовании. - Москва - Белград, 1996.

15. Инновации и традиции в реформируемой школе. - Томск, 1995.

16. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997.

17. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. Н. Прозументовой - Барнаул - Томск, 1997.

18. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий
процесс. - Грозный, 1976.

19. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977.

20. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

21. Лазарев В. С, Поташник М. М. Как разработать программу
развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М., 1993.

22. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992.

23. Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений //
Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980.

24. Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С.

Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. - М., 1981.

25. Методическая работа в школе: организация и управление /
Под ред. М. М. Поташника. - 2-е изд. - М., 1990.

26. Некрасова Н. И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. - Калининград, 1989.

27. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. -М,: Педагогика, 1966.

28. Новые ценности в образовании: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: ИПИ РАО, 1995, вып. 1.

29. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. - Новоибирск - Барнаул, 1995.

30. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1985.

31. Подымова Л. С. Введение в инновационную педагогику: учебное пособие. - Курск, 1994.

32. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований //Советская педагогика, 1988, № 11.

33. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

34. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. -М.,
1987.

35. Поташник М. М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного
процесса в образовательном учреждении // М.: Магистр, 1994, № 5.

36. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М.: Политиздат, 1989.

37. Пригожин А. И. Управленческое консультирование нововведений (индивиде организации). - М., 1990.

38. Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ. - М: Центр социологии образования РАО, 1993.

39. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. -
М., 1990.

40. Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? // Народное образование, 1998, № 7-8.

41. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная
деятельность. - М.: Магистр, 1997.

42. Слободчиков В. И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования //Учительская газета, 1992, № 41-45.

43. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

44. Структура инновационного процесса. - М., 1981.

45. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2001.

46. Пискунов А. И. и др. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979.

47. Управление развитием школы: Пособие для руководителей oобразовательных учреждений. /Подред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М., 1995.

48. Хекхаузен X. Мотивация деятельности. - М., 1992.

49. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие
школы как инновационный процесс. - М.: Высшая школа, 1994.

50. Шукшунов В. Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России, 1994, № 2.

51. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики
Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании
М.: ЦС ПО РСФСР, 1991.

 

2. Проектирование в инновационной образовательной деятельности

До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естественно, педагогической сферах деятельности.

Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование -это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому изнас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен (23). Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер, и составную проектирование.

Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняющую друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технике технологические и организационно-управленческие аспекты (13).

Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Именно через эту связь формируются когнитивные сте­реотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Зна­ние социокультурных характеристик означает верное понимание це­лей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образователь­ных стратегий, ведь дифференцирующая способность систем образо­вания является во многом причиной социальных и прочих конфлик­тов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки образовательных систем и программ (11).

Продуктивная и ответственная работа по проектированию инновационной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выбо­ре способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нор­мы и творчества» (8, 28).

Учет психолого-педагогических аспекта педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвиже­нию в личностном развитии его участников, созданию психологическо­го климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заин­тересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении кол­лективных целей и задач.

Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспечить оптимальное распределение функциональных обязанностей, от­ветственности и ролей участников проектирования, а также адекват­ное целям и задачам проекта управление.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (феде­ральные, региональные, муниципальные), содержание образова­ния, педагогические технологии, управление педагогическим про­цессом, планирование и контроль развития учреждения, и мно­гое другое.

В педагогической инноватике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования образова­тельно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в орга­низации школ и обучения, проекты по разработке содержания образо­вания, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и обра­зования и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...