Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морально-психологическое состояние военнослужащих противника




Морально-психологическая подготовка военнослужащих в любой армии мира нацелена на формирование у них такого душевного настроя, который позволяет преодолевать страх, растерянность, усталость, помогает в любой ситуации сохранять уверенность в своих силах, побуждает быть храбрыми и упорными.

Стремясь усилить боеготовность и боеспособность личного состава, руководство вооруженных сил любого государства стремится средствами морально-психологической подготовки (нераздельно связанной с боевой подготовкой) решать следующие задачи:

· воспитать физически выносливых и психологически стойких воинов, способных успешно преодолевать любые трудности боевой и походной жизни;

· выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие успешно действовать в экстремальных условиях на поле боя;

· сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником, способным добиваться успеха в ходе боевых действий;

· обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и подразделений, боевых экипажей и расчетов.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих по-разному осуществляется в армиях тех или иных государств. В США и России ею занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое внимание ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового военно-профессионального обучения (надо напомнить, что британская армия полностью комплектуется из добровольцев-контрактников). В Германии наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки считают период боевого сколачивания подразделений и частей. В "силах самообороны" Японии ее практикуют на всех этапах службы солдат и офицеров, но особенно в ходе учений и маневров.

В настоящее время можно уже изложить типичный сценарий этой подготовки. На первоначальном ее этапе обычно осуществляют своеобразную психотерапию. Это значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в обстановке, близкой к боевой, молодой солдат нередко теряет уверенность в своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает чувство страха. Часто при этом он испытывает болезненные синдромы типа головокружения, тошноты, онемения конечностей и т.д. В результате он может отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях, совершить дисциплинарный проступок, и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и чувства, вырабатывают у них простейшие навыки самоконтроля и т.д. Это и есть "психотерапия". Посредством ее вырабатывают умение сдерживать внешнее проявление негативных психических состояний, но от них самих избавиться еще не удается. На это, как правило, и делают упор специалисты психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск противника.

Второй этапе морально-психологической подготовки включает в себя мероприятия по так называемому психологическому стимулированию. Суть его состоит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой подготовки инструкторы обрушивают на солдат серию физических, психологических и нравственных раздражителей, совокупное воздействие которых приводит к запредельному торможению. Воля солдат оказывается практически сломленной, они в точном смысле слова теряют способность вообще что-то делать. Инструкторы в этих условиях должны "приходить на помощь личному составу, приводить его психику в нормальное состояние. Их основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных ясно осознавать приказы вышестоящего командования и выполнять их несмотря ни на что.

Психотерапию и психостимулирование раньше не считали важными элементами морально-психологической подготовки военнослужащих, гораздо больше внимания уделяли идейно-политическому воспитанию. В последние годы ситуация изменилась коренным образом. Военные специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме и в Персидском заливе, твердо убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой. Сегодня они придерживаются следующей концепции:

а) то, что солдат успешно выдерживает в ходе учебы, он спокойно выдержит и в условиях настоящей войны,

б) в первую очередь из всех психологических качеств надо формировать чувство уверенности,

в) методы и приемы психотерапии и психостимулирования должны быть разнообразными.

Многие морально-психологические качества в соответствии со взглядами специалистов на их формирование определяются физиологической выносливостью, закалкой организма военнослужащих. По этой причине необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной натренированности солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта не только в развитии физической силы, ловкости, выносливости, но и в развитии уверенности в себе, в своих силах, воли к победе. Особое значение в данной связи имеют спортивно-боевые единоборства типа рукопашного боя, самбо, бокса, каратэ и т.д. Единоборства учат держаться до конца, буквально "вырывать победу из горла противника", добиваться успеха там и тогда, где и когда кажется уже нет никаких шансов.

В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих психологи рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие дистанции (на 60-90 километров), действия отдельных солдат и целых подразделений в плохую погоду. Кроме того, во многих странах искусственно создают специальные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод, сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего мира, действовать в трудных климатических условиях, имитируют пребывание в плену, допросы "с пристрастием" и т.д..

Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в Арктике (в Канаде, Норвегии), в жаркой пустыне (в США, Египте), в горах (в США, Турции), в тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются по специальным программам, воспитывающим способность решительно и уверенно действовать в боевой обстановке. Вот два типичных упражнения:

1. По команде инструктора солдат с винтовкой наперевес входит в затемненную комнату и, следуя за пучком света, продвигается в ее глубину. С разных сторон на него с дикими воплями набрасываются механические чучела, обозначающие нападающего противника, которые обучаемый должен поразить ударами штыка и приклада. "Нападение" сопровождается выстрелами, стонами, командами на иностранных языках.

2. На занятиях по огневой подготовке перед солдатами, находящимися в траншее, в 50-70 метрах от них мелькают цели, которые они должны поражать огнем своего оружия. Вокруг взрываются пиропатроны и шашки взрывчатки. Над головой на высоте не более одного метра свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих снарядов.

Подобные упражнения (их разновидностей существует превеликое множество) позволяют испытывать психические состояния, весьма близкие к тем, что возникают в реальном бою. Диапазон переживаний от упражнения к упражнению расширяется все больше и больше. Этому в немалой степени способствует натуралистическое воспроизведение поля боя, для чего искусно оборудуются учебные поля и полигоны. Военные психологи считают, что современное учебное поле должно иметь мрачный вид, будоражить агрессивные инстинкты солдат и офицеров. Их глаза повсюду должны встречать картины разрушения, уши — привыкать к выстрелам, взрывам, стонам раненых. Солдаты должны равнодушно воспринимать пожарища, развалины, трупы. По этой причине считается полезным разбрасывать на учебном поле муляжи изувеченных трупов, предметы домашнего обихода и т.д. Чем правдоподобнее и страшнее, тем лучше.

* * *

Для того, чтобы морально-психологическая подготовка была целенаправленной и эффективной, в армиях зарубежных стран созданы специальные органы, осуществляющие контроль за ней. Представители этих органов занимаются также обучением офицеров и сержантов формам и методам осуществления такой подготовки.

В вооруженных силах США в каждой дивизии в составе медицинского батальона имеются психиатр, психолог, социолог и от трех до шести их помощников из числа сержантского состава, которые следят за правильной реализацией морально-психологической подготовки в подразделениях.

В вооруженных силах Великобритании психиатр и психолог введены в состав штаба каждой дивизии. Они тщательно контролируют процесс морально-психологи ческой подготовки в частях и подразделениях и, кроме того, занимаются проблемами сплочения различных категорий военнослужащих.

В бундесвере ФРГ и "силах самообороны" Японии организацией мероприятий по морально-психологической подготовке заняты офицеры специальных органов, имеющие педагогическое или психологическое образование.

В вооруженных силах России в штабах соединений имеются специалисты-психологи, которых готовят в специальных военно-учебных заведениях.

* * *

Таким образом, морально-психологическая подготовка в современных армиях в принципе может обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности личного состава. Вместе с тем в повседневной практике боевой подготовки войск такую подготовку проходят далеко не все военнослужащие и не в полном объеме. Специалисты психологической войны должны поэтому выявлять реальное морально-психологическое состояние личного состава конкретных подразделений противника. Свой главный психологический "удар" им надо наносить по тем из них, которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированными к боевым условиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...