Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объектные (1-4) и субъектные (5-6) характеристики модели




Моделирование как средство соорганизации различных вариантов проекта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей прини­мают участие все субъекты проектирования. При нарушении это­го принципа разработанная модель становится неадекватной ре­альному содержанию образовательной деятельности, что приво­дит к нарушению целостности функционирования инновационно­го проекта.

При рассмотрении моделей инновационного образовательного учреждения или какого-то иного объекта инновационного проектирова­ния следует учитывать видовую классификацию моделей.

Если объектом инновационного проектирования является образовательное учреждение или какой-то иной сложный объект, то процесс моде­лирования целесообразно начинать с разработки позиционной модели.

Позиционная модель будет представлять собой общую схему деятельности, которую необходимо реализовать для получения постав­ленной цели. Именно позиционная модель наглядно представит буду­щий объект и позволит определить связи различных структурных эле­ментов, а также увидеть направления продвижения для решения по­ставленных задач.

Следующим шагом является разработка содержательной модели, позволяющей определить и рассмотреть, что же изменяется в содержании вновь создаваемой модели по сравнению с уже имеющейся в практике.

Если же основной целью стоит изменение или построение новой организационной структуры, то после построения позиционной модели целесообразно разработать организационную модель и лишь затем приступать к разработке содержательной модели.

Построение управленческой модели заключается в разработке модели, позволяющей установить связи и отношения между субъектами, включенными в инновационную деятельность, возникающими на основе основных идей (целей) инновации. Управленческая мо­дель, как и содержательная, может быть выведена в обособлен­ный проект.

В случае рассмотрения системных инновационных изменений (создание новых образовательных учреждений, объединяющих различные направления в образовании на основе создания новых технологий), следует говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно сложную структуру. Разрабатываемый про­ект может представлять создание новых институциональных форм, касаться изменения видовой структуры учреждения или других изменений, которые затрагивают изменение действующих нормативно-правовых основ. В этом случае обязательной явля­ется разработка нормативно – правовой модели учреждения, которая позволяет выделить и рассмотреть инновационные изме­нения в проекте, обеспечить их юридическое и нормативно-пра­вовое сопровождение, а также юридические и правовые полно­мочия его членов.

Классификация модели



Содержательная (образовательная)

 

 

 

 


Итак, для разработки педагогического проекта целесообразно обратиться к моделированию как методу исследования. В процессе моде­лирования могут быть созданы различные модели инновационной дея­тельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрение определенных стадий и фаз, а также учет специфики проекта.

Модель как основа проектов

Окружение проекта

Выбор того или иного подхода к проектированию инноваций должен осуществляться на основе реальных условий. Проект нельзя отделить от окружающих условий и их развития. Осуществление проекта происходит в окружении некоей динамической внутренней и внешней сре­ды, которая оказывает на него определенное воздействие. При таких условиях каждое воздействие может оказать негативное влияние на проект и привести его к разрушению. Значит, необходимо заблаговре­менно учитывать непосредственное (ближайшее) окружение проекта и его дальнее окружение. Впоследствии их изменения могут сыграть решающую роль в успехе проекта.

В процессе педагогического проектирования рассматриваются все возможные факторы, оказывающие влияние на проект и учитывающие специфику региона, города, школы, особенности педагогических и ученических коллективов, ресурсное обеспечение (кадровое, научное, информационное, материально-техническое). На основе реального об­следования и определяются наиболее приемлемые для конкретного случая направления проектных разработок, которые позволяют опре­делить возможные решения и желательные изменения, критерии отбо­ра и оценки содержания. В то же время процесс проектирования не сводится к однозначным ответам на сформулированную проблему, а рассматривает все возможные альтернативы, критерии отбора, наибо­лее приемлемые для конкретного случая (ситуации, учреждения, системы), позволяет определить направления возможных решений и же­лательных изменений.

Исследования показывают, что связи проекта с его окружением простираются очень далеко. К факторам окружения, влияющим на различные проекты, можно отнести: политику, экономику, общество, за­кон и право, развитие науки и техники, культуру, природу, экологию, инфраструктуру. Однако степень влияния этих факторов на различные проекты различна, и наибольшему влиянию внешнего окружения подвержены социальные (педагогические) проекты. На социальные проекты оказывают влияние экономика, политика, культура, законодательство и право, а также инфраструктура, экология, наука и техника.

Педагогическое проектирование может рассматриваться в двух аспектах: продуктивном и п роцессуальном. В продуктивном аспекте -это стремление изменить существующую действительность, подгото­вить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, то есть создание нового «продукта». Алго­ритм разработки проекта может быть представлен в следующем виде:

• выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;

• определение цели проекта;

• постановка задач по реализации цели;

• определение идей реализации цели и задач;

• определение работ, необходимых для разработки и запуска проек­та или его составляющих;

• прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критерии их оценки;

• определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;

«определение допустимых сроков исполнения проекта.

В процессуальном (деятельностном) аспекте - это процесс деятельности проектировщиков и участников разработки и реализации проекта на всех стадиях инновационного проектирования, то есть управ­ление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целя­ми и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами, позволяющими довести разработку про­екта до реализации). Управление проектами есть единство управлен­ческих задач, организации, техники и средств. В теории управления проектами выделяют восемь основных направлений (1, 24): управле­ние предметной областью проекта: управление качеством: управле­ние временем: управление стоимостью: управление риском: управление персоналом: управление контрактами и обеспечением проекта: уп­равление взаимодействиями и информационными связями.

Управление проектной деятельностью, то есть процессуальная сторона проектирования, может быть осуществлено на основе содержания отдельных фаз проекта, которые составляют программу деятель­ности каждого его участника, конкретные результаты, временные и ре­сурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели. Содержание отдельных фаз проекта представлено ниже.

При всем многообразии управляющих воздействий арсенал конкретных средств, имеющихся в распоряжении управления проектной деятельностью любого уровня, может быть разделен на следующие классы:

1. Организационно-административные меры, варьирующиеся в рамках существующего законодательства, положений, распределении дол­жностных прав и обязанностей и т. п.

2. Экономические формы и рычаги управления, разнообразие и диапазон действия которых определен экономическими отношениями и уровнем развития экономики отрасли, организации, страны.

3. Информационные средства и инструменты управления, использование которых ведет к непосредственному воздействию на проводимые проектные работы.

4. Социально-психологические факторы управляющих воздействий,
варьирующиеся в соответствии со специфической природой творческо­го интеллектуального труда проектировщиков и исследователей (26,13).

2.9. Структура проекта

Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов необходимо определить и построить структуру проекта, под которой понимается совокупность взаимосвязанных эле­ментов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. Структура инновационного проекта представляет собой стройную, иерархическую декомпозицию проекта на составные части, необходимые и достаточные для планирования и контроля за осуще­ствлением проекта для различных его участников.

Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного его завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл инновационного проекта. Этот цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, а стадии - на этапы (1, 18).

Иной подход к процессу проектирования предлагает Е. И. Машбиц, рассматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операционном уровне и уровне реализации и утверждая, что с переходом с уровня ма уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объектов проектирования) и возрастают требования конкрет­ности решений.

На первых двух фазах проектирования допустимы фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного выстраивания модели нецелесообразно.

Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...