Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания




Методы формирования сознания личности. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности:

• рассказ;

• разъяснение;

• внушение;

• увещевание;

• беседа;

• диспут;

• пример.

Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель разъяснения - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием; Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введения в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил. Чаще всего внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми. В общественной и воспитательной практике используется и коллективное внушающее воздействие на детей массовых общественных мероприятий, возбуждающих чувства человеческого единения, энтузиазма или гнева, возмущения, протеста. Действенными средствами внушения детям определенного образа мыслей и поведения являются: индивидуальная обработка сознания, музыка, театрализованные представления, гала-концерты, шоу, массовые шествия, торжественные исполнения ритуалов, обрядов. Внушение - в широком смысле слова всякое психическое воздействие или влияние одного человека на другого, при котором у человека, подвергающегося внушению, вызываются определенные представления, суждения, поступки.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания, даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Подготовка и проведение этической беседы представляют для начинающего учителя значительные трудности. Важными вопросами методики проведения этической беседы являются выбор темы, ее подготовка и проведение. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знаний и опыта детей, их поведение. Моральные нормы будучи отвлеченными понятиями осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики. Обязательным условием формирования нравственных представлений и понятий является активизация мыслей и чувств ученика. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры. Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Чаще всего учителя проводят индивидуальные беседы с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок. Такая беседа проводится, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Многие учителя проводят индивидуальные беседы с детьми в определенной системе.

После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения.

Диспут - это живой, горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы.

В основе диспута - спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута знакомят заранее. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими.

Диспут - сложный метод и требует высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя.

Пример - воспитательный метод, в основе которого - действие, служащее образцом для подражания.

Школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого человека. Подражание у подростков носит более избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека. В юности область подражания и увлечения примером расширяется. В выборе положительных образцов для подражания большую роль играют нравственные и идейно-политические мотивы.

Преклонение перед выдающимися людьми связано с желанием юноши или девушки определить свое место в жизни.

Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров.

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А.С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

К.Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А.С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.