Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы в сфере физической культуры и спорта


ЛЕКЦИЯ 1


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
К числу генеральных внутренних функций государства относится социально-культурная функция, т.е. та функция, которая обеспечивает доступ гражданина к культурным ценностям, образованию, здравоохранению, занятиям физической культурой и спортом и т.д.
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:
непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, поскольку физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека;
• учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние.
В соответствии с этим принципом государство в равной степени уделяет внимание спорту высших достижений и массовому физкультурному движению; физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ и организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами, т.е. все участники в сфере физической культуры и спорта находятся в абсолютно равном положении для государства;
• признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям законодательства, равенства их прав на государственную поддержку. Поскольку в последнее время различные организационно-правовые формы деятельности и формы собственности получили широкое распространение;
• создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
В соответствии с указанными принципами для обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, государство поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России, для чего обеспечивает:
ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
• создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
• содержание физкультурно-спортивных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
• создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
• создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
• организацию физкультурно-спортивных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
• организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций;
• пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях достижения высших спортивных результатов и поддержания спорта высших достижений государство создает благоприятные условия. Этими условиями являются:
увеличение количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепление их материально-технической базы;
• строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
• выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
• стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
• поощрение меценатства и благотворительности.
Основой государственной поддержки физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности являются программы развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.
Расходы на реализацию программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов - федерального и субъекта федерации, внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, для осуществления целевых программ развития физической культуры и спорта различных уровней (федеральная, региональная и муниципальная) предусмотрено предоставление субсидий и субвенций за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, обеспечение реализации региональных целевых программ развития физической культуры и спорта возможно за счет средств бюджета субъекта федерации и могут быть включены расходной статьей в региональный бюджет, а расходы на организацию, содержание и развитие физической культуры и спорта финансируются исключительно из местных бюджетов.
Помимо финансирования, государство также определяет и порядок расходования выделенных бюджетных средств. Законодательство, в частности тот же Бюджетный кодекс РФ, четко определяет, что бюджетные средства расходуются бюджетными учреждениями исключительно на:
• оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования);
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с действующим законодательством;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов;
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
• обязательные выплаты населению: стипендии, пособия, компенсации, пенсии и иные социальные выплаты.
Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается. Нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 283 Бюджетного кодекса РФ является основанием для применения таких мер принуждения, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях, наложение штрафов и начисление пени.
Компетенция органов государственной власти РФ в области физической культуры и спорта

Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов (рис).
Государственный орган - это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки:
1. Осуществлять от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности.
2. Иметь определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей.
3. Обладать властными полномочиями.
4. Характеризуется определенным строением.
5. Имеет территориальный масштаб деятельности.
6. Образуется в установленном законом порядке.


рис. 1 Система государственных органов

Физическая культура и спорт как самостоятельная отрасль оказывает влияние на создание системы государственных органов. По объему полномочий можно выделить две группы органов: 1. Органы общей компетенции и 2. Органы специальной компетенции.
По территориальному масштабу деятельности государственные органы в России можно разделить на федеральные органы и органы субъектов федерации. Отдельное место занимают органы местного самоуправления.
Каждый государственный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями выполняет определенные функции. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» довольно конкретно определяет компетенцию федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В соответствии с целями, задачами и характером, вопросами, которые решаются этим органом, его компетенцию можно классифицировать по следующим функциям:
Организационная. К этой функции можно отнести решение следующих вопросов:
• обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта;
• организация лицензирования в области физической культуры и спорта и обязательная сертификация продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной отрасли на следующий год;
• руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организация массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
• пропаганда массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области;
• аккредитация с учетом предложений Олимпийского комитета России физкультурно-спортивных объединений, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях;
• создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
• ежегодный анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций на основе данных государственной статистики;
• организация строительства спортивных сооружений и содержание действующих спортивных сооружений, оказание помощи в этих вопросах физкультурно-спортивным объединениям;
• изучение спроса граждан на товары физкультурно-спортивного и туристского назначения, организация их производства на государственных предприятиях спортивной промышленности, координация производства указанных товаров на других предприятиях спортивной промышленности, принятие мер по контролю за качеством и ассортиментом указанных товаров.
Нормотворческая. Под нормотворчеством, как правило, понимается не только разработка и принятие каких - либо нормативных актов, но и составление любых других документов, которые носят обязательный к исполнению характер. К нормотворческой функции относятся:
• подготовка и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта;
• разработка и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• разработка, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральными органами в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности;
• введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта;
• разработка федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
• установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
• разработка и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России по предложениям федераций по различным видам спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных объединений Единой всероссийской спортивной классификации, единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортивных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте;
• разработка и утверждение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Финансовая функция означает финансирование:
• научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
• содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;
• подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях.
Контрольная функция означает контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Научно - образовательная функция включает в себя:
• программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно - популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
• профессиональную подготовку и мероприятия по повышению квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
• разработку и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России программы научных исследований по проблемам физического воспитания граждан и развития спорта высших достижений, в том числе подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.
Под внешнеэкономической функцией понимается решение вопросов международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом РФ "О международных договорах Российской Федерации".
Помимо федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, законодательство наделяет определенной компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К компетенции этих органов относится:
• разработка и реализация программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
• внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов, обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд России по различным видам спорта;
• разработка и реализация календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организация всероссийских и международных спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов;
• формирование органов управления физической культурой и спортом, координация их деятельности и их взаимодействие;
• обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Помимо вышеуказанных органов государственной власти в области физической культуры и спорта федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции:
• используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний;
• осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта к международным спортивным мероприятиям;
• организуют и осуществляют подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения и обеспечивают повышение их квалификации по вопросам эффективного использования основных компонентов физической культуры в профилактике и лечении заболеваний, а также в области спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической культуры;
• создают центры и пункты оздоровления и реабилитации при помощи средств физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу с гражданами, оснащают такие центры, пункты, кабинеты и диспансеры специальной аппаратурой и медицинским оборудованием.
Помимо органов в области здравоохранения федеральный орган исполнительной власти по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по делам молодежи:
• участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствуют их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодежи, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;
• создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• выделяют на проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий необходимые средства в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления в схему государственных органов не включены, поэтому их компетенция в области физической культуры и спорта в Федеральном законе РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не определена, но тем не менее, Федеральный закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 – Ф3 в статье 6 относит к предметам ведения местного самоуправления создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом поле Российской Федерации
Основным источником права в нашей стране является Конституция Российской Федерации, нормы которой обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права - федеральным и местным законам, актам исполнительных органов власти, судебным прецедентам и обычаям.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., имеет в своем составе ст. (Гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»), в которой закрепляется право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, в пункте 2 этой же статьи подчеркивается, что «в Российской Федерации финансируются федеральные программ охраны и укрепления здоровья населения,... поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта».
Помимо права каждого человека и гражданина на занятия физической культурой и спортом, Конституция РФ в главе 3 «Федеративное устройство» в ст.72 устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации. Данное положение Конституции означает многоуровневую систему правового поля России.
Происшедшие изменения требуют своего законодательного оформления в различных аспектах - в международном, межгосударственном, на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. В то же время прогресс физкультурно-спортивных отношений в нашей стране идет весьма динамично, что, в свою очередь, требует постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы существующего законодательства, по созданию принципиально новых законодательных актов, закрепляющих достижения российской физической культуры и спорта.
Излишне упоминать, насколько важна роль качественного правового образования в деле модернизации существующего и в создании нового законодательства о физической культуре и спорте в нашей стране, в разработке адекватных нормативно-правовых актов и их гармоничному согласованию с иными законодательными актами Российской Федерации. Следует также подчеркнуть, что уважение к праву трудно воспитывать без надлежащих просветительских мероприятий, без уяснения социальной сущности и конкретного содержания законодательства о физкультуре и спорте. (обозначить содержание и требования курса).
Предпосылки и история возникновения физкультурно-спортивного права.
Несмотря на то, что физкультурно-спортивное право является весьма молодой наукой, которая сформировалась в более или менее законченном виде лишь в XX в., ее истоки и предыстория уходят своими корнями в эпоху Древнего мира. В своем становлении физкультурно-спортивное право проходило различные периоды, - и относительно благоприятного развития, и практически полного отрицания. До настоящего времени среди специалистов по спорту и правоведов некоторых стран нет единого мнения - нужно ли обособленное законодательство о физической культуре и спорте, следует ли выделять особое физкультурно-спортивное право, и если это необходимо, то насколько разветвленным и объемным оно должно быть?
Для того чтобы правильно и аргументировано ответить на поставленные вопросы, нам следует обратиться к историческим фактам и реальным событиям, имевших место в спортивной жизни различных цивилизаций.
Первые правовые акты, касающиеся физкультурно-спортивных мероприятий, относятся к глубокой древности: такими актами являлись распоряжения царей и монархов о проведении спортивных игр, о награждении и чествованиях победителей.
Спортивные состязания проводились чаще всего в честь выдающихся героев или в связи с определенными культами религиозного характера. Так, из культовых игр, имевших первоначально лишь региональное значение, возникли Олимпийские игры, которые проводились с 776 г. до н.э. в честь верховного бога Зевса. Поскольку Олимпийские игры имели большое значение для всей античной Греции, для их организации потребовались правовые акты, как на уровне отдельных городов - полисов, так и коллективные соглашения между ними по целому ряду вопросов. Правовые акты, регламентирующие процедуры организации и участия в Олимпийских играх, содержали следующие нормы и правила:
• На время проведения игр прекращались всякие военные действия. Священный мир охранял гостей и участников игр от нападений во время проведения соревнований и празднеств, при приезде и отъезде;
• Принимать участие в Олимпиадах и быть зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови;
• Участники соревнований не должны быть судимы (воров и мошенников судьи беспощадно вычеркивали из списков участников состязаний);
• Всем участникам Олимпиады необходимо было пройти 30- дневную тренировку в гимназиях;
• Все участники должны были принять перед храмом главного божества эллинов - Зевса - клятву соблюдать все правила честной игры.
Попробуем разобраться, были ли данные законодательные ограничения оправданны и какие последствия могли бы наступить, если бы ограничительные нормы отсутствовали.
Во-первых, законодательная норма о всеобщем мире во время проведения Олимпийских игр абсолютно необходима и естественна, так как военные действия мешали бы собраться лучшим спортсменам Греции и угрожали болельщикам при перемещениях к месту соревнований и обратно.
Во-вторых, ограничительная норма по составу участников соревнований (только греки) в те времена была оправдана тем, что эллины стремились поддержать престиж игр. А так как только себя они считали цивилизованными людьми, а остальные народы - варварами, то становится понятной и эта норма, которая по меркам сегодняшнего дня выглядит дискриминационной.
В связи с поддержанием престижа Олимпийских игр обоснованной смотрится и правовая норма по составу участников, среди которых не могло быть лиц с подмоченной репутацией.
Кроме того, логичной и естественной представляется норма об обязательном 30-дневном тренировочном сборе, который помогал избежать травм и болезней из-за неподготовленности участников.
Клятва соблюдать правила честной игры также выглядит обоснованным правилом.
Теперь зададимся вопросом о том, какие последствия могли бы наступить, если бы введенные греками законодательные нормы и правила для Олимпийских игр не действовали? Достаточно очевидно, что если бы Олимпийские игры и состоялись, то они бы не были столь престижны, и, следовательно, в скором времени прекратили свое существование. Если бы не соблюдались нормы безопасности для спортсменов и зрителей, не действовали правила проведения соревнований, отсутствовало квалифицированное и беспристрастное судейство, то игры имели бы рядовой, а зачастую и конфликтный характер.
Подтверждением сказанному могут быть Олимпийские игры, перенесенные из Греции в Рим, в которых участвовали римские императоры и где нарушался принцип беспристрастного судейства (т.е. принцип равенства всех участников перед правилами игр и проведения состязаний). Так, по образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан - Капитолийские игры, которые имели весьма непродолжительную историю. Император Нерон в Олимпии участвовал в соревнованиях возничих и пытался сфабриковать лучший результат, что также нанесло удар по престижу игр.
Учитывая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что обоснованная правовая регламентация физкультурно-спортивных мероприятий уже в античности была необходима; именно четко установленные правила, нормы организации и проведения соревнований обеспечивали их публичное и бесконфликтное проведение, гарантировали государственную защиту и соблюдение прав и обязанностей спортсменов, тренеров, судей и болельщиков.
Таким образом, правовые основы физической культуры и спорта были заложены на самых ранних этапах развития античных цивилизаций, причем многие правовые принципы, выдвинутые в тот период, сохраняют свою актуальность и значимость до наших дней.
С течением времени спортивное право постепенно развивалось: накапливался опыт проведения всевозможных состязаний, рыцарских турниров, четче оформлялись правила спортивных игр.
Вместе с этими системными изменениями эволюционировал и институт спортивного судейства. Если на ранних этапах становления физкультурно-спортивных отношений роль арбитров и судей зачастую выполняли зрители (например, в гладиаторских боях или соревнованиях колесниц), то позднее функция судейства переходит к специально выделенным для этого лицам, обладавших необходимыми знаниями и юридическими полномочиями.
Качественный переход функций спортивного судейства к специально уполномоченным лицам, которые стали играть одну из ведущих ролей в проведении соревнований всех видов, не был случайным процессом. В основе такой трансформации лежит специфическая черта спортивных состязаний, связанная с самой природой человека и сущностью конкурентных отношений.

Подчеркнем, что сам термин «конкуренция» имеет свои этимологические корни в спорте, - слово конкуренция происходит от латинского concurrere - бежать вместе, соревноваться. Стремление участников соревнований опередить соперников порождает такие направления спортивной и около-спортивной деятельности, как использование новых стратегических и тактических схем в состязании, всевозможных уловок и ухищрений, технических инноваций, элементов недобросовестной конкуренции (таких, как использование специальных медицинских препаратов и методов повышения мощности организма).
Надо ли говорить, что человеку некомпетентному и непосвященному во все тонкости подготовки спортсменов и их амуниции к соревнованиям, практически невозможно определить допущенные нарушения. Мало того, выявленные нарушения необходимо квалифицировать таковыми, - а сделать это можно лишь на основании установленных правовых норм, которые признаются всеми сторонами спортивно-юридических отношений. Обычно такие нормы носят название Правил игры, Регламентов проведения соревнований, Положений о судействе, Антидопинговых процедур и проч. Таким образом, становится очевидным тот факт, что появление спортивного права - не спонтанный процесс, а исторически обусловленная необходимость.
Упомянутые нами правовые акты и законодательство о физической культуре и спорте не формируется одномоментным образом: его становление проходит ряд этапов, каждый из которых является необходимой предпосылкой и базой для дальнейшей трансформации спортивно-правовых отношений в качественно новое состояние. Рассмотрим в упрощенной форме этапы развития физкультурно-спортивного права в порядке их появления и дальнейшего усложнения (см. схему на рис. 1.1.1).
На первом этапе возникает какой-либо вид спорта – игровой или индивидуальный, - не имеет принципиального значения. Чаще всего появление нового вида спорта происходит спонтанно, благодаря случаю или чьей-то творческой инициативе.
Этапы развития физкультурно-спортивного права.
Если данный вид спорта увлекает людей, то он со временем привлекает к себе все больше участников. На этой фазе оформляются и усовершенствуются правила игры или соревнований (уточняются размеры спортивной арены, вес и габариты спортивных снарядов, мячей и иного снаряжения, протяженность дистанции и проч.).
В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим пример возникновения баскетбола, как вида спорта.
Как новый вид спорта баскетбол появился в 1891 году. Его «отцом» стал преподаватель физкультуры из колледжа Молодежной Христианской Ассоциации г. Спрингфилда (США, штат Массачусетс) Джеймс А. Нейсмит.
Предпосылкой возникновения.баскетбола стала творческая инициатива Нейсмита, который решил активизировать занятия студентов, сделать их более подвижными и интересными. Проводя занятия по физкультуре, он предложил студентам новую игру, целью которой было забросить мяч в корзину соперников. Причем первоначально корзины были из-под персиков - подарок кладовщика столовой колледжа. Предприимчивый учитель прикрепил корзины к ограждению балюстрады и предложил студентам бросать в них футбольный мяч - кто больше раз забросит. Игру так и назвали - «корзина-мяч», т.е. баскетбол.
Первоначально в баскетбол играли по 9 человек в каждой команде, так как в студенческих группах было по 18 человек, и все хотели играть. Игра понравилась, и вскоре на игры стало приходить большое количество болельщиков. Обычно они размещались вверху на балюстраде и в пылу азарта, стараясь помочь «своим», ловили неудачно брошенный мяч, направляя его в корзину. Пришлось корзины оградить от инициативных зрителей листами фанеры. Так появился баскетбольный щит. Потом стало ясно, что 9 игроков - это слишком много и их количество сократили до 5. Со временем были внесены и поправки в правила игры.
На следующем этапе количество участников данного вида спорта начинает преобразовываться качественно: появляются спортсмены-лидеры, квалифицированные тренеры и арбитры. Со временем вся физкультурно-спортивная система по конкретному виду спорта организуется в федерации, лиги, союзы, ассоциации как на национальном, так и международном уровне.
Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфолдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько велик, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что многие студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол.
Вскоре состоялся и первый профессиональный баскетбольный матч, т.е. матч за деньги. Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продаватъ билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов.
Первое официально зарегистрированное объединение профессиональных баскетбольных команд, называвшееся Национальной Баскетбольн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...