Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с направлениями добровольчества.

Уроки ДОБРА или как за три часа узнать все о волонтерстве.

Разработала:

Екатерина Васильевна

Смолякова

 

 

Содержание:

 

1 занятие Каким был доброволец?

2 занятие Кто такой доброволец?

3 занятие Что может сделать доброволец?

Занятие

Каким был доброволец?

 

 

Цель: информирование подростков об истории добровольческого движения в России.

Предполагаемый результат:

- понимание подростками истории добровольческого движения;

- осознание подростком значительного вклада добровольцев в становление России.

Способ и субъект организации: педагог выступает в роли ведущего, координатора, дети - активные участники творческого процесса, итогом которого становится понимание истории добровольческого движения в России.

Перечень необходимого оборудования, реквизита и оформления: флипчарт, ватман, 4 стола, стулья по количеству участников дела, фломастеры, листы А4.

Технические средства: ноутбук, колонки.

Музыкальное сопровождение: перед началом открытого дела звучат песни о добре.

 

Сценарий открытого дела

Перед началом занятия звучат песни о добре. Ребята перед тем, как зайти в гостиную, получают один из четырёх стихов. На столах написаны правильные ответы продолжения стиха. Ребятам необходимо по смыслу продолжить стих и сесть за стол с правильным ответом. Таким образом образуются 4 команды.

Стихи:

Стих № 1

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

 

Стих № 2

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты

Стих №3

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 

Стих № 4

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

Ведущий: Добрый день ребята, каждый из вас прочитал добрый стих. А вы когда-нибудь задумывались над тем, какие добрые дела 100, 200, 300 лет назад совершали люди? Их миллиарды! И сегодня мы вместе с вами узнаем о благотворительности с IX века и до наших времен.

Прежде чем начать изучение добровольчества, я хочу узнать у вас «Что такое добровольчество?»

Ответы детей (записываем на лист ватмана все варианты)

Вывод: Добровольчество - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

А теперь я попрошу вас разбиться на пары, и выполнить упражнение под названием «Моя история добра». Ваша задача рассказать друг другу о своих добрых делах совершенных за последний год, 2 минуты рассказывает один человек, потом другой. После выполнения задания каждая пара по очереди выходит и представляет друг друга.

Ребята выполняют задание

Время вышло. Пришло время нам увидеть результаты вашего опроса. Прошу по очереди представлять «Историю добрых дел».

Презентация ребят

Спасибо вам большое, теперь пришло время выполнить следующее задание, каждой команде раздаются исторические даты в добровольчестве(их необходимо предварительно разрезать), ваша задача правильно сопоставить дату и событие (получают конверты, выполняют задание).

  С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему.  
  Царь Иван Грозный предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В царствование Ивана Грозного церковно-земский Стоглавый собор впервые в российском законодательстве постановил разделить нищих по разрядам, переписать их по всем городам и устроить для них богадельни, содержащиеся за счет доброхотных пожертвований под ведением священников и целовальников (выборных лиц).
  Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор России Пётр I. Царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказать».  
  История светской благотворительности в России фактически началась в эпоху Екатерины II, когда в обществе распространились идеалы европейского гуманизма. Первым опытом императрицы в деле общественного призрения было учреждение Воспитательных домов для подкидышей и бесприютных младенцев в Москве и Санкт-Петербурге. «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе».
конец XIX век Социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях открывались общества презрения для крестьян и ясли-приюты. В среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России.
  Учрежденное под покровительством императрицы Александры Федоровны Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества открывало родильные приюты, женские консультации, приюты-ясли, молочные кухни, детские лечебницы. Первоначальный капитал Попечительства составила сумма в 1 млн 10 тыс. руб., собранная петербургскими и московскими коммерческими банками в ознаменование 300-летия Дома Романовых и переданная в распоряжение царской семьи.  
Начало ХХ в. Широкое распространение получили общественные акции по сбору благотворительных пожертвований. Они проводились в форме кружечных сборов, благотворительных базаров, лотерей, подписок. Наиболее доступной и, в то же время, результативной формой были массовые кружечные сборы (День белого цветка, День колоса ржи, День Креста и т.п.).  
  В советский период понятие «доброволец» имело ярко выраженную идейно-патриотическую окраску: так назывался человек, добровольно вызвавшийся служить интересам не отдельно взятых граждан, а партии, коммунистической идее, социалистическому государству
  Тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.  
  Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России. Политической платформой этому явлению послужили декларированные высшим политическим руководством СССР ориентиры на «перестройку» и «гласность». В то время, добровольчество по своей сути стало видом активного включения самого общества в борьбу с негативными явлениями жизни.  
  В этот короткий период одним из сильнейших стимулов для большинства, действовавших в общественных объединениях добровольцев, была возможность совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами, использование для этого и помощи другим людям, материальных ресурсов организаций (например, гуманитарной помощи).

 

Проверяем выполненное задание

Все справились с заданием, теперь пришло время подвести итог нашего занятия. Каждому из вас раздаю листочек, на котором попрошу напишите, что нового вы узнали и как приобретенные знания вам пригодятся в жизни.

Выполняют задание

Теперь каждый из вас, сдает листочек и получает новый, на котором пишет свою фамилию и имя. Складываете листок таким образом, чтобы не было видно имени и бросаете в шляпу. Задание будут следующим, вам необходимо в течение следующей недели тайно сделать что-нибудь приятное, человеку, которого вы достанете из шляпы (вытягивают из шляпы листок).

Сейчас давайте придумаем добрую кричалку, которой мы завершим наше занятие (ребята придумывают и все вместе кричат ее, сложив руки друг на друга).

Все аплодируют

Ещё раз спасибо всем за работу. Интересный и познавательный информационный материал по теме нашего занятия вы сможете найти в контакте группа «Воркшоп ДОБРО».

Все расходятся

 

Дидактический материал: карточки с заданием; плакаты с лозунгами о добре; ватман, с заголовком добровольчество это.

 

 

Занятие

«Кто такой доброволец?»

Цель: способствовать формированию положительного образа современного добровольца у детей.

Задачи:

1.Повысить уровень знаний детей о добровольчестве.

2. Познакомить ребят с основными направлениями и принципами добровольческой деятельности.

 

Перечень необходимого оборудования и оформления: флипчарт, ватман, скотч, 4 стола, стулья по количеству участников дела, фломастеры, листы А4,

Варианты текстов плакатов: лозунги известных личностей о добровольчестве.

Сценарий

Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами постараемся понять, кто такой доброволец, какими качествами он обладает, что хорошего делает для людей. Но прежде чем начать разбираться в этих вопросах, давайте ответим на несколько вопросов с помощью рисунков.

Задание: каждый берет листок (см. таблицу ниже). На нем необходимо без помощи слов, только рисунками ответить на вопросы. Время выполнения задания 5 минут, после каждый участник презентует свои ответы всем ребятам.

Сейчас мы попробовали представить образ добровольца.

Знакомство с направлениями добровольчества.

Ребята, а знаете ли вы какие – нибудь направления добровольческой деятельности, в каких сферах чаще всего работают добровольцы, кому они помогают? (ответы ребят фиксируются на ватмане). А теперь давайте посмотрим на направления добровольческой деятельности:

- соц. патронирование детских домов;

- экологическая защита;

- соц. патронирование пожилых людей;

- спортивная, туристическая и военная подготовка;

- творческое развитие;

- интеллектуальное развитие.

 

Ну что, с направлениями добровольческой деятельности мы с вами познакомились, а теперь давайте поиграем в одну игру. Сейчас вам необходимо будет подняться со своих мест и представить, что все мы превратились в молекулы. А как движутся молекулы? Правильно, хаотично! По моей команде вы начинаете движение по комнате в хаотичном порядке. Когда я говорю:«Молекулы по 2» вы объединяетесь в молекулы по два человека. Когда я говорю «Молекулы по 3» вы объединяетесь в молекулы по три человека соответственно, и так далее. И так, начинаем игру!

(По итогу игры дети оказываются разделенными на (№ число) минигрупп)

Ребята, сейчас вы остаетесь в тех группах, в которых вы оказались. Каждой из групп мы даем по одному из направлений добровольческой деятельности, которые мы с вами сейчас изучили. Ваша задача придумать и показать мини-сценку ситуации добровольца, работающего в направлении, а остальные команды должны угадать в какой сфере работает доброволец. На подготовку дается 10 мин. (ребята готовятся). Время истекло, просим первую команду показать свою миниатюру (ребята командами показывают мини-сценку).

Спасибо всем группам. А сейчас мы с вами познакомимся с основными принципами добровольчества. Итак, первый принцип: (после ознакомления ребят с каждым принципом мы задаем им вопросы о том, как они понимают каждый из принципов. Помогаем им в разъяснении принципов)

- добровольность (каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению).

- бескорыстность (добровольческая деятельность не должна преследовать корыстных целей).

- социальная значимость (востребованность и соответствие актуальным потребностям развития отдельных граждан, местного сообщества, иных объектов добровольческой деятельности).

- личная значимость (добровольческая деятельность должна способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей).

Молодцы, а сейчас нам всем необходимо нарисовать добровольца. По очереди каждый из наc будет выходить к ватману и рисовать часть тела, предметы добровольца. Почему добровольцы должны именно так выглядеть? (ответы). Добровольцем может стать абсолютно КАЖДЫЙ.

Спасибо всем, время подвести итоги нашего занятия/ Давайте вспомним кто же такой доброволец. (на ватмане мы предоставляем ребятам понятие добровольца). Доброволец – это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах человека или группы лиц, нуждающихся в помощи, в том числе в интересах благотворительной организации.

А сейчас я раздам вам сердечки, на которых вам необходимо будет написать о том, что нового вы узнали на занятии. (после все сердечки ребята приклеивают на ватман).

Спасибо всем, ребята! Вы отлично поработали сегодня.

 

 

Занятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...