Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права, смежные с авторскими




Первое упоминание в 1992 в основе законодательства СССР и Республик была глава "смежные права". В советский период доктрина изучала вопрос. Наиболее детальное и полное закрепление в законе об АП 1993. Как правило, смежным правам отказывают в самостоятельности. Они даже этимологически "соседские". Говорят, что институт не самостоятельный. Диссертаций по этой теме не пишут. Изучение происходит по остаточному принципу.

Толчок к развитию института СмежПр - дело американская корпорация vs. Останкино 1992. Был договор о передаче американцам права на использование классических произведений, которые были в архиве Останкино. Открытое письмо авторов произведений и министра культуры, в котором говорилось о том, что договор пиратский, и с просьбой ко всем третьим лицам не заключать договора с данной американской корпорацией. Договор предусматривал право выдачи лицензий третьим лицам на использование таких произведений. Основная часть записей не принадлежала Останкино, а была украдена у них. Гастрольные контракты не то же самое, что акт купли-продажи. На тот момент охрана смежных прав отсутствовала.

Американцы пошли в суд с требованием о возмещении морального вреда. При этом наложен арест на имущество - обеспечительные меры. Договор был признан заключенным. Договор может реализоваться, если корпорация заключит договор с каждым из исполнителей (их наследники), при этом за последующим приобретением нужно обращаться к ГосТелеРадиоФонду. Дело закончилось мировым соглашением.

Постановление Правительства: ГосТелеРадиоФонд назначен, имущество признано гос собственностью.

Решение очень странное. Договор был заключен неуполномоченным лицом. Исполнителям заплатили копейки.

Исполнение становится объектом смежных прав только тогда, когда оно записывается и передается. Важна объективация. Иначе мы говорим о музыкальном произведении как об объекте АП. Римская конвенция "Об охране интересов артистов-исполнителей, производителей программ и вещательных организаций" 1961 ратифицирована РФ в 1995. Иногда понимание расширенное: распространяются на чертежи, фотографии, права производителей фильмов. Сейчас у нас тут права публикоатора и производителя БД.

Женевская конвенция 1971 "ОБ охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства фонограмм": иностранным фонограммам предоставляется национальный режим. Ратифицировали в 1995. Более узкая охрана, чем национальный режим в отношении воспроизводства и экспорту. Есть Договор ВОИС по исполнению и фонограмма 1996. Конечно, документы 1971 ужасно устарели. Но изменений в главу о смежных правах не планируется.

Есть иностранные акты, ориентированные на новые объекты смежных прав: Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года (в редакции протокола от 1.03.2002). Задача - развитие выпуска передач в Европе и зашита прав вещателей + защита прав авторов, чьи произведения транслируются (ретранслируются). Баланс между финансовыми интересами рекламодетелй, вещателей и авторов,

Декларация ЕС 2004 комитета министров по смежным правам "Защита смежных прав вещательных организаций в условиях интенсивного развития вещательного сектора". Ст. 5 - распределение вознаграждения (самый сложный вопрос).

Есть рекомендации ФАСЕ, ЕС - поощрять правообладателей, предоставлять скидки рекламодателям и др. Но они не имеют к нам никакого отношения.

В 2008 "смежные права" были заменены на "права, смежные с авторскими", но в чем разница - не ясно. Нет единой категории смежное право, мы говорим о них во множественном числе. Эти права не существуют отдельно от авторских прав. По поводу исполнений произведений науки, искусства и др. - исполняем объекты АП, смежное право зависимое; считается, что смежные права носят самостоятельный характер только тогда, когда воспроизводится объект, не имеющий автора (например, фольклор, народное творчество и др.). Объекты смежных прав появляются с развитием техники (радио, телевидение и др.).

Смежные права возникают автоматически. Иной знак - Р или PH в окружности, но иногда проставляют

Критерии защиты. Смежные права - территоральный критерйи и критерий гражданства (на территории РФ или гражданином РФ на чужой территории).

Организация эфирного и кабельного вещания - передающие устройства должны находиться на территории РФ (для защиты в РФ).

Объекты АП:

1. исполнение артистов-исполнителей и дирижеров

2. постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если исполнение осуществляется в форме, допускающей воспроизведение

3. фонограммы (исключение - звуковые записи, помещенные в аудиовизуальное произведение, тогда только АП)

4. сообщения передач эфирного и кабельного вещания

5. БД (в части их содержания)

6. произведения науки, литераторы, искусства после перехода их в общественное достояние (права публикатора).

Исполнение артистов-исполнителей и дирижеров - то есть представление фонограммы, произведения, других произведений посредствам танца, игры, декламации живьем или с помощью технических средств. Но только после их записи - объективизации.

Театральные постановки по сути не отличаются от аудиовизуальных произведений (фильмов). Деятельность режиссера-постановщика обречена умереть в акте творчества. Та же проблема была с исполнителями. Нет разницы между исполнителем и автором. Спор остался. Закон поступил традиционно: в труде исполнителей есть творческий характер, в отличие от производителей фонограмм, организаторов вещания, но все же они в одной группе.

Исполнители фонограмм - ФЛ или ЮЛ, которые вложили финансовые средства. Творческий характер отсутствует.

Организации эфирного и кабельного вещания - только ЮЛ, которые имеют свои установки на территории РФ для передачи сигнала. К ним изменился подход. По закону об АП их понимали как совокупность звуков, изображений, отображений, сообщение этих звуков, изображений, отображений и технические данные. Мы охраняли передачу как объект. При этом передача создана самой организаций или по ее заказу и за ее счет.

Сейчас мы охраняем сам технический процесс вещания, саму передачу сигнала.

Международные акты: передача - трансляция звуков или звуков и изображений беспородными или кабельными для их приема публикой. Программа сама охраняется как сложное аудиовизуальное произведений. Наверное, это мультимедийный продукт.

Организация действует на основании специального разрешения - лицензии; он формирует свой контент сам. Результатом его деятельности является канал - сообщение указанных программ в определенной последовательности. До передачи программы в эфир мы охраняем как аудиовизуальное произведение, потом мы мы уже можем говорить о смежных правах вещателя, исполнителя. Просто трансляция не порождает никаких прав, потому что нет вклада в создание передачи (то есть просто трансляция матча - не объект, а если пригласим комментатора, то да).

Зачем охранять процесс передачи сигнала? Чтобы другие не перехватывали и не передавали третьим лицам.

Реклама того, чтобы перематывать, записывать, ставить на паузу, получать доступ к архивах и др. Функция отложенного показа - вмешиваешься в права вещателей? Нарушаешь ли смежные права? Нарушаем же целостность трансляции. Не нарушаем, если действуем в личных целях - тогда свободное использование.

Иные субъекты смежных прав и сроки действия смежных прав.

Публикатор - всегда ФЛ. Он может быть профессиональным участником оборота или нет. Условия 1) общественное достояние, 2) произведение не обнародовано, 3) смежные права - указывать имя на произведении и срок действия прав иной - 25 лет, но права могут быть прекращены досрочно по иску заинтересованного лица, если воля автора была нарушена (не хотел, чтобы публиковали или др.)

Общий срок смежных прав - в течение жизни исполнения, но не менее 50 лет. Исчисляются не 1 января года, следующего за годом смерти автора. С 1 января года, следующего за годом первого опубликования, обнародования.

Новые объекты - права изготовителей БД. Срок действия - 15 лет (с момента завершения работы по созданию БД). Но этот срок каждый раз начинает течь заново при обновлении программы.

Фонограммы - с 1 января года, следующего за годом обнародования. В течение 50 лет.

Музыкальное произведение как объект АП или фонограмма как объект смежных прав.

Элементы формы музыкального произведения: мелодия, гармония, ритм. Они юридически значимые, их нельзя копировать. Позиция неоднозначная. Долгое время был спор об охраноспособнсоти мелодии: Иоффе сравнивал мелодию с содержанием литературного произведения. Ионес придерживаются противоположной позиции: мелодия может быть использована отдельно от остальных элементов (например, одноголосные произведения используются вообще без гармонии). В литераторе же мы, например, охраняем отдельных персонажей.

Гармония, мелодия и ритм - элементы музыкального произведения.

Гармония - объединение звуков в созвучия и последовательность таких созвучий.

Ритм - организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.

Мелодия - осмысленно выразительная и законченная по построению последование звуков, которые определены отношениями высоты, длительности и силы. Является основной музыкального произведения. Мелодия напоминает или идею, или сюжет. Если проводить аналогию, то ее охранять не нужно. Но по-хорошему ее нужно охранять.

В ВБ охраноспособна уникальная, авторская идея. Общеизвестные не охраняются. Понятие идеи как таковой нет.

В отношении производных произведений много проблем (аранжировки, оркестровки, произведения семплом и др.). Аранжировка подобна иллюстрациям, комментариям к произведению. Целостность произведения не нарушается (то есть право на неприкосновенность композиции), право на защиту репутации (если автору не нравится аранжировка, то может препятствовать ее использованию). Внешняя форма оригинального произведения остается при этом неизменной. Это как бы музыкальные партии для каждого из инструментов.

При обработке изменяется гармония произведения, его ритмическая фактура, добавляются или исключаются элементы. предполагается творческое внесение изменений в форму произведения. Как правило, создание обраток сопровождается созданием новых аранжировок.

Орекстрока - разновидность аранжировки. Когда воспроизведение перекладывается на иных исполнителей. По правилам аранжировки. Нужно правомерно опубликовать + согласие автора.

Семплирование - заимствование фрагментов из иного произведения, перемещение отрывков из одного музыкального произведения в другое. Так можно сделать в произведениях литературы, видеозаписей. Может быть сделан механически или нет (когда воспроизводятся заново целиком). Вопрос о соотношении цитирования (которое разрешено) и семплирование. Суд отрицательно относится к цитированию такого рода, цитирование должно быть оправдано объемом, происходит для определенных целей, которые сложно доказать (подтверждение, опровержение, критические цели). Семплу это не удается. Его рассматривают как производное произведение. Дело Кабзона и диджея Грума.

 

18.12.13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...