Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи и предмет педагогической «праксеологии».

Дисциплина «Педагогическая праксеология»

Литература по дисциплине

1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология.- М.: 2005, - 252с. (библиотека, интернет)

2. Учебно-методическое пособие. Теория и практика дополнительного образования. Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоят. работе. Часть 1. Сост. Яковлева Е.В., Ильичева В.А., Ильинская И.В. - Череповец, 2013)

Опорный лист (1 семестр)

Тема 1. Становление педагогической праксиологии и педагогическая праксеология в системе научного знания

План

1. Сущность понятия педагогическая «праксеология»

2. Становление педагогической праксеологии (самостоятельно)

3. Связь ПП с другими научными областями (самостоятельно)

4. Цель, задачи и предмет педагогической «праксеологии».

5. Категории педагогической праксеологии

1.Сущность понятия педагогическая «праксеология»

Термин «пракселогия» восходит к греческому praxis (действие, практика) и латинскому praxeus (действие, деяние).

Праксеоло́гия (от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение)

Праксеология –

Праксеология –

Праксеология –

Ознакомьтесь с информацией с. 5-13 и выполните задания:

Задание 1. Выделите существенные признаки понятия «праксеология».

-

-

-

 

Задание 2. Раскройте целесообразность создания:

- праксеологии как теории о способах целесообразных, успешных действий;

- обоснуйте необходимость освоения данной науки педагогом (устно)

Задание 3. Выпишите, чем обусловлен рост требований к качеству педагогической деятельности (с. 7-8).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 4. Пользуясь информацией на с. 9-10, докажите значимость педагогической праксеологии в системе начального образования.

 

 

2. Становление педагогической праксеологии (самостоятельно, с.5-6)

Задание 5. Охарактеризуйте (кратко) становление ПП (устно) (когда возникла ПП?, кем введено понятие?, какие вехи формирования ПП как науки можно выделить?, кто впервые ввел понятие «праксеология»?какой вклад внес в развитие данной научной области Котарбинский Т.?как можно охарактеризовать деятельность с позиции эффективности?);

 

Ввел термин ПП французский философ и историк Л. Эспинас в конце XX века (в 1897 г.). Л. Эспинас был не только создателем термина “праксеология”, но также - что значительно важнее - концепции создания отдельной научной дисциплины - науки о формах действия, выступающих во всех областях жизни, стремящейся быть полезной, и одновременно науки о факторах, определяющих повышение эффективности действий.

Праксеология – философская концепция деятельности, имеющая в настоящее время статус программно-концептуального проекта. Проект праксеологии, как специальной научной дисциплины, презентирующей общую теорию организации деятельности, предложен польским философом и логиком Т. Котарбиньским. Программа II. была призвана синтезировать идущие от нужд практической деятельности разработки в области (научной) организации труда, интерпретируя в своем содержании их общие схемы и принципы, разработанные в методологии и логике науки.

Центральное понятие П. – понятие метода, что способствует превращению ее самой в общую методологию. Котарбиньский Т. неоднократно предпринимал попытки придать П. дисциплинарный статус – прежде всего в работе «Трактат о хорошей работе». С пропагандой и развитием идей П. во многом связан весь последний (послевоенный) период творчества Котарбиньского Т. Свою теорию он мыслил как синтез накопленных в истории знания праксеологических идей.

П. как общая методология рассматривает способы деятельности (в том числе и мыслительной) с точки зрения их практических свойств, т.е. в смысле их эффективности. Для того, чтобы быть эффективной, деятельность должна являться результативной, продуктивной или плодотворной (т.е. достигать поставленной цели), «правильной» (точной, адекватной, т.е. максимально приближаться к задаваемому образцу – норме), «чистой» (т.е. максимально избегать не предусмотренных последствий и не нужных добавочных включений), «надежной» (приемы деятельности тем более надежны, чем больше объективная возможность достижения этими приемами намеченного результата) и последовательной. Фактически, основной критерий практической «успешности» действия – его целесообразность.

3. Связь ПП с другими научными областями

Задание 6. Покажите связь педагогической праксеологии с другими научными областями (с. 16-17), заполнив модель

   
   
Педагогическая праксеология
       
       

Цель, задачи и предмет педагогической «праксеологии».

Задание 7. Соотнесите понятия (с. 13-14)

 

1. Научная миссия ПП Получение и представление сообществу практико-ориентированного знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности.
2. Цель ПП Закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности.
3. Задачи ПП Обнаружение и описание общего, того, что в ценностно-смысловом и технологическом отношениях объединяет отдельные виды деятельности, существующие в поле профессионально-педагогической активности.
4. Предмет ПП Разработка и обоснование норм эффективной педагогической деятельности; изучение закономерностей становления профессионализма педагога; аналитическое описание элементов профессионального действия.

Выпишите задачи ПП (С.15)

Задание 8. Выскажите свое мнение по поводу выражения «Нет ничего практичнее хорошей теории» (с. 14) (устно)

 

Задание 9. Ответьте на вопросы с. 17 (устно)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...