Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений




ЛОГИКА

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Сыктывкар

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Предмет и значение логики………………………………………………4

1.1. Этимологическое знкачение термина «логика»………………………………….4

1.2. Роль мышления в познании……………………………………………………….4

1.3. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений…………………5

1.4. Логическая форма и логический закон…………………………………………...5

1.5. Язык логики………………………………………………………………………...5

2. Понятие………………………………………………………………..... …8

2.1. Виды понятий………………………………………………………………………8

2. 2. Отношения между понятиями……………………………………………………10

2. 3. Обобщение и ограничение понятий……………………………………………..13

2. 4. Определение понятий…………………………………………………………….15

2. 5. Деление понятий………………………………………………………………….17

3. Суждение………………………………………………………………….20

3.1. Суждение и предложение …………………………………………………………20

3.2. Простые суждения………………………………………………………………….21

3.3. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат……………….24

3.4. Сложные суждения………………………………………………………………....26

4. Законы логики (основные формально-логические законы)……………30

5. Умозаключение……………………………………………………………32

6. Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений) ………..33

6.1. Непосредственные умозаключения………………………………………………..33

6.2. Простой категорический силлогизм……………………………………………….37

7. Умозаключение (выводы из сложных суждений)……………………….41

7. 1. Условно-категорический силлогизм……………………………………………...41

7.2. Разделительно-категорический силлогизм……………………………………….44

7.3. Леммы и иные виды дедуктивных умозаключений………………………………46

7.4. Сложные и сокращенные силлогизмы…………………………………………….48

8. Индуктивные умозаключения…………………………………………….49

8.1.Полная индукция……………………………………………………………………..50

8.2.Неполная индукция (перечислительная, индукция через анализ и отбор фактов).50

8.3. Научная индукция (Методы Бэкона-Милля)……………………………………….51

9. Умозаключение по аналогии………………………………………………53

10. Доказательство и опровержение…………………………………………..54

10.1. Общая характеристика доказательства…………………………………………...54

10.2. Опровержение……………………………………………………………………...54

10.3. Требование к элементам доказательства…………………………………………55

11. Гипотеза…………………………………………………………………….56

12. Рациональный спор………………………………………………………...58

13. Словарь терминов………………………………………………………….64

14. Список использованной литературы……………………………………...68

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Л.Н.Толстой

Изучение логики является важной составной частью образования и формирования логического мышления любого человека. Какой бы дея­тельностью вы ни занимались, какой бы жизнью ни жили – вам не обой­тись без РАЗУМА. А эффективно использовать и развивать его учит ЛО­ГИКА.

Логика – это наука о правильном мышлении, ее изучение способствует повышению логической культуры и расширению мыслительных возможностей человека. Логика есть необходимый элемент того минимума культуры, овла­де­ние которым и делает человека человеком разумным.

Логическая культура предполагает точность мыслей и правильное их изложение, что необходимо каждому человеку в любой сфере деятельности, в особенности, юристам, политологам, психологам и социальным работникам, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с умением оперировать четкими понятиями, давать ясные определения и точно формулировать проблемы, анализировать свои и чужие рассуждения, кроме того, связана с умением убеждать и обосновывать свои высказывания, а также правильно и корректно вести диалог.

Главная цель изучения логики – формирование у человека навыков критической оценки собственных рассуждений. Только человек, спо­собный критиче­ски взглянуть на свои собственные и других людей рас­суждения, т.е. об­ладающий рефлексией, может считаться интеллекту­ально развитым.

С учетом выше изложенного главной задачей курса «Логика» является не столько знакомство учащихся с основами науки логики, сколько стремление привить им логическую культуру и указать путь логически правильного мышления, а также умение применять законы и правила логики, как в учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы дать краткое кон­спективное изложение основных вопросов курса логики, показать прак­ти­ческие приемы решения типичных логических задач и упражнений, помочь изучающему логику систематизировать знания с помощью струк­турно-логи­ческих схем.

Овладение основами логики без решения практических задач не­воз­можно. Поэтому в данном пособии представлено большое количе­ство уп­ражнений по всем разделам курса для организации самостоя­тельной работы. Решение практических задач из­бавит от механического заучивания определений, законов и правил ло­гики, помо­жет активному применению теоретических основ данной науки на прак­тике.

 

 

 

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Этимологическое значение термина «логика»

«Логика» от древнегреческого «logos» – слово, разум, мысль. В настоящее время данный термин употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, термин «логика» применяется при обозначении закономерностей объективного мира – объективная логика. Например, «логика вещей», «логика фактов» и др.

Во-вторых, термин логика используется при обозначении особых закономерностей в связях и развитиях мыслей, то есть при обозначении мыслительного процесса – субъективная логика. Например, «логика мышления», «логика рассуждения» и др.

В-третьих, логикой называют науку о мышлении.

Логика – это наука о формах, приемах и законах правильного (познающего) мышления.

Мышление – это опосредованный и обобщенный процесс отражения действительности в коре головного мозга.

Предметом логики является не все мышление, а лишь те мыслительные процессы, которые ведут к истине процесса познания, т.е. законы, формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

 

Роль мышления в познании

Познание – это процесс отражения действительности в сознании человека, целью которого является получение адекватных знаний об окружающем мире.

В процессе познания можно выделить два способа, которые представляют собой единство: чувственный и рациональный.

 

I. Чувственный способ познания.

Чувственное познание мира имеет три основные формы – ощущение, восприятие, представление.

 

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета (цвет, форма, запах…). Ощущение представляет собой первоначальную и непосредственную форму познания объективного мира. Зрительные, слуховые, осязательные и др. ощущения являются элементарной формой познания.

 

Восприятие – целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, здание СыктГУ.

 

П редставление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, в даный момент нами не воспринимаемого.

 

Воспроизводящим (например, образ дома)

Представление может быть

Творческим, в том числе и фантастическим (например, Баба-Яга, фантастические произведения о жизни на разных планетах и др.)

 

II. Интеллектуальный (рациональный) способ познания.

В мышлении человек выходит далеко за пределы чувственного опыта. Путем чувственного восприятия мы обнаруживаем лишь явление предмета, но не его сущность. Дальнейшее сознание человека направленно на переосмысление чувственного опыта и к проникновению в сущность объективного мира: законы мира, сущность предметов и явлений. Это невозможно без мышления, которое отражает внешний мир в абстракциях.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств предметов и выделение существенных свойств.

понятие

Формы абстрактного мышления суждение

умозаключение

 

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений

В процессе логического познания человек стремится достичь истины. Следует различать истинность мысли и логическую правильность рассуждений.

Мысль считается истинной, если она соответствует действительности. Например, Город Сыктывкар – столица Республики Коми.

Однако для более сложных высказываний необходимо прибегнуть к иным способам обоснования истинности. Например, при использовании логических средств, мы выстраиваем цепь рассуждения, которая приводит к определенным заключениям.

Переход от одной мысли к другой осуществляется по законам логики и по определенным формам, нарушения которых ведет к ложности вывода. Формальная правильность рассуждения может привести к ложному выводу, если в основе правильного рассуждения находятся ложные высказывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...