Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола детей




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

 

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

 

 

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________


Цель занятия: научится методике гигиенической оценки организации и проведения основных форм физического воспитания и закаливания в детских дошкольных и образовательных учреждениях.

 

Студент должен знать:

· биологическую потребность детей в движениях, основы нормирования двигательной активности;

· оздоровительную роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в образовательных учреждениях;

· особенности реакции организма ребенка на физическую нагрузку;

· основы закаливания и ее физиологическую сущность;

· принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур.

 

Студент должен уметь:

· провести гигиеническую оценку физического воспитания в образовательной школе и условий проведения урока физической культуры;

· оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания, артериального давления;

· оценить эффективность закаливающих процедур, проводимых в образовательных учреждениях.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.

Ø Гигиена XXI век/ учебник/ ред. Г.И. Румянцев, М.: ГЭОТАР, 2009. – 605 с.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.

Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола детей

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени оп­ределяется уровнем привычной двигательной активности. Ус­тановлена связь между привычной суточной двигательной ак­тивностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистой сис­темы у различных групп населения.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнооб­разные движения, объем которых определяется биологически­ми особенностями организма, а их реализация зависит от со­циальных факторов.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной ак­тивностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлет­ворять естественную биологическую потребность ребенка в дви­жении (кинезофилия).

Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: актив­ность в процессе физического воспитания; физическая актив­ность, осуществляемая во время обучения, общественно по­лезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая ак­тивность в свободное время. Она может быть измерена и оце­нена на протяжении суток по продолжительности динамичес­кого компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям час­тоты сердечных сокращений (ЧСС).

Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспи­тания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятель­ности, телосложения и функциональных возможностей расту­щего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.

Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8—9 лет двигательная активность прак­тически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).

Двигательная активность наименьшая у детей, не занимаю­щихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50 %) она уменьшается с началом обуче­ния в школе.

Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме — от адапта­ции к низкому уровню двигательной активности до более глу­боких изменений (препатологические и патологические состо­яния): развития астенического синдрома, снижения функцио­нальных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной спе­циализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация мас­совых спортивных соревнований и создание благоприятных усло­вий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также су­щественно влияют на формирование у детей осознанной по­требности в активной двигательной деятельности.

На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность.

В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения био­логической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности достигается при участии школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы, в част­ности при проведении гимнастики до учебных занятий, физ­культминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортив­ного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно активного характера (хореография, ритмика, совре­менные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Возрастные нормы двигательной активности учитывают общие закономерности процесса роста и развития, нелиней­ность изменения кинезофилии (биологической потребности организма в движениях) с возрастом и дают допуск возмож­ных колебаний с установлением нижней (минимально необ­ходимой величины) и верхней (максимально допустимой ве­личины) границ.

Наиболее доступной в практических целях является возрас­тная норма суточных локомоций (число шагов за 24 ч).

В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются умень­шение числа локомоций и увеличение числа движений, вы­полняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающих­ся значительными энерготратами. Такие движение встречают­ся при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятиях некоторыми видами спорта (тяжелая атлетика, гим­настика, парусный спорт и т.д.) и могут идти в зачет суммар­ных локомоций подростка.

Важное значение для физического воспитания детей и под­ростков имеет развитие физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной чувствительности (воспри­имчивости) к воздействию тех или иных физических упраж­нений. Возрастная хронология сенситивных периодов развития физических качеств и некоторых психомоторных функций де­тей и подростков представлена на рисунке.

Периоды сенситивного развития физических качеств и психомо­торных функций детей и подростков [Сухарев А.Г., 1991].

В сенситивные периоды развития физических качеств и пси­хомоторных функций необходимо отдавать предпочтение це­ленаправленным физическим упражнениям. Если сенситивный период по какой-либо причине «пропущен», последствия обыч­но бывают необратимыми.

Утраченное время и возможности в дальнейшем не удается компенсировать: ребенок, не умеющий плавать и не обладаю­щий ловкостью, став взрослым, не может успешно овладеть указанными двигательными навыками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...