Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благотворительный университет с 7 апреля по 7 мая

Легко-легко: 7 апреля, вторник Филолог Михаил Позднев расскажет обантичных сюжетах в биографии Петра Великого.

Лекция будет посвящена отношению к античности самого монументального человека в русской истории – Петра Великого. Что мы знаем о филологических интересах первого русского императора? Что в европейской культуре 17 века, для которой античность так много значила, вызывало его страстный личный интерес? Почему столь незначительными оказались результаты такого мощного усилия по внедрению европейской образованности? Почему российская филологическая наука даже через столетие после Петра оставалась далекой от европейского уровня? Как классические античные сюжеты проецируются на русскую историю эпохи культурного сдвига? Даже если вам кажется, что вы много знаете о петровской эпохе, вам будет над чем подумать.

 

О лекторе: филолог-классик, переводчик, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры классической филологии (с 2014), преподаватель латыни, древнегреческого языка, античной литературы и живой латыни Санкт-Петербургской классической гимназии № 610, автор учебника латинского языка для начинающих и монографии об античной психологии искусства. Доктор филологических наук (2010, диссертация «Учение Аристотеля о катарсисе: истоки и рецепция»).

 

Начало лекции в 19.30.

Легко-легко: 15 апреля, среда. С некоторым опозданием Благотворительный университет вносит свою лепту в празднование 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова. Филолог Алина Бодрова на лекции «Чему учил и учит Лермонтов в школе?» расскажет о приключениях Лермонтова в школе на протяжение полутора веков. Как читали Лермонтова дореволюционные гимназисты и советские школьники? О чем писали сочинения наши прабабушки? Почему в школьную программу попали стихи, которые, скорее всего, Лермонтов не писал? Почему в 1930-х годах «Фаталист» даже не упоминался в учебниках и по какой причине он снова возник в программе в 1960-е годы? Если вы любите Лермонтова, если вам интересно, как читали книжки люди пятьдесят, сто, сто пятьдесят лет назад, если вы любите пробиваться сквозь застывший канон к реальности – вам сюда.

О лекторе: научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, старший преподаватель школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, участник подготовки академических собраний сочинений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Лекции Алины Бодровойна сайте проекта Arzamas: http://arzamas.academy/authors/9

Начало лекции в 19.30

Ленинград-Центр: 16 апреля, четверг. Филолог Светлана Адоньева прочитает лекцию на тему «Метафизика повседневности».

Светлана Адоньева – выдающийся ученый, фольклорист и антрополог, много лет занимается исследованиями повседневности и обычаев современной культуры (традиции Нового года, свадьбы и похороны, культ предков). Фиксируя и исследуя коллективные символические практики, можно понять, как устроены человеческие отношения (супружеские, родительские отношения, отношения учитель — ученик, государство — его граждане). Фольклор и ритуал – это не только культурное наследие народа, но и орудие контроля общества над поведением и внутренним миром своих членов.

О лекторе: доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. Куратор Воскресной программа интеллектуального досуга «Прагмема» в Михайловском театре, преподаватель мастерской Марины Разбежкиной «Школа документального кино». Лекции Светланы Адоньевой на сайте «Audeamus»: http://russianlectures.ru/ru/author/adonieva/

Начало лекции в 19.30.

Легко-легко: 23 апреля, четверг. Историк и филолог Семен Якерсон расскажет об уникальные рукописи Еврейской Библии в собраниях Санкт-Петербурга.

Знаете ли вы, что в книжных собраниях нашего города хранятся все самые древние в мире датированные списки Еврейской Библии (Biblia Hebraica)? В первую очередь, это самый древний датированный библейский текст (Книги Пророков 916 г.), самая древняя рукопись Пятикнижия (929 г.) и самая ранняя датированная рукопись полной Еврейской Библии, знаменитый Codex Petropolitanus 1008 г., а также многие другие средневековые рукописи. Разговор пойдет о создании этих рукописей, почти детективной истории их попадания в Санкт-Петербург и их значении для современной науки.

О лекторе: доктор исторических наук, заведующий кафедрой семитологии и гебраистики СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН.

Начало лекции в 19.30.

Ленинград-Центр: 23 апреля, четверг. Композитор Леонид Десятников рассказывает о творчестве Петра Чайковского.

 

Дмитрий Ренанский о Десятникове: «Про Десятникова принято думать, что он-де живет в башне из слоновой кости и занят преимущественно игрой в бисер, не слишком-то обращая внимание на творящееся вокруг. В определенном смысле все так и есть: Десятников, возможно, самый бессуетный человек, с которым мне когда-либо доводилось общаться. Вместе с тем в новейшей истории отечественной академической музыки нет другого композитора, чья музыка столь сильно резонировала бы с пресловутым Zeitgeist. Десятников живет con tempo, и именно это редкое ныне качество вкупе с — чего уж там скромничать — композиторским гением делает его сегодняшним русским композитором номер один».

Начало лекции в 19.30

Легко-легко: 29 апреля, среда. Архитектор и дизайнер Сергей Хельмянов расскажет о том, что такое русский и советский промышленный дизайн.

Сергей Хельмянов: «Многие уверены, что дизайна в России нет и не было. Но, может быть, мы неверно понимаем, что такое дизайн? Если спросить прохожего на улице, что же делает дизайнер, он начнет описывать человека, рисующего эскизы интерьеров или новой модной коллекции. Поспешу разочаровать: дизайн – это не про моду и большая часть известнейших дизайнеров вообще не умеют рисовать. А если мы скажем, что промышленный дизайнер прежде всего занимается потребительскими качествами продукта, а эстетика - лишь одна из составляющих, и отнюдь не главная, мы окончательно всех запутаем. Так чем же занимаются эти странные люди - дизайнеры? Попробуем в этом разобраться на материале русского и советского промдизайна».

О лекторе: Архитектор, дизайнер, доцент кафедры «Промышленный дизайн» СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Руководитель профиля транспортного дизайна. Куратор тематики промышленного дизайна и дизайн-образования журнала «Проектор». Автор монографии «Санкт-Петербургская школа дизайна» и более двух десятков научных и публицистических статей по теории и истории дизайна.

Начало лекции в 19.30

Ленинград-Центр: 30 апреля, четверг: Художник по костюмам Надежда Васильева расскажет об историческом костюме в XXI веке.

 

В качестве анонса – фрагмент текста Надежды Васильевой, написанного для журнала «Сеанс»: «Вещь, знай свое место!»

«Несколько вопросов "почему?" — я не могу на них найти ответы и, видимо, не найду никогда.

"Почему?" — не соединяется кружево, сделанное сегодня, но по старинной технологии, — с кружевом действительно "мольно-бабушкиным".

"Почему?" — плечи такие же, как в распоротом пальто настоящего мужчины конца XIX века, живут отдельно, сами по себе, создают складочки с оборочками, показывают тебе язык и дразнятся: "Ну, прибивай нас тогда гвоздями, что ли".

"Почему?" — деформация той туфли той ногой нас восхищает, а такая же туфля, сделанная на заказ под "каблучок рюмочкой, сбоку бантик, носик узенький", рождает самые низменные чувства вроде "пойду я лучше выпью чаю".

Осязание – это для художника по костюмам главное. Присутствие обоняния тоже не помешает. Ну, и глухим быть не обязательно. Фактура складывается по типу "потрогать, понюхать, услышать" — и только потом вступают в работу глаза. Враги могут преподнести подарок в виде куска винила, перевязанного люрексной ленточкой и посыпанного нафталином: нюхай и определяй.

Но ведь и друзей приличных выбирают по запаху, не только платья. Запах старого кекса присущ всем шерстяным юбкам, а валансьен пахнет засушенным гербарием, а лайковые туфли — хорошими солеными грибами в конце зимы. Шершавость нитяных переплетений иногда вызывает мурашки, и ты кружишься с ними в вальсе снежинок, Чайковского вспоминаешь — и уже физически не сможешь надеть цилиндр, обтянутый подкладочным атласом.

Поздней осенью грязные старые листья собираются мрачными дворничихами в кучи.

Если, несмотря на крики семьи, обеспокоенной чистотой окружающей среды, все же собирать по одному листику из тряпочек, доставшихся по наследству инженерным детям от родственных старушенций, и складывать их в кучи, а потом вытаскивать по одной и соединять в юбки, то может и получиться что-то.

Испытываю истинное наслаждение перед строем затянутых в корсеты актрис. Кульминация — их общий обморок, обязательно перед зеркалом, чтоб лежащих было вдвое больше. С удовольствием сделала бы целлулоидные фигуры, всунула бы в них актрис, а сверху налепила бы тряпочки. Невозможность шевелить руками, ногами и показывать любовь туда-сюда ходящей грудью открывает возможность приличной актерской игры с помощью чувств, выходящих из глубины желудка.

Если сдавить его, то душа наконец-то вырвется из застенков человеческого обличья. Любимый мой Маковецкий доказал правоту этих слов своей гениальной игрой. Минимум движения телом, букв изо рта и подергивания ножками плюс молчаливое согласие с пластмассовым воротничком, ужасно натирающим шею, — и эффект налицо. <…>

В суконных мундирах, фетровых шляпах, но без страусов, с кожаными портупеями мы поедем на телеге в лес и станем егерями. Мы выстроим свой замок, пророем реки и каналы, возведем мосты и будем жить долго и счастливо».

 

Об авторе: Надежда Васильева – выдающийся художник по костюмам, работавшая с режиссерами Алексеем Балабановым, Алексеем Учителем, Виктором Титовым, Олегом Коваловым, Рустамом Хамдамовым, Владимиром Бортко, Игорем Волошиным, лауреат премии «Ника». Сейчас Надежда Васильева работает над историческими костюмами для картины Алексея Учителя о Матильде Кшесинской.

 

Начало встречи в 19.30

Легко-легко, 6 мая, среда. 19.30 Астроном Георгий Гончаров рассказывает об опасном космосе: черных дырах и взрывающихся звездах.

Чёрная дыра заправляет в центре Галактики, шаровые скопления звёзд пронзают периферию Галактики, даже в ближайшем галактическом спиральном рукаве несколько звёзд-гипергигантов доживают последние дни перед чудовищными взрывами. И если тихим вечером под стрекотание сверчков и шёпот волн приглядеться к такому романтическому звёздному небу, станут видны шрамы от недавних космических катастроф вокруг нас. Может быть челябинский метеорит - первая ласточка грядущих событий?

О лекторе: доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Пулковской обсерватории, сотрудник в Лаборатории динамики Галактики отдела Небесной механики и динамической астрономии ГАО РАН. Автор более 30 научных публикаций. Член Международного астрономического союза (один из всего 20 таких членов в Петербурге) - главной международной организации профессиональных астрономов, единственной организации, ответственной за космос, в том числе, принявшей решение об исключении Плутона из списка планет (косвенно Георгий голосовал за это). Более 15 лет ведет популярные лекции по астрономии в Санкт-Петербургском планетарии (провёл более 5 тысяч лекций

Начало лекции в 19.30

Ленинград-Центр: 7 мая, четверг. Поэт, эссеист, литературный критик Лев Рубинштейн назвал свою творческую встречу «Книга пишет автора».

Из книги Льва Рубинштейна «Случаи из языка»:

Кто автор чего? Роль автора на протяжении всей истории искусства постоянно и существенно менялась. Автор оказывался то внутри текста, то вне его. Сегодняшний автор как бы совпадает с рамкой текста. Автор сегодняшнего дня - называтель, читатель, слушатель.

Сильно потёртое сравнение текста с зеркалом обретает новую грань в недавно услышанном чудесном анекдоте:

Идёт чукча по улице. Видит: валяется на земле зеркальце. Он его поднимает, смотрится в него и радостно восклицает: "О! МОЁ!". Это ведь не что иное, как метафора перекодировки авторства, присвоения текста, его апроприации.

Примерно о том же ставшее классическим стихотворение Всеволода Некрасова:

Я помню чудное мгновенье

Невы державное теченье

Люблю тебя Петра творенье

Кто написал стихотворенье

Я написал стихотворенье.

Стихийным апроприатором был отец моей однокурсницы, большой
любитель идиоматических оборотов. К любому из них он прибавлял: "Как я это
называю". "А пальтишко у меня было, как я это называю, на рыбьем меху".

Особым образом "присваивала" чужой текст бабушка одного моего приятеля. Щедро уснащая свою речь пословицами и поговорками, она преобразовывала их во что-то довольно странное, но безусловно высокохудожественное. Рассказ об ангельской доброте своего покойного мужа она подкрепляла тем существенным обстоятельством, что он никогда даже "мухи не укусит". А безрезультатно уговаривая своего двадцатилетнего внука надеть дедушкин костюм, она говорила: "Ну ты хотя бы его примерь. Это же совсем новый костюм. Что же он будет висеть в шкафу, как собака на сене?
Бабушка была родом из Одессы, хотя это к делу не относится».

 

Об авторе: Лев Семенович Рубинштейн – русский поэт, в семидесятых годах прошлого века придумавший московский концептуализм (с Дмитрием Приговым и Всеволодом Некрасовым). Колумнист Граней.ру. Страница Рубинштейна на сайте «Новая литературная карта России»: http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/rubinstein-l/

 

Начало встречи в 19.30

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...