Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило 1. Согласование сказуемого с подлежащим




1. При подлежащем, включающем составное количественное числительное, более употребительна форма единственного числа сказуемого, если подчеркивается внутренняя целостность, общее количество чего-либо, измеряемого по весу, размеру, времени. Форма единственного числа придает сообщению безличную окраску, подчеркивает итоговый результат действий: Награждено двести человек.

Форма множественно числа сказуемого уместна в тех случаях, когда говорящий хочет подчеркнуть активный характер действий каждого лица (предмета), входящего в группу: Двенадцать студентов второго курса за­кончили семестр на «отлично».

2. Подлежащее, выраженное собирательным существительным большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, в сочетании с родительным падежом множественного числа требует постановки сказуемого:

ü - в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных: Большинство студентов успешно сдали сессию.

ü - в форме единственного числа, если речь идет о предметах неодушевленных: В учебный план введен ряд новых дисциплин.

Практикум

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 2003. Задание 72(с. 423).

3. При наличии у подлежащего приложения (в сочетаниях типа женщина-хирург, вагон-мастерская) нередко неясно, какое слово является подлежащим, а какое - приложением. Принято считать подлежащим более общее понятие и с ним согласовывать сказуемое: Женщина-хирург возразила...; Вагон-мастерская стоит на втором пути. Для некоторых словосочетаний (типа театр-студия, витрина-стенд) нормы согласования окончательно не установились. В этих случаях следует исходить из того, что основное, более широкое по смыслу наименование стоит на первом месте: Автомобиль-амфибия пошел в серийное производство.

Практикум

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 2003. Задание 63(с. 421).

Правило 2. Согласование определений

1. Определение, которое стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, употребляется в форме родительного падежа множественного числа; определение, относящееся к существительному женского рода, в этом же случае имеет форму именительного падежа: Четыре новых автомобиля сошли с конвейера, но; Три новые автомашины поступили в продажу.

2. Причастный оборот и определительное придаточное предложение не могут сочетаться как однородные составные части. Неправильно: Студенты, сдавшие сессию, которые решили поехать в спортивный лагерь...

(следует: Студенты, сдавшие сессию и решившие поехать...; или Студенты, которые сдали сессию и решили поехать...).

 

Правило 3. Согласование приложений

Приложение, как правило, согласуется в падеже с определяемым словом: в доме-музее писателя, встреча с директором-распорядителем.

Приложения, представляющие собой географические названия, в одних случаях согласуются в падеже с определяемым словом, а в других не со­гласуются: в городе Коле, но на станции Кола.

Как правило, согласуютсяс определяемым словом  
названия городов (кроме составных) в городе Москве, к городу Мурманску
названия рек между реками Обью и Енисеем, у реки Лотты (Сены, Темзы)
названия сел, деревень, хуторов (кроме названий на – о или названий другого грамматического рода или числа) в селе Горюхине, в деревню Высочанку, но в селе Савино, у деревни Хатки
Не согласуются с родовыминаименованиями  
составные названия городов Из города Полярные Зори
названия бухт, проливов, заливов, озер в проливе Босфор, к бухте Провидения
названия островов, полуостровов, гор, пустынь на острове Медвежий, в пустыне Каракумы;
названия портов и станций в порту Мурманск, из польского порта Гдыня, на станции Кола
астрономические названия к планете Марс, до звезды Солнце

Практикум

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...