Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нанотехнологии: от идеи к практическому применению




 

Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.

Основной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.

Для развития наноиндустрии необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.

Основными инструментами государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать:

программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года;

федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы»;

иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.

Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологий. В состав национальной нанотехнологической сети войдут:

национальный исследовательский центр нанотехнологий наносистем и наноматериалов на базе федерального государственной учреждения «Российский научный центр «Курчатовский институт» осуществляющий научную координацию деятельности по реализацш президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии»;

российская корпорация нанотехнологий, решающая задачи организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;

организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды;

научные, образовательные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе вузов, Российской академии наук I других научных организаций, предприятий и учреждений различны? форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя:

оснащение вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием, создание приборно-инструментальной базы передового уровня;

создание национальной информационно-аналитической системы, обеспечивающей подготовку и принятие управленческих решений в сфере нанотехнологий; эффективность определения и согласования приоритетов и областей ответственности исполнительных органов; согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, тематики НИОКР; формирование единого реестра заказов, единого перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции; обмен достигнутыми результатами; формирование высокоскоростной вычислительной сети;

совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью (создание нормативно-правовой базы патентно-лицензионной деятельности, оформление исключительных прав, обеспечение мне создания организационно-правовых механизмов трансферта нанотехнологий);

 

разработка национальной системы стандартов и сертификации в сфере нанотехнологий и наноматериалов, гармонизированной с международной системой;

создание системы содействия продвижению продукции на внутренний и внешний рынок.

Основными задачами, которые предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, являются:

рост объема и результативности государственных и частных инвестиций в исследования, разработки и производственную деятельность, связанные с развитием и внедрением нанотехнологий;

формирование территориальных научно-производственных кластеров, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

разработка и внедрение эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок в области наноиндустрии;

информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологий;

создание системы оперативного мониторинга научно-технического, производственного и рыночного потенциала Российской Федерации в сфере нанотехнологий;

изучение и анализ ближайших, среднесрочных и стратегических перспектив развития мирового рынка нанотехнологий, исследований

и разработок, проводимых за рубежом;

организация эффективного международного сотрудничества, реализация совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения нанотехнологий, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к научной, педагогической и производственной деятельности, осуществляемой в рамках национальной нанотехнологической сети.

Формирование национальной нанотехнологической сети осуществляется в два этапа:

первый этап - 2007 - 2010 годы;

второй этап - 2011 - 2015 годы.

 

На первом этапе должны быть сформированы конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий.

На втором этапе должны быть созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий.»

 

Администрация США в 2000 г объявила “Национальную нанотехнологическую инициативу” (National Nanotechnology Initiative).

А в 2004 г администрация США поддержала “Национальную наномедицинскую инициативу” как часть National Nanotechnology Initiative.

В СССР в данном направлении работы начались в 1962 году задолго до появления термина «нано» и в 1972 году завершилась созданием промышленного производства углеродного нанокомпозита.

В 2007 году в России создан научный центр по наноматериалам при институте имени Курчатова, выделены необходимые финансовые средства для проведения исследований.

Важность нанотехнологии для развития науки и экономики в целом, можно определить по серьезности мировых инвестиций в нано таких стран, как: США (около 3,7 млрд. долларов в 2005 – 2008 гг.), Япония (3 млрд. долларов), страны Европы (1,7 млрд. долларов в 2002 – 2006 гг., до 7,5 млрд. долларов в 2007 – 2013 гг.), Китая (240 млн. долларов в 2003 – 2007 гг., местные инвестиции составляют более 360 млн. долларов), Бразилии (более 25 млн. долларов в 2004 – 2007 гг.), Индии (23 млн. долларов в 2004 – 2009 гг.), Африки (6 млн. долларов в 2005 г), Аргентине (10 млн. долларов в 2006 – 2011 гг.), Чили и Мексика финансируют, возможно, скромные, но перспективные нанопрограммы.

Нанонаука может выявить новые реальности в мировой науке текущего столетия: активная поддержка этих исследований со стороны правительств приведет к общему подъему уровня образования и профессионального уровня ученых и специалистов в развивающихся странах.

В 2000 г. в США принята приоритетная долгосрочная комплексная программа, названная «Национальной нанотехнологической инициативой» и рассматриваемая как эффективный инструмент, способный обеспечить лидерство США в первой половине текущего столетия. К настоящему времени бюджетное финансирование этой программы увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,5 раза и достигло в 2003 г. 710,9 млн долл., а на четыре года, начиная с 2005 г., планируется выделить еще 3,7 млрд долл. Аналогичные программы приняты Европейским союзом, Японией, Китаем, Бразилией и рядом других стран.

Этот сектор, вероятно, будет исключительно сферой развитых стран. Теперь стало ясно, что ряд и развивающихся стран приняли науку и технологию как практически важные составляющие своей стратегии экономического развития. Китай, например, выделяет в настоящее время приблизительно 1,1% от своего ВВП на науку и технологию. Бюджет Национального фонда поддержки естественных наук Китая взвился с 10 млн долларов в 1986 году до 300 млн долларов в 2003 году. Индия в настоящее время вкладывает около 1,2% от своего ВВП в науку и технологии, в основном в разработку и применение информационных технологий. Бразилия расходует 1,1% от ВВП на наукуи технологию и ежегодно «выпускает» ококло 7000 докторов философии в широкой области научных дисциплин.

 

Государственные расходы на развитие нанотехнологий в различных странах приведены на рис.1.

 

 

Рис. 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...