Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование и его основные цели.




Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. При кажущейся внешней простоте применения оно является одним из самых трудоемких процессов, требующим обязательной подготовки проводящего его сотрудника. Основная цель собеседования — получение информации, которая позволит:

- оценить, насколько данный кандидат подходит для предполагаемой должности (то есть, провести оценку профессиональной пригодности соискателя (его профессиональных знаний и навыков, деловых, индивидуально-психологических и психофизиологических качеств)

- определить, насколько данный кандидат выделяется из всех заявивших свои кандидатуры на замещение вакантной должности (какие качества и навыки преобладают, а какие, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии)

- насколько эти качества важны для вакантной должности

- возможен ли прием на работу сотрудника с условием дальнейшего роста

- будет ли вакантная должность «шагом вперед» для соискателя или он давно «перерос» предполагаемую должность)

- установить, достоверна ли предоставляемая кандидатом информация (имеется в виду только первичная оценка достоверности информации).

В последнее время все больше внимания уделяется не только определению соответствия кандидата требуемой квалификации, но и выяснению того, насколько новый человек «впишется» в корпоративную культуру организации, сможет ли он принять действующие в организации принципы и нормы поведения.

Подготовка к проведению собеседования

Проведение собеседования требует тщательной подготовки. В этом разделе мы обсудим некоторые мероприятия, которые позволят вам наилучшим образом подготовиться к собеседованию и провести его с наибольшей выгодой для компании. Следует сразу оговориться, что описанные ниже мероприятия называются «подготовительными» только в рамках данной статьи. В системе же подбора и оценки персонала в целом каждое из них занимает свое место и выполняет свою специфическую функцию.

Итак, для качественного проведения собеседования вам понадобятся:

Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях.

Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы). В отдельных компаниях применяется документ, называемый «заявка на подбор», где перечисляются знания, умения, навыки и качества, которыми должен обладать кандидат для успешной работы в предполагаемой должности. В документах подобного рода обычно указываются и обязательные требования, и желательные.

В ряде компаний используется еще один документ, чаще всего именуемый «схема отбора», в котором описывается порядок проведения собеседования (кто из сотрудников и на каком этапе подключается к проведению собеседования; как распределяются обязанности между сотрудниками компании в целях обеспечения наилучшего подбора специалистов; какие тесты, опросники и деловые игры используются). Безусловно, над созданием этого документа придется поработать. Однако впоследствии он обеспечит значительную экономию времени при подготовке материалов для оценки соискателей.

Целесообразно разработать еще один документ — для отражения результатов собеседования. В некоторых компаниях информацию по результатам собеседования включают в бланк анкеты, а иногда выносят в отдельный документ. В любом случае информация об итогах собеседования должна содержать сведения о том, кто и когда проводил собеседование с соискателем, каково мнение сотрудников, проводивших собеседование, о данном кандидате, насколько кандидат соответствует заявленной должности, есть ли возможность использовать кандидата на других работах, какое принято решение (о приеме на работу или об отказе в приеме).

Перед началом собеседования желательно лишний раз просмотреть анкету или резюме соискателя и отметить вопросы, которые следует уточнить в процессе беседы.

Классификация собеседований

Для того, чтобы сделать процесс отбора наиболее оптимальным, целесообразно использовать различные варианты проведения собеседований. Умение проводить различные виды собеседований предоставит вам дополнительные возможности для правильной оценки соискателей, а также позволит добиться высоких результатов работы.

По структуре собеседования подразделяются на:

Жесткое (структурированное). Основной чертой данного вида является заранее составленный план, в котором определены темы для разговора и вопросы соискателю. Такое собеседование рекомендовано для оценки профессиональных навыков. Сотрудник компании при подготовке вопросов структурированного собеседования использует должностную инструкцию на вакантную должность и в процессе беседы «по пунктам» скрупулезно выясняет соответствие соискателя установленным требованиям. Минусом этого собеседования является то, что часть вопросов, касающихся, например, личностных качеств, привычек, мотивационной направленности, останется «за рамками» беседы.

Свободное (не структурированное). Данный вид собеседования больше напоминает светскую беседу, в которой интервьюеру отводится роль направляющего. Для его проведения обычно намечаются только основные темы. Однако здесь всегда есть опасность того, что «мирный» и «свободный» ход беседы может увести достаточно далеко от основной темы разговора и, в конечном итоге, интервьюер и соискатель могут остаться с ощущением приятно проведенного времени, но с большим количеством невыясненных вопросов.

Комбинированное. Комбинированное собеседование является оптимальным для наиболее полной оценки соискателя. При заранее разработанном плане появляется возможность оценить профессиональные знания соискателя, навыки в жестко заданных рамках, а в свободной беседе прояснить, какие общечеловеческие ценности признает потенциальный работник.

По форме организации различают:

Индивидуальное собеседование. При индивидуальном собеседовании один интервьюер работает отдельно с каждым новым соискателем, что позволяет установить наиболее прочный контакт. При правильном подходе между ними возникают доверительные отношения, способствующие подробному и тщательному обсуждению всех необходимых тем. Однако здесь возможна ситуация, когда интервьюеры, находясь под впечатлением от предыдущих кандидатов, неверно, субъективно оценивают очередного соискателя, так как на фоне своих предшественников он может выглядеть «бледно» или, наоборот, слишком «ярко».

Есть еще один момент, о котором часто забывают. Нередко на собеседование приходят соискатели, не слишком подходящие на заявленную должность. Но их навыки и опыт могут быть полезны на других участках работы в компании. Очень важно, чтобы сотрудник, проводящий собеседование, был заранее сориентирован на «параллельный» отбор таких кандидатов, осведомлен о возможных и планируемых изменениях в организации, проинформирован о потребностях различных структурных подразделений в персонале (в том случае, если собеседование проводится не отделом персонала, а, например, линейным менеджером) и не относился к работе излишне «формально». Это позволит не упустить ценного для компании соискателя и, в конечном итоге, сэкономить средства на подборе специалистов разного профиля.

Групповое собеседование. В данном случае с соискателем общаются несколько интервьюеров. Такое собеседование создает максимально напряженную ситуацию для интервьюируемого, а это позволяет оценить, как он «держит удар», насколько выдерживает прессинг. Необходимость в проведении группового собеседования может возникнуть тогда, когда вакантная должность подразумевает наличие узкопрофессиональных знаний, которые сотрудник отдела персонала оценить не в состоянии. Для того, чтобы удостовериться в наличии у соискателя необходимых знаний, приглашаются специалисты отдела, в который нанимается кандидат. Кроме того, групповое участие в собеседовании предоставляет возможность оценить не только профессиональные, но и личные качества соискателя и снизить вероятность того, что соискатель «не впишется» в новый коллектив.

При планировании данного вида собеседования необходимо четко распределить роли между интервьюерами. Впрочем, в этом случае возможна ситуация, когда собеседование «ведет» один из интервьюеров, а остальные вступают в беседу по мере необходимости при возникновении дополнительных вопросов.

Безусловно, собеседование, проводимое сразу несколькими интервьюерами, при правильной его организации позволяет более точно оценить профессиональные и личностные качества соискателя. При этом также снижается возможность влияния субъективных факторов на принятие решения (о чем уже было сказано выше). На мой взгляд, не всегда целесообразно отрывать от работы ведущих сотрудников отдела, особенно если речь идет о собеседовании с каждым из огромного количества соискателей. Но на конечном этапе, когда нужно выбрать «лучшего из лучших», проведение группового собеседования будет разумным.

В некоторых учебниках, пособиях, освещающих вопросы проведения собеседований, данный вид называют «панельным», а «групповым» именуется собеседование, проводимое одновременно с группой соискателей.

По поставленным целям выделяют:

1. Предварительное (отсеивающее) собеседование. Его задача — определить и отобрать из всей массы кандидатов тех, которые будут приглашены для продолжения переговоров. Такое собеседование может быть организовано самыми разными способами. Рассмотрим только некоторые из них.

Отсеивающее собеседование, проводимое по телефону. Оно позволит сэкономить время работников отдела кадров и избавить офис от большого количества посетителей. При этом от сотрудника, проводящего собеседование, потребуется опыт в ведении телефонных переговоров, который позволит «заочно» провести предварительную оценку соискателей, тщательность, щепетильность, такт, поскольку не всякого кандидата можно вызвать на откровенный телефонный разговор.

Отсеивающее собеседование, проводимое при личном контакте. Краткое собеседование, проводимое в офисе компании, возможно, с предложением заполнить анкету, позволит оценить имидж кандидата и те его качества, которые нельзя определить при телефонном общении.

Для отсеивающего собеседования необходимо установить, какие моменты в оценке соискателя наиболее важны. Например, вам нужен работник для работы, связанной с частыми командировками. Следовательно, желательным будет тот кандидат, у которого нет семьи или у которого взрослые дети, который готов часто покидать свой дом. Выяснить, соответствует ли соискатель заявленным параметрам, следует еще на первых этапах переговоров.

Письменное отсеивающее задание. В условиях всеобщей компьютеризации многие компании в качестве первичного отсеивающего задания стали высылать соискателям по электронной почте задания, на основе которых проводится первичный отсев.

Пример письма

Добрый день! Некоторое время тому назад Вы высылали нам резюме на вакансию менеджера отдела продаж. Если Вас еще интересует возможность смены места работы, мы готовы вести с Вами дальнейшие переговоры и организовать встречу с руководством компании.

До встречи Вам необходимо:

ознакомиться с историей и деятельностью компании на сайте www.predpriyatie.ru

заполнить анкету (анкета прилагается)

ответить на вопросы, приводимые в конце данного письма.

Ответы должны быть конкретными, с максимальным количеством примеров и цифр, объемом в 2 страницы. Ответы на вопросы и анкету мы ожидаем до 2 декабря. После их получения мы свяжемся с Вами и организуем встречу с руководством компании. Вопросы:

Что Вы знаете об ООО «Предприятие»?

Кем Вы можете работать в ООО «Предприятие»?

Перечислите три Ваших профессиональных достижения за последний год.

Какой у Вас опыт в продажах?

С какими клиентами Вы работали? Приведите примеры.

Какие источники Вы используете для повышения вашей профессиональной компетенции?

Чем Вы лучше других кандидатов?

В чем Вы видите преимущества работы в ООО «Предприятие»?

Какой минимальный доход Вы хотите получать в первые 3 месяца, 1 год работы? Какая часть должна составлять гарантированные выплаты, а какой процент связан с финансовыми результатами Вашей работы?

Не стоит забывать о том, что вне зависимости от того, какую форму отсеивающего собеседования вы избрали, необходимо в обязательном порядке предоставить соискателю исчерпывающую информацию о вакантной должности и о самой компании. По меньшей мере, это продиктовано правилами деловой этики.

2. Отборочное собеседование. Это решающая беседа, в ходе которой оценивается квалификация кандидата. В зависимости от необходимости может практиковаться серия отборочных собеседований в процессе которых соискатель беседует с различными сотрудниками компании, начиная с работника отдела кадров и заканчивая, например, генеральным директором компании (в деловой литературе это называется «серийными собеседованиями»). Если отсеивающее собеседование проводилось по телефону то, как правило, соискателю предлагают заполнить стандартную анкету перед первым отборочным собеседованием. Далее мы обсудим возможные приемы, которые помогут наиболее полно и тщательно оценить кандидатов на вакантную должность.

Структура собеседования

Структура собеседования меньше всего поддается четкому описанию. В первую очередь это связано с его глубокой «персонализацией». В процессе работы каждый интервьюер отрабатывает общеизвестные и вырабатывает свои собственные приемы и уловки, которые позволяют ему наилучшим образом оценивать соискателя. При этом специалист отдела персонала выстраивает структуру собеседования, исходя из собственных представлений, опираясь на собственный опыт проведения удачных и неудачных встреч. Поэтому довольно сложно рекомендовать ту или иную структуру собеседования, но можно указать несколько основных положений, которые помогут вам в выработке собственной стратегии оценки соискателя:

Собеседование должно быть четко спланировано и подготовлено. Особенно это важно для начинающих специалистов. Чем тщательнее продуманы этапы собеседования и обозначены темы для обсуждения, тем лучше результат.

Необходимо соблюдать анонимность. Вся информация, полученная в ходе беседы, должна являться закрытой для посторонних лиц.

Недопустимо использовать собеседование и полученную информацию в личных целях.

Ваше поведение должно быть вежливым и тактичным. Данный принцип при всей его целесообразности достаточно часто нарушается сотрудниками, проводящими собеседование.

Для проведения собеседования следует выбрать удобное помещение, где вас не будут отвлекать посетители и телефонные звонки.

Настройтесь на положительное отношение к соискателю. Будьте готовы выслушать его и сопереживать услышанному, попытайтесь принять его таким, какой он есть. Старайтесь концентрироваться на мыслях и чувствах собеседника — только при наличии искреннего интереса к человеку, сидящему напротив вас, можно адекватно оценить его профессиональные и личностные качества. Среди установок, мешающих слушать и адекватно оценивать услышанное, можно назвать пренебрежение, ярко выраженное недоверие, агрессию по отношению к кандидату. Постарайтесь не допускать «блуждания мыслей».

Квалифицированный интервьюер большую часть беседы внимательно слушает кандидата и меньшую говорит сам. Постарайтесь не перебивать соискателя, выслушивайте ответы полностью, до конца, поскольку только после полного ответа могут проявиться дополнительные нюансы, требующие уточнения.

Следите за тем, чтобы значения ваших слов и жестов не расходились друг с другом.

Постарайтесь сделать так, чтобы кандидат во время собеседования не чувствовал себя скованно.

В процессе собеседования фиксируйте информацию, получаемую от соискателя, иначе вероятность того, что некоторые важные моменты его биографии могут быть упущены, велика.

Не забывайте, что в процессе беседы вам необходимо оценить не только первичные данные, полученные от соискателя (ответы на вопросы, заполненные анкеты, рекомендательные письма, прочие документы, которые соискатели часто приносят с собой на собеседование), но и вторичные (невербальные проявления (язык движений), корреспонденцию ответов на разные вопросы, сочетаемость задания разных блоков собеседования).

Первым этапом собеседования является налаживание контакта и установление доверительных отношений.

Хорошим тоном считается соблюдение договоренности о встрече. Некоторые интервьюеры намеренно задерживают начало беседы для того, чтобы проверить «стрессоустойчивость» кандидата. Но в большинстве случаев это только вызывает раздражение у соискателя, и желание работать в компании пропадает.

В самом начале беседы задайте пару «светских» вопросов о погоде, проведенных выходных или пробках на дорогах. Это необходимо для создания атмосферы расслабленности и доверия, а также для того, чтобы оценить, насколько кандидат склонен вести бесконечные пустые разговоры и как быстро вспоминает о действительной цели своего прихода в ваш офис.

Объясните соискателю цель собеседования и, если есть такая возможность, кратко ознакомьте его с тем, какие еще испытания ему предстоит пройти.

Когда кандидат почувствует себя уверенно, можно переходить к главной части собеседования, которая нацелена на получение основной информации о соискателе для оценки профессиональных навыков и личностных качеств.

В этой части собеседования ваш талант рекрутера раскрывается в полной мере. Только вам решать, какой комплект вопросов, задач, тестов и деловых игр наиболее целесообразно применять для оценки соискателя, исходя из требований к вакансии и потребностей компании. Здесь важно:

- задавать как можно больше вопросов

- внимательно слушать соискателя (если после ответа у вас не возникло ни одного вопроса, то чаще всего это свидетельствует о том, что вы плохо слушали)

- не оставлять недопонятыми отдельные моменты и выяснять все до конца

- все время помнить семь вопросов криминалистики: выясняя особенности того или иного периода жизни соискателя, нужно постараться получить ответы на вопросы «кто?», «что?», «зачем?», «когда?», «где?» «как?» и «почему?». На первых порах, когда еще не отработан навык постановки вопросов, вполне можно пользоваться этими маленькими «костылями», которые помогут выбрать направление для следующих вопросов

- требовать подтверждения сказанному (комбинировать последовательность закрытых и открытых вопросов)

- выбирать тип вопроса в зависимости от ситуации (классификация вопросов приводится далее)

- выходить на собеседование с заранее составленными вопросами, которые вы хотели бы задать соискателю и не стесняться пользоваться их перечнем во время беседы.

Вне зависимости от вашего решения, потратьте несколько минут на информирование соискателя о предполагаемых должностных обязанностях и непосредственно о самой компании. В том случае, если кандидат вам не интересен, это можно сделать в достаточно краткой форме, для соблюдения «правил приличия». Если вы считаете соискателя достойным претендентом на данную вакансию, то предоставьте ему по возможности полную информацию — по меньшей мере, это позволит правильно сориентировать его в ожиданиях от новой работы и, следовательно, в будущем снизить текучесть кадров, а также уменьшить расходы на подбор и обучение новых сотрудников. Последний этап беседы — выход из интервью. Когда получена вся необходимая информация кандидату целесообразно задать несколько «расслабляющих» вопросов, произнести пару фраз, обеспечивающих мягкое окончание интервью и оповестить его о дальнейших планах.

Примеры

Мы с Вами проговорили больше часа. Вы не слишком устали от такого количества вопросов?

Вам еще интересна предложенная нами вакансия?

Я постараюсь в течение двух-трех дней переговорить с генеральным директором о Вашей кандидатуре и обязательно свяжусь с Вами для того, чтобы мы могли договориться о следующей встрече. Будет ли у Вас свободное время на следующей неделе?

Спасибо за то, что Вы нашли время для разговора с нами. Было приятно пообщаться.

КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

Ваша цель - произвести впечатление на интервьюера своими вопросами и качеством

предварительной подготовки. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность и

покажете, что вы пришли не только узнать, что смогут предложить вам, но и

продумали заранее, чем вы можете быть полезны.

Подготовка к собеседованию включает в себя следующие основные этапы:

- Сбор информации о компании, в которой Вы будете проходить собеседование.

- Важные для подготовки аспекты.

- Рекомендации, касающиеся поведения и стиля общения в процессе интервью.

- Bопросы, которые Вам могут задать на собеседовании.

- О чем можете спросить Вы.

- Поведение после собеседования.

1. Сбор информации о компании, в которой вы будете проходить собеседование.

Сведения, которые следует собрать заранее:

- Какую продукцию, или какие услуги предлагает организация?

- Где и кому реализуется продукция?

- Сколько лет существует организация?

- Насколько изменились основные задачи организации со времени ее основания?

- Достаточно ли стабилен состав руководства или начальство часто меняется?

- Является ли организация государственной или частной собственностью?

- Являются ли услуги организации или ее продукция сезонными? Являются ли таковыми

условия найма?

- Проводилось ли сокращение штата в последние три года? Почему?

- Входит ли организация в какое-нибудь более крупное объединение?

- Много ли внимания уделяет организации пресса? Почему? Какова оценка:

положительная или отрицательная?

- Отличается ли организация консервативным отношением к служащим?

- Какие новые проекты разрабатываются в организации? Базируется ли организация

только внутри страны или имеет зарубежные отделения и связи с зарубежьем?

- Относится ли организация к растущей отрасли?

- Какие перспективы существуют у отрасли?

Пути получения полезной информации:

- проспекты и рекламные брошюры предприятия;

- информация в СМИ;

- объявления и другая информация в офисе фирмы;

- сотрудники этой организации (можно узнать много полезных вещей, но нужно

учитывать субъективность окраски таких рассказов).

2. Важные для подготовки аспекты.

- Соберите все необходимые документы, просмотрите их.

- Ложитесь спать несколько раньше обычного.

- Всю одежду подготовьте с вечера. Дамам рекомендуется одевать на собеседование

костюм, допускается брючный. Если Вы собираетесь на интервью в строительную

организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить себе одеться в более

свободном стиле. Постарайтесь узнать заранее, принят ли в фирме деловой или

более свободный стиль одежды, но в любом случае на интервью лучше одеться более

официально. Если появление на работе в джинсах считается в этой фирме в порядке

вещей, Вы сможете себе это позволить, когда начнете работать, но на интервью в

свитере и джинсах приходить не стоит. Не стоит пользоваться парфюмерией с

резким ароматом.

Распланируйте свое время. Лучше прийти на собеседование на несколько минут раньше. Это позволит Вам сориентироваться в незнакомой обстановке.

3. Рекомендации, касающиеся поведения и стиля общения в процессе интервью.

- Если вас не встретил секретарь, постучите в дверь, прежде чем войти.

- Четко представьтесь.

- Не жуйте жевательную резинку.

- Улыбайтесь.

Если Вас кому-либо представят, приложите все усилия, чтобы правильно услышать и

запомнить имя этого человека.

- Избегайте сленга, используйте хорошую грамматику.

- Избегайте упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах.

- Избегайте разговоров о политике, религии, сексе.

- Не браните своего предыдущего начальника, коллег по работе.

- На собеседовании примите удобную позу, старайтесь поддерживать с собеседником

контакт глаз.

- Не перебивайте собеседника. На интервью должен лидировать интервьюер, не

старайтесь подавить его своими знаниями.

Существуют ответы, которые повторяются миллион раз, например: Мне нравится работать с людьми. Даже если это и так, постарайтесь избежать штампов. Например, расскажите о Вашей манере работы с клиентами.

Будьте готовы отвечать на вопросы "личного" характера; если Вы считаете, что вопрос не вежлив, спросите интервьюирующего, имеет ли вопрос отношение к работе. Если интервьюер поинтересуется зарплатой, на которую Вы рассчитываете, постарайтесь назвать "реальную" цифру, которая соответствует выполняемой Вами работе.

Если Вам сделали предложение, и очевидно, что Вас устраивает предложенная вакансия, положительный ответ можно дать не сразу. Если у Вас есть желание подумать, не будет невежливо попросить отсрочки на один - два дня для дачи ответа.

Если Вам предложат заполнить какие-нибудь формы, лучше взять их с собой и вернуть в кратчайший срок. Работая с ними дома, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, и помарки, и почерк, и четкость формулировок.

После окончания собеседования поблагодарите за уделенное время.

4. Вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании

- Почему Вы выбрали такую работу (компанию, образование)?

- Приведите серьезные доводы: возможности роста, полезный опыт и т.п.

- Получали ли Вы другие предложения о работе?

- Если получали, прямо скажите об этом: это повысит Ваши шансы. Разумеется,

следует добавить, что данная работа Вас интересует больше.

- Проходили ли Вы интервьюирование в других местах?

Как правило, можно ответить да, но не уточнять, где именно.

- Не помешает ли Ваша личная жизнь работе, связанной с разъездами и

ненормированным рабочим днем?

Реально оцените свои возможности. Если Вы заранее знаете, что не сможете

задерживаться после формально обозначенного рабочего времени - лучше не

обманывать ни себя, ни работодателя.

- Каковы Ваши сильные стороны?

Подчеркивайте в первую очередь качества, полезные для данной работы.

Подтвердите наличие этих качеств примерами из Вашей жизни в годы учебы или

работы.

- Каковы Ваши слабые стороны?

Этот вопрос следует использовать для повышения Ваших шансов. Лучше всего

назвать такой недостаток, который был бы логическим продолжением Ваших же

достоинств.

- Почему Вы хотите получить именно эту работу? Почему нам стоит Вас нанять?

К ответу на этот вопрос следует подготовиться заранее. От Вас ждут

подтверждения того, что Вы в курсе дел компании. Отсутствие знаний о компании и

отрасли является одной из основных причин отказа в приеме на работу.

- Почему Вы ушли с предыдущей (решили переменить место) работы?

Не следует говорить о конфликте, даже если он имел место, и обвинять своего

бывшего начальника или работодателя. Приведите причину типа: из-за предстоящей

реорганизации я не уверен, что могу быть полезен фирме и далее; не могу

полностью реализовать свой потенциал; не имею возможности профессионального

роста. Если интервьюер знает, что у Вас был конфликт, не вдаваясь в детали,

поясните, что это был уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами,

и подчеркните все позитивное, что было в предыдущей работе: приобретенный опыт,

навыки и т.п.

- Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?

Лучше отвечать обтекаемо, например: я хотел бы работать в этой же организации,

но на более ответственной работе.

- На какую зарплату Вы рассчитываете?

Лучше попытаться уклониться от прямого ответа, сказав, что Вы не считаете, что

зарплату следует обсуждать в первую очередь. Если интервьюер настаивает,

попробуйте все же выяснить у него, сколько фирма предполагает предложить. Если

Вы все же вынуждены назвать цифру, называйте чуть выше средней или верхнюю и

нижнюю границы ожидаемой суммы.

- Что бы Вы хотели узнать еще?

Никогда не говорите, что у Вас больше нет вопросов. Можно спросить о содержании

Вашей будущей работы, о том, чего ожидает фирма от кандидата на эту должность,

почему уволился человек, занимавший эту должность до Вас или уточнить что-то,

оставшееся неясным из предшествующей беседы.

- Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?

Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административные

должности. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение

проявлять инициативу. Но не перестарайтесь, проявив готовность не оставить

камня на камне. Остерегайтесь также предлагать изменения, если Вы не имели

возможности достаточно ознакомиться с состоянием дел.

- Каковы Ваши самые крупные достижения?

Составьте список своих самых больших достижений за последние 5 лет. Где

возможно, приведите цифры, чтобы оценить меру Вашего успеха.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть начальник?

На самом деле у Вас хотят выяснить, склонны ли Вы к конфликтам с начальством.

Идеальным ответом будет: Компетентный, сильный лидер, у которого я мог бы

учиться, который даст мне шанс испытать собственные силы, будет меня наставлять,

а при необходимости задавать взбучку.

5. О чем можете спросить Вы? Уместны будут вопросы:

- Об истории, деятельности компании.

- О месте рассматриваемой должности в структуре организации.

- О режиме работы.

- О длительности испытательного срока.

- О денежном вознаграждении (рекомендуем этот вопрос обсуждать при обсуждении

реального интереса к Вашей кандидатуре, а не при предварительном знакомстве).

6. Поведение после собеседования.

- Зафиксируйте полученную на собеседовании информацию.

- Через день-два после интервью можно послать на фирму, где проходили

собеседование, благодарственное письмо. Письмо желательно составить так, чтобы

оно было кратким и содержало благодарность за уделенное Вам время. Напомните,

что Вы ожидаете решения по итогам собеседования.

- Приходить без приглашения, часто звонить, если Вы об этом не договаривались, не

следует.

- Получив телефонный или письменный отказ, можно обратиться с просьбой иметь Вас

в виду в будущем.

- Проанализируйте собеседование, что явилось причиной возможной неудачи.

Отказ в приеме на работу.

Среди самых распространенных и значимых причин отказа в приеме на работу можно выделить несоответствие требованиям предлагаемой должности: недостаточная квалификация, навыки и умения, неподходящий возраст, неприемлемая корпоративная культура, т. е. несоответствие Ваших ценностей ценностям компании.

Помимо этого, можно назвать ряд других причин отказа, о которых работодатель может и не сообщить, чтобы не затронуть чувство собственного достоинства кандидата:

жалкий внешний вид: лишний либо недостаточный вес, какие-то физические недостатки, болезненный вид, слишком яркий макияж либо его полное отсутствие, неухоженные руки, неподходящая одежда (в большинстве случаев на собеседование лучше отправляться в деловом костюме) и др.;

неприятный запах: обилие парфюма, запах сигарет;

непунктуальность: опоздание на интервью;

завышенные требования к заработной плате, отсутствие заинтересованности в работе, главный критерий – зарплата;

плохая речь: слишком громкий либо тихий голос, частое употребление слов-паразитов;

манера поведения: невоспитанность, манера всезнайки, критика предыдущих работодателей, неумение слушать, отсутствие вопросов, неуравновешенность, нервозность, чрезмерная жестикуляция, уклончивость от ответов, неуверенность в себе, неискренность, прятанье взгляда и многое др.;

отсутствие амбициозности, целеустремленности, желания развиваться и достигать карьерного роста;

криминальное прошлое либо предыдущий опыт работы в неприемлемых для данного работодателя структурах.

Иногда причиной отказа в приеме на работу, напрямую связанной с общением с клиентами либо партнерами, может быть даже «смешная» фамилия либо ее созвучие с фамилией руководства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...