Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи




Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными пораже­ниями и с общей усталостью населения от бремени много­численных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу­дарства сдержать цены на хлеб — все это подрывало пре­стиж императорской власти. Бывший кумир и непререкае­мый авторитет превращался в "корсиканское чудовище".

Реставрация монархии во Франции также не была слу­чайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Падение Первой империи и установление белого терора политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной "Наполеоном бюрократической административной системы. В первое вре­мя даже министры императорского правительства (Талей-ран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия­ния либеральных идей, понимал, что реставрация монар­хии в ее неограниченном дореволюционном виде просто не­возможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консерва­тивный вариант конституционной монархии, способный ис­коренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические посту­латы, ссылаясь на свои "исторические права", на королев­ский суверенитет, на божественный порядок.

Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на

4 История государства ч права зарубежных стран. Часть 2


90 Раздел I. История государства в новое время

престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии содержались прямые ссылки на "божествен­ное провидение" и декларировалось, что "вся власть сосре­доточивалась во Франции целиком в особе короля".

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так на­зываемой национальной".

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятель­ность, относящуюся "ко времени до восстановления династии"(т.е. к 1792—1814 гг.) и т. д. Противники монархии ус­матривали в этих положениях принципиально важное при­знание королем неотъемлемых прав народа. Таким обра­зом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либераль­ной, чем последние конституционные документы Наполео­на. Во всяком случае режим легитимной монархии в боль­шей степени был ориентирован на законность, а не на лич­ный произвол.

Король, особа которого рассматривалась как "непри­косновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордо­нансы, "необходимые для исполнения законов и для безо­пасности государства". Согласно Хартии, которая в прин­ципе отвергала идею разделения властей, исполнительная


Глава 3. Франция 91

власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, пала­той пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.

Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восста­новления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политиче­ские позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и на­следственных пэров, многие из которых оказались в госу­дарственных делах случайными людьми. Палата депута­тов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска ниж­ней палаты сохранялось за королем.

Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли­тическую поддержку со стороны широких слоев населения, Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права.

Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран­цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12—15 тыс. человек). От депутата требо­вались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4—5 тыс. таких лиц).

Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители вер­хов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия.

Не случайно первый же состав палаты был ультраре­акционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король".


92 Раздел I. История государства в новое время

Хартия не предусматривала ответственности правитель­ства перед представительным органом. Королю было пре­доставлено право назначать на все должности в сфере пра­восудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отстав­ка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий. -

Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.

Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, за­нимались предпринимательством, вступали в капиталисти­ческие компании.

Но политическая реакция, набравшая силу при покро­вительстве королевской власти, задержала развитие демо­кратической государственности во Франции, добилась вре­менной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минималь­ных пределах элементы конституционализма, представи­тельства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым услови­ям, открыто стремилась к восстановлению дореволюцион­ных порядков. Усилению реакции способствовало дальней­шее укрепление позиций католической церкви. Следуя до­революционным канонам, Хартия объявила католицизм го­сударственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, •восстановившие орден иезуитов, преду­смотревшие смертную казнь за святотатство и другие пре­ступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Июльская монархия. Хартия 1830 г. Провокационная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества. Оче­редная серия антидемократических ордонансов Карла X, счи-


Глава 3. Франция 93

тавшего себя единственным носителем учредительной вла­сти, предусматривала приостановку свободы печати, рос­пуск неугодной палаты депутатов, новые ограничения в из­бирательном праве и т. д., что вызвало волну народного воз­мущения, вылившегося в Июльскую революцию 1830 г. Ли­беральные политические деятели, оказавшиеся в руково­дстве.движением, воспользовались его результатами: пу­тем династической перетасовки (Карл Х отрекся от престо­ла) они добились сохранения самой королевской власти, которая по решению двух палат была передана Луи Фи­липпу, представителю Орлеанской династии.

В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отно­шению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистиче­ского общества. Она давала основания трактовать француз­ское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законно­сти. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, пра­во предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов.

Был понижен возрастной ценз: для избирателей — до 25 лет, для депутатов — до 30 лет. Хартия 1830 г. несколько сократила и имущественный ценз.(соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы увеличилось, палата депутатов оставалась чисто плутократическим органом, поскольку даже буржуазные предпринимательские круги были здесь представлены глав­ным образом так называемой финансовой аристократией.

Июльская монархия, как стал именоваться режим, ус­тановленный Луи Филиппом, в полной мере использовала и развила дальше доставшуюся ей от предшествовавших пра­вительств систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов.

Для подавления республиканской оппозиции и растуще­го рабочего движения королевское правительство, не считав­шее себя в таких случаях связанным конституционными прин­ципами, применяло самые разнообразные методы полицей­ского надзора и репрессии. Префектура полиции Парижа пре-


94 Раздел I. История государства в новое время

вратилась в крупный административный орган, который по своему значению превосходил ряд министерств. Для защиты государственного строя Июльской монархии вместо ликвиди­рованной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев — рантье, торгов­цев и т. д.

Высокооплачиваемые государственные должности, мно­гочисленные субсидии торговым и промышленным компа­ниям превращали бюджет Франции в прямой источник обо­гащения финансовой и бюрократической верхушки. Правя­щая камарилья время от времени усиливала репрессивное законодательство (например, ужесточила в 1835 г. контроль за прессой и т. д.), но решительно отвергала всякую мысль о демократических реформах. Оправдывая высокий имуще­ственный ценз, председатель Совета министров Гизо зая­вил: "Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями".

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монар­хии заметно увеличилась. Против нее все активнее высту­пал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, устраненной от участия в выборах и в полити­ческой власти. Кризис 1847—1848 гг. способствовал созда­нию новой революционной ситуации и быстрому росту по­пулярности республиканских идей. Февральская револю­ция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстанов­ления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Вторая республика и конституция 1848 г. Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. По в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии ос-


Глава 3. Франция 95

галась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не до­пустить нового революционного обвала государственной вла­сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать консти­туцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня"

Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о за­крытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господ­ствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.,

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского на­рода".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции.


96 Раздел I. История государства в новое время

В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных пока­зателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "со­циальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять без­работным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рас­сматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выхо-


Глава 3. Франция 97

дить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

Система_государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей Является первейшим услови­ем свободного правления" — ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался непосредственно населением. Президент наделялся щирокими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, право помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущест­венного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было пре­дусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного -совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции Парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исхо­дящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е функции административной юстиции.


98 Раздел I. История государства в новое время

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового по­слереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.;

Вторая империя. КонституцияJ1852 г. Первые же выборы по Конституции 1848 г. продемонстрировали ос­лабление позиций республиканцев Президентом был избран Луи Бонапарт, политический Авантюрист, не пре­небрегавший никакими средствами в борьбе за власть. Он умело использовал вновь возродившуюся в смутной по­литической обстановке популярность своего великого дяди, приложил много усилий для привлечения на свою сторо­ну мелкособственнического сельского населения, поверив­шего в легенду о том, что Наполеон I был "крестьянским императором", и уверенного в том, что республиканский строй принес во Францию много экономических и поли­тических бед.

Не случайно в результате выборов в Национальном со­брании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (были приняты законы об отмене всеобщего из­бирательного права, о передаче образования под контроль католического духовенства и т. д.), подрывая и без того по­шатнувшуюся веру в республику и в представительные учреждения. Политические козни монархистов и внутрен­ние распри между бурбонистами и орлеанистами создали Луи Бонапарту благоприятную обстановку для государст­венного переворота.

2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Нацио­нальное собрание и установил президентское правление, т. е. открытую личную диктатуру. В демагогических целях Луи Бонапарт, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права, отменен­ного Национальным собранием. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный против монархической оппозиции, но прежде всего против республиканцев и демократических сил.


Глава 3. Франция 99

14 января 1852 г., осуществляя свои амбициозные поли­тические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил," назначал минист­ров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осу­ществлялось правосудие, республики. Парламентарии и долж­ностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента осуществлялся Государственным советом. Законодательным корпусом и Сенатом Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президен­том. Сенат по указанию президента мог вносить последую­щие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосред­ственного обращения к населению в форме плебисцита, ре­зультаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституци­онных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула, по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный авторитарный характер.

Логическим завершением Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи означало торжество откровенной реакции, оконча­тельное утверждение новой разновидности бонапартистско­го (цезаристского) режима. Цезаризм Луи Бонапарта наряду с общими признаками, характерными и для правления На­полеона I, имел свои специфические черты. В новых истори­ческих условиях, характеризующихся ростом политического сознания и активности трудящихся масс, правительство На­полеона III было вынуждено постоянно лавировать, изобра­жать из себя некую "надклассовую" и "надпартийную" силу.

Так, столкнувшись с более зрелым и организованным рабочим движением, Наполеон искал выход в политике "кну­та и пряника". Используя жестокие репрессии против уча­стников рабочих организаций, в частности против членов


100 Раздел I. История государства в новое время

I Интернационала, он в то же время шел на отдельные ус­тупки рабочему движению (отмена закона Ле Шапелье и т. д.). Опирающийся на армию, ищущий поддержки у кон­сервативной верхушки общества, а также крестьянства, заигрывающий с рабочими, новый бонапартистский режим, созданный Наполеоном III, представлял собой какое-то время удобную для крупной буржуазии форму организации поли­тической власти.

Цезаристская внешняя политика Второй империи, осо­бенно политика экономического либерализма, создавала исключительно благоприятные возможности для предпри­нимательской деятельности, для создания многочисленных акционерных компаний и биржевой игры. В спекулятивных махинациях активное участие принимала и верхушка госу­дарственного аппарата. Но, предоставив предприниматель­ским кругам неограниченные возможности для обогащения, бонапартизм существенно ограничил политические права населения империи.

После официального провозглашения империи государ­ственный строй Франции приобретал все более, антидемо­кратический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и оп­ределять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система "официаль­ных кандидатов", которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию,

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом' рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так на­зываемой "либеральной" монархии). Законодательный кор­пус и Сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих за­седаниях, в 1.870 г. им было дано право постатейного голосо­вания бюджета.

Однако эти малозначительные реформы хотя и позво­лили усилиться республиканской оппозиции, но не затра­гивали основ французской государственности и не меняли сущности бюрократического правления и полицейского ре-


Глава 3. Франция 101

жима Второй империи, все более теряющего свои былые позиции во всех слоях общества.

Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восста­новлен корпус жандармов. Он рассматривался как состав­ная часть армии и находился в подчинении военного мини­стра, а использовался для проведения карательных опера­ций (разгон антиправительственных собраний и демонстра­ций, аресты участников тайных организаций и т. д.).

Важным звеном в политическом механизме Второй им­перии была армия, верхушка которой не только поддержи­вала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной по­литики. Хотя Наполеон III пришел к власти с демагогиче­ским лозунгом: "империя — это мир", он для отвлечения населения от острых внутриполитических проблем неодно­кратно втягивал Францию в сомнительные военные кампа­нии. Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Прусси­ей. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным во­енным действиям, ускорили падение Второй империи.

Известия о военной катастрофе под Седаном и о плене­нии императора вызвали в начале сентября 1870 г. новый революционный взрыв в Париже. 4 сентября палата депу­татов под прямым давлением революционной толпы заяви­ла об отстранении Наполеона III от власти. В тот же день в городской ратуше Парижа была провозглашена республика и сформировано временное правительство, которое возгла­вил военный губернатор столицы генерал Трошю. В ноябре 1870 г. население Парижа на референдуме подтвердило пол­номочия этого правительства. Временное правительство, объявившее себя правительством национальной обороны, на деле мало занималось военными вопросами. Оно видело свою главную задачу в умиротворении населения Парижа, а так­же в подавлении нарастающего рабочего движения и в про­ведении выборов в Национальное учредительное собрание, которому оно и уступило власть в феврале 1871 г.

Парижская коммуна 1871 г.

Крепнущие патриотические настроения во Франции, лозунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться


102 Раздел I. История государства в новое время

требованиями революционного переустройства общества. Этому способствовала деятельность французской секции I Интернационала и революционных политических клубов. В революционной печати все настойчивее звучал призыв к созданию Парижской коммуны, с которой связывались не только успешная борьба с внешним врагом, но и создание политических учреждений, "покоящихся на надежной ос­нове народного суверенитета", гарантий прав и свобод каж­дого гражданина, решение настоятельных задач улучше­ния материального положения беднейших слоев населения Парижа.

Сразу же после сентябрьской революции в 20 округах Парижа возникают комитеты бдительности, делегаты кото­рых входят в Центральный комитет 20 округов Парижа. Новый демократический орган выдвинул требования укре­пления обороны, вооружения парижан, улучшения жилищ­ного и продовольственного положения в столице, ликвида­ции всех ограничений свободы печати, собраний и пр.

В страхе перед революционным взрывом правительство "национальной обороны" спешно проводит в феврале 1871 г. выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для "обуздания Парижа". Мир означал для Франции передачу Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибуции, дли­тельную оккупацию значительной части французской тер­ритории немецкими войсками.

Вместе с разоблачением предательской политики пра­вительства неуклонно растет авторитет и политическая роль Национальной гвардии Парижа, в которую было включено 200 вновь сформированных батальонов, офицерский состав которых был выборным. В феврале была создана Республи­канская федерация Национальной гвардии и ее выборный руководящий орган — Центральный комитет. Таким обра­зом, возникла массовая организация демократических сил Парижа, насчитывающая в своих рядах 250 тыс. вооружен­ных национальных гвардейцев.

В результате восстания 18 марта власть в Париже пе­решла ЦК Национальной гвардии. Деморализованные пра­вительственные войска, полиция, жандармерия вместе с правительством бежали в Версаль. ЦК Национальной гвар­дии сравнительно быстро организовал нормальную жизнь столицы, обеспечил в ней порядок, сломил саботаж чинов-


Глава 3. Франция 103

ников, послав в министерства и ведомства своих представи­телей. Был проведен ряд и других неотложных мер: объяв­лена амнистия по политическим делам, введена отсрочка платежей за квартиру, задолженности по коммерческим век­селям, выданы пособия нуждающимся, возвращена бесплатно часть вещей из ломбарда и пр.

ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, направил свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны.

26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Па­рижской коммуны.

Коммунальный демократический переворот в марте 1871 г. в Париже, который сами его участники называли "комму­нальной революцией", не имел с самого начала четкой со­циалистической ориентации. Большинство его лидеров было объединено главной идеей — установлением подлинно де­мократической республики. Будущее Франции они связы­вали с добровольной ассоциацией коммун, созданных по при­меру Парижской коммуны, связанных с Парижем и друг с другом "союзным договором". Управление в такой комму­нальной федеративной республике должно было быть пе­редано специальному собранию народных делегатов из ра­бочих, торговцев, промышленников.

Переворот произошел в экстремальных условиях. Это была реакция на позорный мир, бедственное положение жителей Парижа, задавленных долгами, безработицей, го­лодом. Это был стихийный мятежный ответ на решения На­ционального собрания, отменившего отсрочку платежей за квартиры, по просроченным коммерческим векселям и дол­говым обязательствам, что означало финансовый крах для значительного числа жителей Парижа: мелкой буржуазии, ремесленников, рабочих.

Социальный состав Коммуны был неоднороден. В него входили представители рабочих и интеллигенции, мелкой буржуазии и бывших органов власти Парижа. Сами выбо­ры в Коммуну происходили по старым спискам избирате­лей, составленным еще в марте 1870 г. Оставался в силе и избирательный закон 1849 г., согласно которому для избра­ния в депутаты кандидату достаточно было получить 1/8 голосов избирателей.


104 Раздел I. История государства в новое время

С неоднородным социальным составом Коммуны было/ связано наличие в ней различных партийных группировок, представляющих организационно не оформленные идейно-политические течения. В Совет Коммуны входила большая группа бланкистов (25 человек), прудонистов, в том числе и "левых" (23 человека), неякобинцев (9 человек), 2 члена Совета были близки к марксизму, 20 человек не придерживались определенной политической ориентации. Среди чле­нов Совета был Э. Варлен, один из видных организаторов и руководителей французских секций I Интернационала, ра­бочий Лео Франкель, сторонник К. Маркса, член парижско­го Федерального совета I Интернационала, поэт-революцио­нер Э. Потье (автор текста Интернационала).

Усиление влияния на восставших парижан радикаль­ной эгалитаристской идеологии происходило по мере обост­рения борьбы с Версалем, идейного размежевания в Совете Коммуны, одним из первых проявлений которого стал вы­ход из ее первоначального состава (86 делегатов) около 20 человек. Этот процесс нашел отражение и в ее программ­ном документе — Декларации Коммуны "К французскому народу" от 19 апреля 1871 г., призванной "разъяснить ха­рактер, смысл и цели происходящей революции", "выявить и определить стремления и чаяния парижского населения", на которое возлагалась мессианская задача "своими битва­ми и жертвами" подготовить "интеллектуальное, мораль­ное, административное и экономическое возрождение, сла­ву и благоденствие" всей Франции.

Провозглашая главной целью "революции" упрочение рес­публики "как единственной формы правления, совмести

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...