Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность правоохранительных органов




Государство США в XX в. в целом характеризовалось поступательным развитием либеральных порядков, выдер­жавших проверку временем даже в 30-е гг., когда страна оказалась на грани национальной катастрофы и на повест­ку дня со всей остротой был поставлен вопрос о введении чрезвычайных мер для преодоления жесточайшего эконо­мического кризиса. "Новый курс" как либерально-демокра­тическая государственная мобилизационная модель и стал своеобразной альтернативой другой антикризисной моби­лизационной модели — фашизму, с его антинародным, то­талитарным режимом.

Однако и в США государственное развитие в парламентско-демократических формах и условиях политического плюрализма не было гладким. Спады и подъемы организо­ванного демократического движения, усиления или ослаб­ления сил реакции в связи с меняющейся внутриполитиче­ской и внешнеполитической обстановкой непосредственно отражались на способах, методах осуществления государ­ственной власти, и прежде всего на деятельности чрезвы­чайно пестрой американской системы правоохранительных органов и тесно связанных с ними органов внутренней и внешней разведки.

По данным американской прессы, в США действует около 40 тыс. полицейских органов со своими собственными правами и институтами. Разнообразие их структуры и ком­петенции в отдельных штатах и городах обусловлено глав­ным образом федеративным устройством страны.

Наиболее важным звеном системы правоохранитель­ных органов наряду с судебной системой является атторнейская служба, состоящая из федеральных, штатных и местных учреждений исполнительной власти, наделенных правомочиями от имени государства возбуждать уголов­ные дела, расследовать нарушения законов, поддерживать обвинение в суде, привлекать правонарушителей к уго­ловной ответственности. Их отличие от европейских про­курорских органов состоит в том, что они не имеют над­зорных за законностью функций, играют особую полити­ческую роль в американском обществе, не знают строгой иерархической соподчиненное™, — местные атторнейские


 


258 Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)

органы не подчинены органам штатов, штатные — феде­ральным.

Назначает главу федеральной атторнейской службы — Генерального атторнея непосредственно президент с со­гласия Сената, который при отборе кандидата на эту высо­кую должность руководствуется прежде всего соображе­ниями партийной политики. Генеральный атторней высту­пает не только в качестве главы целой системы федераль­ных органов, осуществляющих следственные, разведыва­тельные, сыскные, прокурорские и другие функции, но и в качестве правительственного юрисконсульта, политическо­го советника президента. В его ведении находятся тюрьмы, дела иммигрантов, борьба с наркотиками и пр.

Вместе с тем на федеральном уровне атторнейская служба является строго централизованным аппаратом, гла­ва которого — Генеральный атторней — руководит Мини­стерством юстиции США и своими представителями в фе­деральных судебных округах атторнеями и маршалами. Маршалы призваны исполнять все приказы и распоряже­ния федеральных судов. Они руководят и специальными полицейскими формированиями, которые используются для обеспечения, порядка при чрезвычайных обстоятельствах.

Общая тенденция развития государственного аппарата США определила процессы централизации полицейских органов, все большего сосредоточения власти в руках Гене­рального атторнея и подчиняющегося ему Министерства юс­тиции, дальнейшего усложнения структуры этих органов, отражающей основные направления их деятельности. Бо­лее половины многочисленных сотрудников Министерства юстиции (всего полицейские силы насчитывают около 0,5 млн. человек) связаны со следствием и оперативно-розыск­ной работой, сосредоточенной в таких его крупнейших под­разделениях, как Федеральное бюро расследования, Служ­ба иммиграции и натурализации (СИН), перешедшая к Ми­нистерству юстиции в 1940 г., Администрация по примене­нию закона о наркотиках (АПЗН), созданная в 1973 г. в связи с превращением наркомании в национальное бедст­вие США.

В 1954 году для борьбы с "коммунистической угрозой" и "шпионажем" был создан Отдел внутренней безопасности Министерства юстиции, который в 1973 г. был объединен с Отделом по уголовным делам Министерства юстиции. След-


Глава 8. Соединенные Штаты Америки 259

ственно-полицейская деятельность этих подразделений тесно переплеталась с официально признанной негласной, внут­ренней разведкой, сбором информации, не имеющей пря­мого отношения к конкретному уголовному преследованию.

Формально ФБР, отделения которого созданы по всей стране, призвано вести следствие по преступлениям, пре­дусмотренным федеральным законодательством. В поле его деятельности, однако, оказывается значительно более ши­рокий круг дел, особенно тех, которые приобретают шум­ный политический резонанс. ФБР является органом тайно­го сыска. В 1949 г. руководящее положение ФБР как центра политического сыска было закреплено путем предоставле­ния его главе функций межведомственной координации всей деятельности по обеспечению внутренней безопасности, включая операции разведывательных служб армии, авиа­ции и военно-морского флота.

Разведывательно-сыскная деятельность ФБР и других подразделений министерства юстиции тесно связана с дея­тельностью специальных разведывательных органов США, входящих в разведывательное сообщество США. Основное звено этого сообщества — Центральное разведывательное управление (ЦРУ)'. Закон 1947 г. формально не наделял ЦРУ полицейскими полномочиями, специально подчеркивая, что оно не будет выполнять функций, связанных с внутренней безопасностью. Но обязанность защищать "национальную безопасность" создавала широкие возможности обхода этих ограничений. Очень емкая характеристика ЦРУ была дана в 1954 г. в официальном докладе специальной исследова­тельской группы под председательством конгрессмена Ду-литла, в котором это управление было названо "тайной, пси­хологической, политической и полувоенной организацией", для которой "требования норм человеческого поведения и американских традиций "честной игры" должны быть не­приемлемы".

' В разведывательное сообщество кроме ЦРУ входят Управле­ние национальной космической разведки, специализирующееся на разведке с помощью средств связи, электронного шпионажа и др.;

Агентство национальной безопасности АНБ — "тайная империя" Пен­тагона, включающая созданное в 1961 г. Разведывательное управле­ние министерства обороны США (РУМО) и соответствующие отделы в армии, ВВС, ВМС; Управление разведки и исследований госдепар­тамента США и др.


260 Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)

Известный американский правовед Л. Фридмен в своей книге "Введение в американское право", изданной в Нью-Йорке в 1984 г., указывает на ряд периодов в истории Аме­риканского государства XX в., "которые вряд ли вызовут чувство гордости" американцев. Он соотносит эти периоды лишь с бездеятельностью Верховного суда, призванного сто­ять на страже законности. По его утверждению, это — вре­мя первой мировой войны и 20-е гг. "когда сотни пособни­ков" и "красных" отправлялись в тюрьмы, 50-е гг., "времена маккартизма" и всего протяжения "холодной войны".

Но эти времена свидетельствуют не только о простой бездеятельности Верховного суда США, но и о изменениях в государственной политике, в деятельности всей системы правоохранительных органов страны.

Наступление сил реакции на демократические права и свободы американских граждан в первые десятилетия XX в. стало прямым следствием обострения социально-классовых противоречий после 1917 г., Октябрьской революции в Рос­сии, когда борьба американских рабочих за свои права со­провождалась размахом антимонополистического, антиво­енного пацифистского движения против участия США в первой мировой войне, а затем за расследование роли воен­ных промышленников в вовлечении США в эту войну.

Против рабочего и демократического движения был пущен в ход широкий арсенал карательных средств. На уничтожение "красной заразы", всякого проявления ради­кализма была направлена деятельность Бюро расследова­ния Министерства юстиции, созданного в 1916 г. (будущего ФБР), превратившегося уже в это время в мощный кара­тельный аппарат. В рамках Министерства юстиции был соз­дан также отдел общей разведки,' которому предстояло иг­рать роль мозгового центра Бюро расследования. К охоте за "красными" подключилась армия, где в 1917 г. был создан "корпус разведывательной полиции". В 1919 г. американ­ский Сенат принимает резолюцию о пресечении "больше­вистской пропаганды", в соответствии с которой создается сенатская следственная комиссия, одна из первых в ряду комиссий и комитетов "по расследованию антиамерикан­ской деятельности".

С 1917 году был принят ряд чрезвычайных законов во­енного времени, в том числе Законы 1917 и 1918 гг. о шпио­наже, которые стали широко применяться к политическим


Глава 8. Соединенные Штаты Америки 261

противникам режима, к участникам антивоенного рабочего движения и пр. Их зачислили в разряд "иностранных аген­тов", "подрывных элементов", "саботажников, подрывающих оборону США". На основании Закона о призыве к мятежу 1919 г. карались любые антиправительственные высказы­вания. Коммунистическая партия Америки была объявлена "подрывной организацией", защищающей большевистское 'правительство Советской России.

После прекращения действия в 20-х гг. федеральных законов военного времени легислатуры многих штатов при­няли законы "о преступном синдикализме", "о преступной анархии", согласно которым "антиправительственным аги­таторам", к которым причислялись члены КПА и других левых организаций, угрожало наказание в виде тюремного заключения на срок до 10 лет.

Гонениями за инакомыслие, расширением репрессив­ной деятельности полицейского аппарата было отмечено и первое послевоенное (40—50-х гг.) десятилетие в США, а также все время так называемой "холодной войны".

Главным направлением послевоенной "правоохрани­тельной" политики стало преследование коммунистическо­го движения США, когда репрессивный аппарат не прово­дил особых различий среди участников демократической оппозиции, относя к "подрывным", "экстремистским", "крас­ным" и членов Компартии США, и участников антивоенно­го движения и движения за гражданские права — черных американцев. В период "второй красной паники", как его определяют американские политологи, для борьбы с демо­кратическими силами стал широко использоваться Закон Смита 1940 г. (Акт о регистрации иностранцев), согласно которому объявлялась преступной "пропаганда насильст­венного свержения правительства", вводилось понятие "ор­ганизации, находящейся под контролем иностранного госу­дарства".

Вопреки констатации в 1945 г. Верховным судом США факта об отсутствии угрозы со стороны Компартии США "свергнуть правительство силой или насилием", всякое рас­пространение леворадикальных идей стало приравнивать­ся к "подстрекательству к мятежу".

В этот период создается постоянно действующая ко­миссия палаты представителей американского конгресса по расследованию антиамериканской деятельности, принима-


262 Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)

ется серия президентских исполнительных приказов и ан­тидемократических законов. Исполнительный приказ № 9635 1947 г., например, запрещал под предлогом "несовместимо­сти" нахождение на федеральной службе коммунистов. До­полняющий его приказ № 10450 1953 г. с традиционной ссыл­кой "на интересы национальной безопасности" ставил в за­висимость принятие или оставление на государственной службе того или иного лица от результатов предваритель­ного расследования ФБР.

Центральное место среди антидемократических пра­вовых актов этого времени принадлежало Закону о внут­ренней безопасности 1950 г., получившему название по имени его авторов — Закона Маккарэна-Вуда. Закон ис­ходил из априорной посылки, что коммунистические орга­низации США создают явную и реальную угрозу общест­венному строю и "существованию свободных американских учреждений", будучи подрывными, преступными органи­зациями "коммунистической диктатуры иностранного го­сударства". Вместе с тем закон предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок до 10 лет, или штраф в 10 тыс. долл., или то и другое вместе за любые действия, которые были расценены следственными органами как со­действующие установлению в США "тоталитарной дикта­туры".

По степени опасности "подрывные" организации клас­сифицировались в законе для последующей регистрации в Министерстве юстиции и решения вопроса об их судьбе на "организации коммунистического действия" (это прежде всего Компартия США), и "организации коммунистическо­го фронта", к числу которых могла быть отнесена любая демократическая организация, политические требования которой так или иначе совпадали с требованиями Коммуни­стической партии США. Решение вопроса об отнесении об­щественной организации к той или иной категории было вверено создаваемому в соответствии с законом Управле­нию по контролю над подрывной деятельностью. Признан­ные "коммунистическими" организации, не прошедшие в определенный срок регистрации и не представившие, тре­буемых законом сведений (о численном составе, должност­ных лицах, денежных поступлениях и расходах и пр.), под­лежали штрафу в 10 тыс. долл., а их должностные лица за те же действия — уголовному наказанию до 5 лет тюремно-


Глава 8. Соединенные Штаты Америки 26;


 



го заключения, или штрафу до 10 тыс. долл., или тому i другому вместе.

Закон предусматривал также широкий перечень огра­ничений для членов коммунистических организаций: рабо­тать в государственном аппарате, на военных предприяти­ях, выезжать за границу и пр. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих программ и пр.

Вторая часть Закона Маккарэна-Вуда предоставляла президенту право провозглашать "чрезвычайное положение внутренней безопасности" в случае вторжения на террито­рию или во владение США неприятеля, а также "восстания внутри США", что давало возможность Генеральному аттор-нею содержать под стражей любое лицо на основании про­стых подозрений, что это лицо может принять "участие или сговориться с другими лицами принять участие в актах шпио­нажа и саботажа". Таким образом, узаконивалось антикон­ституционное право превентивного ареста и помещения в концлагеря неугодных режиму лиц без суда и следствия.

Принятый вслед за Законом Маккарэна-Вуда в 1954 г. Закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью прямо объявил Коммунистическую партию США "орудием заговора, замышляющего свержение пра­вительства США", и объявил ее вне закона.

Законом Маккарэна-Вуда создавалась юридическая база для антидемократической политики ущемления прав аме­риканских граждан, получившей название "маккартизма", по имени сенатора Д. Маккарти, инициатора расследований в конгрессе по выявлению "шпионов и коммунистов" в госу­дарственном аппарате США. Никогда прежде тесная связь американского конгресса с ФБР не принимала таких мас­штабов, как в 1953 г., когда Д. Маккарти как председатель сенаторского комитета по правительственным операциям и его постоянного подкомитета по расследованию был наде­лен широкими полномочиями для проверки деятельности любого административного органа.

К следственным операциям конгресса, приводящим к тяжелым последствиям — увольнению с работы, политиче­ской изоляции и другим, был подключен и подкомитет юри­дической комиссии США.

Под напором демократической общественности Верхов­ный суд шаг за шагом начал с 1963 г. признавать явную


 


264 Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)

неконституционность ряда положений закона Маккарэна-Вуда. В 1963 г. (и в 1967 г. повторно) суд округа Колумбия по делу Компартии США признал требования ее регистрации противоречащими V поправке американской Конституции. В 1967 г. было объявлено неконституционным запрещение предоставлять коммунистам работу на военных предпри­ятиях и пр.

В 70-х гг. США отходили от "маккартизма", как от тя­желой болезни. Незаконной, преступной называлась анти­демократическая репрессивная деятельность ФБР и ЦРУ не только на страницах газет, но и в следственных комите­тах, созданных в 1975 г. в американском конгрессе. Еще 1974 г. в связи с рядом скандальных разоблачений в печати, резким ослаблением позиций республиканской админист­рации после "уотергейта" был издан исполнительный при­каз об упразднении списка "подрывных организаций".

В заключительном докладе "Избранного комитета се­ната по разведке", например, говорилось об отсутствии "не­обходимой законодательной базы для обеспечения того, что­бы разведывательные ведомства выполняли свои задачи в соответствии с конституционным процессом", а также о не­обходимости "механизма и практики надзора конгресса" за этими организациями, в частности "за расходами разведы­вательных ведомств".

Расследования в конгрессе в 1975, 1976 гг. предопреде­лили реформы аппарата политической полиции и разведки в направлении усиления контроля над ним и придания его деятельности более гибких и тонких форм. В 1976, 1977 гг. в обеих палатах конгресса США были созданы постоянные комитеты по делам разведывательных учреждений с ука­занием необходимости усиления надзора законодателей за разведывательной деятельностью, которая должна осуще­ствляться в соответствии с "конституцией и законами".

Установленный впоследствии контроль над деятельно­стью ЦРУ был вверен Генеральному инспектору, назна­чаемому из собственных сотрудников этого ведомства, хотя другие ведомства находились под контролем независимых генеральных инспекторов. Только очередной скандал, в ко­тором были замешаны сотрудники ЦРУ, связанный с неза­конной продажей оружия никарагуанским "контрас", заста­вил американский конгресс лишить этой привилегии ЦРУ. Принятая, несмотря на упорное сопротивление ЦРУ, в 1989 г.


Глава 8. Соединенные Штаты Америки 265

поправка к законопроекту об ассигнованиях на нужды раз­ведки (по оценкам специалистов, она составляла в это вре­мя примерно 25 млрд. долл.) предусмотрела должность еще одного независимого генерального инспектора, которому вменялось в обязанность дважды в год докладывать о своей контрольной деятельности, а также о "существенных про­блемах, нарушениях и недостатках" в программах и опера­циях ЦРУ комитетам конгресса по разведке. Формально широкие контрольные права генерального инспектора ЦРУ, получившего доступ ко всем его архивам, докладам и доку­ментам, ограничивались, однако, правом общего надзора за его деятельностью со стороны директора ЦРУ, который может запретить проведение в своем ведомстве каких-либо расследований под предлогом "защиты жизненно важных национальных интересов США".


Глава 9. Великобритания

Эволюция государственного регулирования экономи­ки. Эволюция мировой модели капитализма в последней чет­верти XIX в. оказала большое влияние на положение Вели­кобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была "мас­терской мира", потеряла мировое первенство в промыш­ленном производстве. В конце XIX — начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торго­вая, а колониальная монополия.

Трудности, связанные с утратой промышленной моно­полии и упадком традиционных отраслей промышленности, особенно обострились в результате мирового экономическо­го кризиса 20-х — начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государст­венное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после" второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энер­гетической, а также транспорта, связи, гражданской авиа­ции. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения. Госу­дарственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В ре­зультате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделе­ний, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые соз­давались главным образом в национализированных отрас­лях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и фи­нансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.). Зна-


Глава 9. Великобритания 267

чительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица го­сударственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнио­нов (Национальный совет экономического развития, Финан­совая корпорация по делам промышленности и др.).

Наряду с усилением в послевоенный период регули­рующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов, таких, как, например, Комиссия по отношениям в промышленности, промышленные трибуналы, выступающих в роли "третьей стороны" в регулировании "отношений в промышленности", между рабочими и предпринимателями. Отношениям в про­мышленности и другим социальным вопросам, в том числе регулированию национальных и расовых отношений, стало посвящаться все возрастающее количество нормативных актов.

Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консер­ваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу "свободного рыночного хозяйства" и "личной инициативы", максимально возможную приватизацию экономики и ослаб­ление влияния профсоюзов. Основной формой денациона­лизации или приватизации в Великобритании стала откры­тая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная раздача акций рабочим и служащим госу­дарственных предприятий, распродажа со скидкой государ­ственного жилого фонда и т. п. Такая политика получила название "народного" или "рабочего" капитализма. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышлен­ности сократилась по сравнению с 1979 г. практически на­половину, а число мелких акционеров утроилось.

Программа превращения англичан в "нацию домовла­дельцев и акционеров" должна была способствовать, по мне­нию ее авторов, укреплению социальной стабильности в стра­не. Но они не учли негативных последствий этих радикаль­ных неолиберальных реформ, приведших к резкой концен­трации богатства и влияния в руках достаточно узкой элит­ной группы. Своеобразным ответом на это стал приход к вла-


268 Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)

сти в 1997 г. после длительного бессменного руководства стра­ной консерваторов, правительства лейбористов. Не отказы­ваясь в целом от наследия консерваторов, лейбористское правительство стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного раз­вития рынка и общемировых интеграционных процессов.

Эволюция партийной системы. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX—XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка'тра­диционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление сво­его политического лидерства в блоке с крупными землевла­дельцами осуществила ряд мер по демократизации госу­дарственного аппарата. Были приняты новые избиратель­ные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная сис­тема. Консервативная партия начала превращаться в пар­тию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла по­литические позиции, что ускорило образование новой пар­тии — лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъе­ма европейского социал-демократического движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Коми­тет рабочего представительства, включивший в себя на пра­вах коллективного членства тред-юнионы, общество фаби­анцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана "тру­довая" (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала даль­нейшая демократизация избирательного права. В 70—80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тай-


Глава 9. Великобритания 269


 



ного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную ре­форму. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приоб­рели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, кото­рые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в ок­руге 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" — право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

До 1922 г. у власти находилось сформированное во вре­мя войны коалиционное правительство консерваторов и ли­бералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказа­лась значительно подорванной. Одновременно с ослаблени­ем либеральной партии в условиях послевоенной социаль­ной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Сразу же после первой мировой войны была проведена реоргани­зация партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость по­строения нового общества, установления "системы народо­властия". Основным методом достижения этой цели должно было стать постепенное преобразование капиталистическо­го общества, его трансформация.

После распада коалиционного правительства в 1922 г. на досрочных выборах 1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного большинства мандатов. В этой ситуации пред­принимательские круги сочли возможным приход к власти лейбористской партии. Ни первое (1924 г.), ни второе (1929— 1931 гг.) лейбористское правительство межвоенного перио­да, вопреки первоначальным опасениям, не нарушили "пра­вила игры" и принципов политического консенсуса, благо­даря чему после выборов 1923 г. лейбористы прочно заняли место официальной оппозиции в парламенте. Однако окон­чательное становление двухпартийной системы в том виде. в каком она действует в Великобритании в настоящее вре­мя, произошло лишь после выборов 1945 г. и крупной побе­ды на них партии лейбористов.

Таким образом, важнейшей особенностью модифици­рованной двухпартийной системы Великобритании стало то


 


 

Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)


 


что одной из двух главных партий страны стала партия "рабочей оппозиции"; однако более длительное время у вла­сти оставалась буржуазная консервативная партия. Поло­жение консервативной партии в политической системе Ве­ликобритании особенно упрочилось в связи с приходом к ее руководству в 1979 г. правоконсервативного крыла во главе с М. Тэтчер, сумевшего уловить сдвиги в массовом полити­ческом сознании в сторону большей свободы рыночных от­ношений. В 1981 г. произошел раскол лейбористской партии и на базе ее выделившегося крыла была создана социал-демократическая партия (объединившаяся в 1988 г. с либе­ралами в новую партию), в 70-х гг. усилилась политическая роль националистических партий в Шотландии и Уэльсе. Несмотря на это, монополия двух главных и крупнейших партий в политической системе страны не была подорвана.

В 1997 г., после восемнадцатилетнего правления кон­серваторов, правительство вновь сформировала победившая на парламентских выборах партия лейбористов. Новым ли­дерам в условиях кризиса мирового социалистического дви­жения удалось реформировать устаревшую партийную структуру и программу, ставшую образцом для социал-де­мократов других стран Западной Европы. "Новые" лейбо­ристы ориентируются в основном на средние слои населе­ния ("белые воротнички"), а их решительный отказ от ло­зунгов всеобщей национализации и тотального вмешатель­ства государства в социальные отношения (при усилении роли "закона и порядка" и при ослаблении роли профсою­зов в партии) обеспечил им поддержку и части крупного капитала.

Основные изменения в государственном строе. Госу­дарственный строй Великобритании в XX в. изменялся как в результате некоторых реформ конституционного харак­тера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции.

Для Великобритании характерна, как известно, боль­шая, чем в других странах, стабильность политических ин­ститутов и учреждений, являющаяся результатом не толь­ко консенсуса ведущих политических сил, но и предпочте­ния эволюционного пути развития резким "историческим поворотам", более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах


Глава 9. Великобритания

учреждения феодального происхождения — монархию и па­лату лордов.

Изменения, внесенные непосредственно в конституци­онное законодательство Великобритании, имели в большин­стве случаев демократический характер. Среди них следу­ет выделить очередную серию реформ избирательного пра­ва, а также реформу парламента.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распро­странила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После вто­рой мировой войны процесс демократизации избирательно­го права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал "двойной во­тум", а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

Реформа парламента. В конце XIX —начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительст­ва, располагавшего большинством в палате общин. Органи­зационная структура и партийная дисциплина, выработан­ные главными партиями применительно к британской сис­теме парламентаризма, предопределили подчинение депу­татов каждой партии своему лидеру. За поддержанием пар­тийной дисциплины и обеспечением нужного правительст­ву исхода голосования следили так называемые парламент­ские "кнуты".

Умалению роли парламента способствовало также ог­раничение свободы прений. В 1882 г., после того как ир­ландские депутаты использовали свободу прений для сры­ва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правитель­ство, располагавшее большинством в палате общин, исполь­зуя право законодательной инициативы, систему "кнутов" и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам дея­тельность законодательного органа.


 

Раздел II. История государства в новейшее время (XX в.)


 


Известно, что некоторые английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали под­мечать складывающиеся новые взаимоотношения парламен­та и кабинета, указывая, что исполнительная власть начи­нает по сути контролировать палату общин.

В этом плане достаточно легко объяснима реформа пар­ламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабине­том палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные пол­номочия палаты лордов. Поводом для его принятия послу­жило отклонение верхней палатой правительственного за­конопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержден­ный в течение месяца палатой лордов, представлялся коро­лю на подпись и становился законом. В отношении же не­финансовых биллей был установлен следующий порядок:

если такой билль принимался палатой общин в трех после­дующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чте­ниями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов воз­можность в течение длительного времени саботировать при­нятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

Реформа парламента 1911 г. представляла собой оче­редной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинив­шие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не со­биралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отноше­нию к нижней палате. В условиях меняющейся политиче­ской ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фаталь­ной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изме­нившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парла­менте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного


Глава 9. Великобритания

вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен За­кон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социаль­ных служб.

Верховенство кабинета. Внутренние, глубинные изме­нения в государственном строе и политической системе Ве­ликобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимо­отн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...