Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повтори (прочитай) слова: 1а




Перегудова Т. С, Османова Г. А.

Вводим звуки в речь.

Картотека для автоматизации звуков [С], [ З ], [Ц]

Логопедам-практикам и заботливым родителям.

СПб.: КАРО, 2007

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С], [З] И [Ц]................................................................................. 4

Как работать с карточками.................................................................................................... 9

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ..................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов........................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов со стечением согласных............................. 15

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции................................................... 18

Автоматизация звука [С] в конце слов............................................................................. 22

Автоматизация звука [С] в середине слов....................................................................... 26

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] перед согласным) 29

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] после согласного) 30

Автоматизация звука [C] в словах, содержащих два звука [C].................................. 32

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 33

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВАХ...................................................................... 42

Автоматизация звука [З] в начале слов............................................................................ 42

Автоматизация звука [З] в начале слов со стечением согласных.............................. 44

Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции.................................................... 45

Автоматизация звука [З] в середине слов....................................................................... 48

Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
(звук [З] после согласного)................................................................................................ 49

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих два звука [З]................................... 50

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих одновременно звуки [З] и [С].... 50

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 52

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СЛОВАХ..................................................................... 66

Автоматизация звука [Ц] в конце слов............................................................................. 66

Автоматизация звука [Ц] в середине слов перед согласным...................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в начале слов........................................................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции................................................... 70

Автоматизация звука [Ц] в словах со стечением согласных...................................... 73

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих два звука [Ц].................................. 74

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих звуки [С] или [З] ([С'] или [З']).. 74

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 77

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [С], [З], [Ц] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (сад, зонт, овца), слова, содержащие шипящие звуки (Саша, зажим, цепочка), слова со звуками [Л] — [Л'], [Р] — [Р'] (сарай, лоза, царь).

Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие шипящие звуки;

жирным шрифтом — слова, содержащие [Л] — [Л'], [Р]—[Р'];

подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С] и [Ц], [З] и [Ц].

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопро-изношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [С], [З] И [Ц]

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

При произнесении звука [С]:

• губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;

• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);

• язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;

• вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;

• мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;

• голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]:

• при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;

• напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].

Артикуляция звука [Ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:

• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;

• мягкое нёбо поднято;

• голосовые связки разомкнуты;

• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Упражнения для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокаягорка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

¨ Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

¨ В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].

¨ В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».

Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.

¨ Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Как работать с карточками

После постановки звука [С] ([З], [Ц]) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], то при отработке [С] ([З], [Ц]) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р']). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие [Ш], [Щ], [Ч]).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук [С] ([З], [Ц]).

В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в самостоятельной речи. Звуки [С], [З], [Ц] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.


Автоматизация звука [С] в словах

Автоматизация звука [С] в начале слов

Повтори (прочитай) слова: 1а

[СА]      
сад совок сауна сайгак
сан садок саванна советник
сани сатин самокат садовник
Савва сапог самотёк сантехник
софа совет садовод событие
соха сонет санки сопение
сова собака самбо сомнение
сайка соната сафьян совпадение

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СА] (в словах со звуками [Л], [Л'])

сало солома сабля соломка
салат самолёт сакля салфетка
салон Соломон сальто соленья
салют соловей сандал солянка
салака Савелий солдат солонина
салями салки солонка сандалия

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СА] (в словах со звуками [Р], [Р'], [Л'] и [Ц]

сари Сахара сорняк сантиметр
сахар сафари сапфир самородок
собор санитар Сатурн сахарница
сапёр самовар сардина санаторий
сарай сарафан сарделька собрание
сорока самурай сорванец сокровище
сатира солярий саркофаг соревнование

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СА] (в словах с шипящими звуками и [Ц])

Саша саженец сорочка сочинение
сажа самшит сапожник сожаление
сажень саквояж солончак совещание
сачок саранча советчик сороконожка

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 2

Сало в салате. Сорока в саду.
Собака в сарае. Сабля самурая.
Саня в саже. Солёная салака.
Совет садовода. Саранча в сачке.
Салон самолёта. У Саши самокат.
Сайгак в саванне. В солянке салями.
Сорванец на санках. Сахар в сахарнице.
Сафьяновые сапоги. Сатиновый сарафан.
Солярий в санатории. Салфетка под солонкой.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СЫ]

сын сыщик сыровар сырьё
сыч сырок ссылка сыворотка
сыпь сырец ссыпка сыроежка
сыр сычуг сырник  

 

Повтори (прочитай) словосочетания:

 

Сырое сырьё. Сырок для сына.
Сытый сыч. Молочная сыворотка.
Собирать сыроежки. Ссылаться на сыщика.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 4

[СО]

сок сочень сокол сотка
сом соло Сопот сопка
сон Соня солод сопло
сор сода соболь сотня
соль соты сорт солнце
Сочи соя сойка сотник

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания: 5

Сонин сок. Сода с солью.
Сонный сом. Сольный номер.
Сорт сои. Солнечный Сочи.
Сотня соек. Сокол над сопкой.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СУ]

суп Судан сумка сундук
сук судак суета судья
суд судок сутки супница
суть супонь судьба субботник
сумма суббота судно суматоха
сумах Сухуми сукно суховей

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СУ] (в словах с шипящими звуками, [Л], [Р], [Р'])

суша сувенир сугроб судорога
сучок сушка суфлёр суждение
сутаж суржа сумрак субмарина
сурок суфле сушилка субтропики
сухарь султан сумерки  
сударь сургуч суглинок  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 7

Сукно в сундуке. Судья в суде.
Суп в супнице. Сумка на суку.
Судьба султана. Суматоха на судне.
Сутки на суше. Сувенир из Сухуми.
Судак в судке.  

 


Автоматизация звука [С] в начале слов со стечением согласных

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СК]

скат скоба скобка скамейка
скот скакун скачки скважина
скука скачок скупка  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[СК] словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'], [Ц] и [Ч])

скол скорлупа скребок скафандр
скала скальпель скрепка скатерть
скула склон скрипка сковорода
скоморох сквер склянка скумбрия
скалка склад складка скворечник
скакалка скрипач скворец скульптура

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 9

Скобы на скале. Скумбрия на сковороде.
Скакать на скачках. Скот на склоне.
Скоморох со скакалкой. Скамейка в сквере.
Скупать скакунов. Складывать скатерть.
Скальпель в склянке. Скопление скорпионов.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


Повтори (прочитай) слова: 10а

[СТ]

стук стан станок стопка
сток стая стакан стадия
стык ступа студень статуя
стыд стопа стойка станица
стог стадо статья стадион
стоп стояк ставни студент
стон ступень ставка станция

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 10б

[СТ] (в словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'])

стол старт стрела столица
стул страх стропы стройка
сталь строй стрелка Стамбул
столяр стриж стрельба сторожка
старик ствол столбик ступенька
сторож стремя стручок столовая
ступор строка строчка стремянка
сторона страна стружка строитель
столб струна странник строение

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 11

Ставить стул. Стопа статуи.
Стадо у стога. Старый станок.
Строить стадион. Стучать по столу.
Стальные струны. Стручок в стакане.
Стоять на ступеньках. Столовая для студентов.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12

[СМ]

смак смола смотр смотритель
смог смычок смокинг смородина
смыв смоква смуглянка  

[СХ]

сход сходни сходка схватка

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания: 13

Смыть смолу. Сходить на смотр.
Схватить смычок. Смокинг на стуле.
Строить сходни. Смуглянка со смородиной.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 14а

[СП]

спад спорт спутник справка
спор спальня Спартак справочник
сполохи спаржа спрут спартакиада
спаниель спайка сплав  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 14б

Солёная спаржа. Сложный сплав.
Спортивный спор. Стадион «Спартак».
Спаниель в спальне. Смотреть в справочнике.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 15

[СЛ]

слон слово слалом слайд
слух слуга сланец служба
слог слава случай слойка
слой словарь слобода слушатель

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания: 16

Славный слуга. Сложный случай.
Слушать Славу. Сложить слайды.
Сладкая слойка. Словарное слово.
Служить на славу. Слон со слонихой.

 

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции

Повтори (прочитай) слова: 17а

[СА]

оса пассат высота кусачки
коса фасад чудеса осадки
мясо Пассаж небеса касатка
касса массаж усадка усадьба
масса осада посадка часовой
пьеса десант высадка босоножки

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 17б

[СА] (в словах со звуками [Р] и [Л])

роса мусор Лариса актриса
ряса рысак русалка писатель
лиса рассада цесарка пассажир
трасса полоса красота профессор
крыса терраса колбаса вернисаж

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 18

Са, са, са — русая коса.

Са, са, са — хитрая лиса.

Са, са, са — выпала роса.

Са, са, са — в комнате оса.

Са, са, са — верю в чудеса.

Са, са, са — голубые небеса.

Са, са, са — в пакете колбаса.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 19

[СЫ]

усы басы навесы индусы
часы насыпь трусы косынки
весы фикусы волосы подносы
бусы фокусы кулисы кактусы
косы укусы ирисы посылка
носы кокосы полосы присыпка

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 20

Сы, сы, сы — у кота усы.

Сы, сы, сы — починю часы.

Сы, сы, сы — громкие басы.

Сы, сы, сы — курносые носы.

Сы, сы, сы — положите на весы.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 21

[СО]

лассо осот особа колосок
песок брусок осока голосок
кусок посол колесо высотка
висок фасоль волосок антресоль
носок муссон поясок пособие

[СУ]

досуг косуля рассудок посудница
посуда рисунок государь рассуждение

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 22

Со, со, со — от телеги колесо.

Со, со, со — мы накинули лассо.

Сок, сок, сок — новый поясок.

Сок, сок, сок — намочил носок.

Сок, сок, сок — тонкий колосок.

Сок, сок, сок — высокий голосок.


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) предложения: 23а

Соня солила салаку.

Саня едет на санках.

Аня рисует русалку.

Укусы осы опасны.

Сойка прилетела в сад.

Мясо положили на весы.

Лиса выбежала на трассу.

В кадку посадили фикусы.

На столе стоит сахарница.

В саду клумба с ирисами.

Посуду поставили в посудный шкаф.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) предложения: 23б

У Ларисы новый сарафан.

Писателю подарили часы.

В посылке лежали кокосы.

Кактусы вынесут на террасу.

В песочницу насыпали песок.

Объявили посадку на самолёт.

У самоката отлетело колесо.

Мама сварила фасолевый суп.

В салат добавили мясо.

Саше купили солдатиков с саблями.


Автоматизация звука [С] в конце слов

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 24а

[АС], [ЙАС]

ас час Камаз папуас
бас квас наказ анфас
газ указ ужас отказ
пас топаз пояс компас
таз показ ананас Опанас

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 24б

[АС], [ОС] (в словах со звуками [Л], [Р])

лаз колос брасс атлас
глаз волос баркас тормоз
класс голос образ приказ
палас водолаз каркас алмаз
Тарас Карабас окрас Гондурас

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 25

Ас, ас, ас — купили ананас.

Ас, ас, ас — получил отказ.

Ас, ас, ас — выключили газ.

Ас, ас, ас — потерял алмаз.

Ас, ас, ас — папа — водолаз.

Ас, ас, ас — выполню приказ.

Ас, ас, ас — наливаю воду в таз.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас.

Ас, ас, ас — ходим в первый класс.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 26

[ЫС], [ИС]

мыс низ теннис бенефис
бис мисс девиз Денис
тис кумыс Тунис  

(в словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'])

рис криз кипарис нарцисс
лис Борис каприз карниз
приз анализ маркиз сюрприз

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 27

Ис, ис, ис — полетели вниз.

Ис, ис, ис — получили приз.

Ис, ис, ис — рис варил Борис.

Ис, ис, ис — мы кричали: «Бис!»

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис.

Ис, ис, ис — шар на дереве повис.

Ис, ис, ис — с моря дует лёгкий бриз.

Ис, ис, ис — выполню любой каприз.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 28

[ЭС]

вес навес обрез конгресс
лес перевес интерес  
пресс отрез майонез  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 29

[ОС]

нос тёс обоз откос
воз овёс покос поднос
пёс утёс кокос каменотёс

(в словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'])

мороз паровоз вопрос абрикос
перенос кросс колхоз тепловоз
водовоз матрос Барбос электровоз

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 30

Ос, ос, ос — на рельсах паровоз.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос.

Ос, ос, ос — вырос абрикос.

Ос, ос, ос — на поляне много ос.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс.

Ос, ос, ос — на палубе матрос.

Ос, ос, ос — щиплет нос мороз.

Ос, ос, ос — отвечаю на вопрос.

Ос, ос, ос — любопытный нос.

Ос, ос, ос — у машины нет колёс.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


88888888888888888888888888888888888888888888888

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...