Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура в эпоху Нового времени




Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художест­венными направлениями в XIX в. становятся классицизм, роман­тизм, критический реализм и др.

Классицизм складывается во Франции в революционные годы (1789-1793), получает распространение и в других странах. Он ос­новывался на идеях рационализма, стремления к выражению герои­ческих и нравственных идеалов. Но ему были присущи и черты уто­пизма, идеализации, отвлеченности: это поэты Гете и Шиллер (Гер­мания); художники Жан Луи Давид (Франция), Франциско Гойя (Испания), Бруни (Россия); архитекторы Казаков (Сенат в Кремле), Росси (Михайловский дворец в Петербурге), Захаров (здание Адми­ралтейства в Петербурге) и многие другие представители класси­цизма.

В 20-е годы XIX в. утверждается романтизм, отразивший бунт молодого поколения, неудовлетворенность широких общественных кругов результатами буржуазных революций. Его родина - Герма­ния. Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное движе­ние, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнооб­разные явления. В литературе - это Жан Поль, Г.Гейне, Гофман (Германия); Байрон (Англия); В.Жуковский, Рылеев (Россия); в му­зыке - Шуман, Вагнер (Германия); Ф.Лист (Венгрия); Глинка, Дар­гомыжский (Россия); в живописи - Жерико (Франция); Кипренский (Россия) и многие другие.

В архитектуре романтизм не создал своей собственной школы. В 30 - 40-е годы XIX в. в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм, и к середине века он ста­новится господствующим направлением. Реалисты объективно от­ражали действительность, обличали социальное неравенство. По идейной направленности он становится критическим реализмом. В литературе - Бальзак, Гюго, Флобер (Франция); Диккенс, Голсуорси, Шоу, Уэллс (Англия); Ибсен, Бьернсон (Норвегия); Пушкин, Лер­монтов, Гоголь, Толстой, Достоевский. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов (Россия).

Во второй половине XIX в. критическая направленность обре­тает иные формы выражения: незаинтересованное отношение к дей­ствительности, переоценка ценностей, идеалов. Это характерно для культуры декаданса.

Наряду с критическим течениями существовало и другое, бур­жуазно-апологетическое, воплощавшее идеалы и ценности буржуаз­ного образа жизни, ориентировавшееся на потребительство, куль­турные достижения капитализма.

В XIX в. возникает новая идейно-психологическая ориентация (акцент на автономию, свободу, самореализацию), в формирование которой существенный вклад внес либерализм.

Уже в XVIII в. либерализм играл решающую роль в разработке принципов демократии, но только в XIX в. провел их в жизнь, в практику государственного строительства, деятельность либераль­ных партий. В политике - это принцип разделения властей, в эконо­мике - защита ripaea частной собственности, свободного предпри­нимательства, рынка, конкуренции и др., в социальной сфере - принцип равенства возможностей (неприятие грубого уравнивания), отстаивание самоценности индивида.

Но "право силы" пробивало себе дорогу в иных формах: демо­кратия вырождалась в '"диктатуру большинства"; конкуренцию по­беждает монополия и др.

Своеобразные изменения происходят в сфере морали. Форми­руется идеал человека, который всем обязан не наследуемым приви­легиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам. Каждый мо­жет быть счастливым, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как оно дает независимость. Образец классической буржуазной морали - высказывание Б. Франклина: "Пустому мешку нелегко стоять прямо".

Товарно-денежные отношения способствуют "обмирщению" искусства - происходит снижение доли религиозного и увеличение светского. Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала. Развиваются портрет, пейзаж, бытовой и исто­рический жанры.

Возникают принципиально новые способы художественного творчества- фотография, кино, реклама.

В мир художественной культуры наряду с профессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художест­венная промышленность.

Союз художественной культуры и производства привел к стан­дартизации предметного мира человека, массовому тиражированию. Зародилась "индустрия словесности", "зрелищ" и т.д. - составляю­щие массовой культуры XX в.

Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказывали влияние на развитие белоруской культуры. В начале XIX в. происходит становление белорусской лите­ратуры - "Энеіда навыварат", "Тарас на Парнасе", творчество П. Баг­рима, Я. Чечота, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича (период романтизма), национального театра (театр Дунина-Марцинкевича).

В это же время в архитектуре развивается классицизм, основан­ный на таких доминантах, как античная ордерная система, синтез российской, западноевропейской эстетики XVIII в. и местных традиций. Это - Гомельский дворец П. Румянцева (1785), Сновский дворец (1827) и др. Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи - творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.

С 40-х годов наблюдаются распад стилевого единства и соеди­нение разных стилей - ренессанс, барокко, готика, а в начале XIX в. доминирует стиль модерн.

В XIX в. жили и творили выдающиеся художники И. Хруцкий, Н. Орда и многие другие.

В 60 - 90-е годы XIX в. белорусская литература, искусство ос­вобождаются от условностей классицизма и романтизма; усилива­ются черты критического реализма, что было связано с возникнове­нием белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционеров-демократов.

В литературе - это деятельность К. Калиновского, А. Гуриновича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, утверждавших общечеловеческие цен­ности; в живописи - творчество Н. Силивановича, А. Горавского, Ф. Рущица, Ю. Пэна. В начале XX в. создается белорусская классиче­ская литература (творчество Я. Купалы, Я. Колоса, Цётки, М. Богда­новича, А. Гаруна, 3. Бядули); национальное книгопечатание (газ. "Наша доля", "Наша ніва", "Беларус" и др.); национальный театр (первая белорусская труппа Игната Буйницкого), исследуется исто­рия Беларуси (В Ластовский) и национальной литературы (М.Горецкий).

Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский, чешский языки, и в свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский: А.Мицкевича, В.Сырокомли, А.Пушкина, И.Франко и др.

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху Средневеко­вья, когда народ имел свое государство, развитую культуру.

Итак, культурная эпоха Нового времени (XVII - XIX вв.) опре­делила на десятилетия и века направления развития научного зна­ния, его роли в жизни общества; это время восходящего развития современной промышленной цивилизации, утверждения и господ­ства рационалистического типа европейского сознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...