Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доказательство и опровержение




Общая характеристика доказательства

Доказательством называют логическую операцию обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.

 

В доказательстве выделяют три элемента:

1) тезис – доказываемое положение (суждение, истинность которого требуется доказать);

2) аргументы (или основания) – утверждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса;

3) демонстрация или форма доказательства – способ логической связи тезиса с аргументами.

 

Различают два вида доказательств – прямые и косвенные.

 

Прямое доказательство – это обоснование тезиса аргументами непосредственно, не прибегая к помощи каких-либо дополнительных построений.

Косвенное доказательство состоит в обосновании истинности тезиса с помощью антитезиса (дополнительного утверждения, противоречащего тезису).

Косвенные доказательства бывают двух видов:

1) Апагогическое косвенное доказательство (“приведение к абсурду”) состоит в том, что мы начинаем выводить из антитезиса следствия и показываем, что некоторые из них (хотя бы одно) противоречат известным истинным положениям.

 

2) Разделительное косвенное доказательство состоит в построении разделительного суждения, элементами которого являются доказываемый тезис и некоторые несовместимые с ним утверждения. Затем показывают, что за исключением тезиса все элементы разделительного суждения ложны. Следовательно, нужно признать тезис истинным.

 

Примеры:

1) Прямое доказательство. Доказываем тезис: “Государственные чиновники берут взятки” – “Чиновник А. берет взятки”, “Чиновник В. берет взятки”, “Чиновник С. берет взятки”… С помощью индукции получаем доказываемый тезис: “Следовательно, все чиновники берут взятки”.

2) Апагогическое косвенное доказательство. Выдвигаем антитезис: “Чиновники не берут взяток (живут на одну зарплату)”. Но если они живут на одну зарплату, то они не могут покупать дома, дорогие автомобили и т.п. Таким образом, приходим к противоречию, которое заставляет нас признать выдвинутый антитезис ложным: “Неверно, что государственные чиновники не берут взяток”. Следовательно, обоснована истинность тезиса: “Государственные чиновники берут взятки”.

 

3) Разделительное косвенное доказательство. Нужно доказать, что преступление совершил А. Строим разделительное косвенное доказательство: “Преступление мог совершить А. или В., или С.” Затем показываем, что ни В., ни С. к преступлению не причастны. Отсюда следует, что преступление совершил А. – что и требовалось доказать.

 

Опровержение

Опровержением называется логическая операция установления ложности или необоснованности положения, выдвинутого в качестве тезиса.

Цель опровержения – разрушение выдвинутого доказательства. Поскольку доказательство состоит из трех элементов, критика может быть направлена на каждый из них.

а) Опровержение тезиса;

б) Опровержение аргументов;

в) Опровержение демонстрации.

 

Требования к элементам доказательства

1. Требования к тезису.

а) Тезис должен нуждаться в доказательстве.

б) Тезис должен быть четки и ясным.

в) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего

доказательства.

2. Требования к аргументам доказательства.

В качестве аргументов в доказательстве могут использоваться

- констатация фактов;

- определения понятий;

- аксиомы или постулаты;

- ранее доказанные положения.

Они должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями, причем их истинность должна быть доказана;

б) аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса;

в) аргументы не должны противоречить друг другу;

г) совокупность аргументов должна быть достаточной для вывода тезиса.

3. Требования к демонстрации:

а) любое доказательство или опровержение должно строиться поправилам соответствующего вида умозаключений.

Упражнение

Укажите тезис и аргументы, определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы, проверьте состоятельность доказательства.

1. Проступок, который совершил Н., является административным, так как этот проступок не относится ни к гражданским, ни к дисциплинарным проступкам.

2. «Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж...

Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голова лапами и стал думать.

Сначала он подумал так: “Это — жжжжжж — неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты — не пчела? По-моему, так! ”

Потом он ещё подумал-подумал и сказал про себя:

“А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мёд! По-моему, так!”

Тут он поднялся и сказал:

— А зачем на свете мёд? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!»

3. Ученые сделали вывод, что кусок мрамора, поднятый в середине 80-х годов ХХ века в районе горы Ампер, оказался на дне много тысяч лет назад, так как мрамор был покрыт веществом, имеющим в составе железомарганцевые конкреции, которые образуются в течение очень длительного периода.

4. Кносский дворец, обнаруженный английским археологом А.Эвансом, являлся культовым комплексом, так как здесь были найдены ритуальные предметы, на стенах - ритуальные надписи и росписи, размер внутреннего двора соответствует жесткой его подчиненности некоей ритуальной системе.

5. Основоположник ислама Мухаммед считал себя последним по времени пророком. Еврейская и христианская религии находились в противоборстве, так как не допускали существования рядом какой-либо другой религии. Мухаммеду необходимо было обеспечить место исламу. Мухаммед утверждал, что Авраам жил до Моисея и Иисуса, следовательно, не был ни евреем, ни христианином, а был последователем единого Бога и, по общему убеждению, находился в раю. Следовательно, с верой Авраама можно спастись, и именно эту веру проповедует Коран.

6. Духовная культура древней Греции формировалась в области философии. Такие имена, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и мн. др. известны каждому образованному человеку. Древняя Греция – родина философии. Многие из философов были великими пророками, так как знали всеобщие закономерности Мирового Логоса.

Упражнение

К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя любой из видов умозаключения и способов обоснования тезиса.

 

1. Суждение «Некоторые выпускники СыктГу работают в адвокатуре» - частное.

2. В суждении «Некоторые депутаты Государственной Думы — юристы» субъект и предикат не распределены.

3. Имя И.Е.Репина занимает важное место в русской живописи.

4. «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого создана на документальной основе.

5. Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.

6.Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.

7. Развитие науки в 19 в. не уступало развитию техники.

ГИПОТЕЗА

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Гипотеза представляет собой вероятностное знание, как только факты гипотезы получают достаточное обоснование – гипотеза превращается в научную теорию.

Виды гипотезы: общая, частная, единичная.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерных связях каких-либо явлений природы, общества и мышления. Например, развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерности части рассматриваемых объектов, выделенных из класса каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления. Например, гипотеза о появлении свиного гриппа.

Единичная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Например, гипотеза о тунгусском метеорите.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин «рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы — в условном и тем самым времен­ном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно системати­зировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследо­вания, рационально обработать их и наметить пути дальнейших по­исков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследова­ния функциюпервого систематизатора фактов.

В историческом, социологическом или политологическом иссле­довании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судопроизводстве — одна из возможных гипотез, объ­ясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

Этапы развития гипотезы:

1. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории и гипотезы

2. Формулировка гипотезы, т.е. выдвижение научных объяснений, которые объясняют данные факты.

3. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее последствий.

4. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с результатами наблюдения, данными научного эксперимента.

5. Превращение гипотезы в достоверное знание или научную теорию, если все выведенные следствия подтверждаются.

 

Упражнение

Определите, является ли предположение гипотезой (если да, то определите ее вид).

1. В 1899г. английский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам в г.Кноссе. В ходе раскопок был обнаружен огромный дворец: с востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга – рекой, с севера – морем. Дворец имеет сложную планировку, его площадь составляет 16 тыс.кв.м. Кносский дворец напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что Кносский дворец и был мифическим лабиринтом.

2. При исследовании звуковых волн было сделано предположение о необходимости существования среды – носителя звуковых колебаний. Это предположение утверждало воздух в качестве такого носителя звуковых волн, что было доказано эмпирически (например, если из- под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электронного звонка, помещенного под купол, перестанет быть слышным).

3. «Команда ученых во главе с Б.Эллвудом из Лузианского университета (США), изучая скалистые массивы в Марокканской пустыне, нашла свидетельства доисторической катастрофы. Исследователям удалось доказать, что 380 миллионов лет назад колоссальный космический объект врезался в местность, где сейчас располагается Марокканская пустыня, а в те времена плескался океан. Удар из космоса уничтожил сорок процентов морских обитателей. Это открытие подтверждает предположение, что массовые исчезновения видов связаны с космическими катаклизмами».

4. «Химик из Калифорнийского университета Д.Джимзесски выдвинул предположение о том, что клетки «разговаривают»: любой вибрирующий предмет, в том числе и живые клетки, является источником акустических волн, то есть звука. А звук о многом может поведать. Ученый создал прибор, который смог уловить микроскопические колебания. В результате ученый выяснил, что оболочка клеток вибрирует с частотой тысяча герц в секунду».

5. «В одной из больниц Болоньи врачи наблюдали двух больных, у которых левое полушарие мозга пострадало от инсульта. Из-за закупорки кровеносных сосудов отключились какие-то клетки мозга. В результате оба больных испытывали большие затруднения с гласными. Один из них пропускал все гласные, оставляя вместо них свободные места. Другой больной и на письме, и в устной речи путал гласные с другими или переставлял их местами. Это заставило итальянских врачей предположить, что мозг даже для восприятия гласных и согласных звуков использует разные механизмы. Следовательно, разделение звуков на гласные и согласные – не только физиологическая, но и фонетическая классификация».

6. «Грозы величественное природное явление, преподносящее науке все новые сюрпризы. Так, в последнее время выдвинуто предположение о том, что грозы «виноваты» в изменении климата. Все довольно просто. Загрязнение городского воздуха приводит к увеличению числа гроз. А поскольку во время грозы атмосфера насыщается озоном, то чем чаще случаются грозы, тем больше озона скапливается в воздухе. Он начинает влиять на химические процессы в атмосфере и, как любой парниковый газ, способствует изменению климата – возникновению парникового эффекта»

7. «Существует несколько предположений о происхождении эукариотических клеток (клеток, имеющих ядро): появление эукариот путем усложнения дифференциации слабо структурированных клеточных образований или путем симбиоза нескольких прокариотических (доядерных) клеток».

8. «Как утверждает американский психиатр С.Смит, музыка активизирует концентрацию памяти и способность к запоминанию. Он провел ряд экспериментов в университете Техаса на двух группах студентов. Одни учили заданное в полной тишине, другие – под негромкие звуки классической и легкой музыки. У второй группы результаты усвоения материала были заметно выше».

9. «Раскопки на разных континентах не оставляли сомнений – ящеры погибли в геологическое одночасье. Но почему мор напал на этих зверюг, среди которых были и могучие хищники, и мирные травоядные, и плавающие, и летающие? Постепенно отпадали частные объяснения и проступал грозный вывод - произошла какая-то общепланетарная катастрофа. Как всегда в трудных научных случаях на помощь «узким» специалистам пришли представители других отраслей знания».

РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...