Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XVII век в европейской и российской истории. Особенности российской модернизации.




Условно XVII век можно разделить на два периода:

1)время преодоления Смуты;

2)складывание предпосылок петровских реформ.

Михаил Федорович (1613–1645). Фигура нового царя устраивала все слои общества, однако реальной властью долгое время обладал его отец – митрополит Филарет. Большую роль играет Земский собор, который собирался 10 раз. Но соборы обладали только совещательной функцией. Законодательная власть находилась в руках царя и Боярской думы. Главной задачей царствования Михаила была преодаление экономических и политических последствий Смуты. Центральное управление осуществлялось через систему приказов. В местном самоуправлении заменяются выборные старосты на назначенных из центра воевод. Основу войска составляли дворяне, получавшие за свою службу земли с крестьянами. Но из-за бегства крестьян в перод Смуты эти поместья ценились дешево. Поэтому правительство увеличивает срок сыска беглых крестьян до 15 лет и передает все дела по розыску в Разбойничий приказ, то есть бегство крестьянина от землевладельца начинает расцениваться как уголовное преступление.

Помимо сохранения дворянского ополчения с 30х годов начинают формироваться «полки нового строя» – пехота и конница. Полки набирались из вольных людей, содержались за государственный счет (без земельных пожалований) и обучались офицерами – иностранцами.

Алексей Михайлович (1645–1676). В середине XVII века ощутимой стала потребность в систематизации всех законов и издания нового свода законов. Результатом работы специально собранной комиссии с участием выборных людей стало Соборное Уложение 1649 года. Уложение завершило оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, крепостное состояние наследственным, жители посадов прикреплены к пасадским общинам. Ряд статей Уложения укрепляли центральную власть царя. Таким образом сословно-представительная монархия эволюционировала в абсолютную монархию.

Абсолютизм – форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власти сосредоточены в руках монарха. В своих действиях монарх опирается на назначаемый им бюрократический аппарат. Государственное и местное управление централизовано. Монарх контролирует также постоянную армию и финансовую систему. Особенностью российского абсолютизма стало то, что он не опирался на растущую буржуазию (третье сословие). Опорой абсолютизма стало дворянство и крестьянская община. Однако абсолютизм способствовал укреплению экономических связей отдельных территорий, скложению общероссийского рынка и формированию внутри населения капиталистических элементов.

В царствование Алексея Михайловича прекращаются собираться Земский собор (последний раз Собор собирался в 1653 году по вопросу о присоединении Малороссии), снижается значение боярской Думы (из Думы в которой заседало более 100 человек Алексей Михайлович выделяет ближнюю Думу из особо доверенных лиц, а решения принимает самостоятельно), более разветленной становится система приказов. В промышленности появляются мануфактуры, основанные на разделении труда, применении машин и наемного труда (в основном из крепостных и черносошенных государственных крестьян). Однако доля мануфактур в экономике России была ничтожно малой. В городах постепенно отменяется местное самоуправление и вводится воеводское управление.

Со второй половины XVII века особо заметна основная тенденция развития России: это попытки власти провести модернизацию страны. Под модернизацией понимают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере жизни общества. Особенностью российской модернизации стало усиление абсолютной монархии и усиление крепостничества. Целью модернизации было военно-техническое и налоговое развитие страны.

Задолго до реформ, во время царствования Николая I (1825—1855 гг.) самодержавие рефлекторно предпринимало реакционно-охранительные меры и попытки приспособить госаппарат к складывавшимся новым историческим внешнеполитическим, внутриполитическим, социально-экономическим реалиям, проводились и локальные реформы. Правда, частичные внутриполитические преобразования самодержавия первой половины XIX столетия не могли разрешить накапливавшихся противоречий между складывавшимися капиталистическими отношениями и феодально- крепостнической системой. Вместе с тем архивы времен Николая I по подготовке реформ буржуазных реформ использовались новым 7 правительством Александра II, и позитивные моменты старых законопроектов были включены в текст многих актов 1860—1880-х гг. В середине XIX столетия, в условиях обострившегося кризиса феодально-крепостнического строя и усилившихся социальных противоречий, правительство Александра II (1855—1881 гг.) приступило к подготовке широкомасштабных реформ.

Во второй половине XIX в. действовали дореформенные правовые акты, но постепенно складывалось новое, достаточно многообразное буржуазное законодательство. Распространение юридических знаний в Российской империи в 1860-х гг. проходило на общем фоне развития образования (прежде всего гуманитарного) и издательской деятельности (в нашем случае в области юридической литературы). Для сферы образования большое значение имели три основных акта: «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.; «Устав гимназий и прогимназий» 1864 г.; «Университетский устав» 1863 г. В соответствии с Положением и Уставами устанавливалась структура всесословной начальной, средней и высшей школы. Обучение в начальных школах длилось три года. Среднее образование давали гимназии, среди которых выделялись классические (с гуманитарным уклоном). Срок обучения в гимназиях был семь лет. Гуманитарное образование классических гимназий позволяло поступать в университеты.

В послереформенной России появились новые специализированные историко-юридические исследования. Историко-правовая тематика получила развитие на страницах специальных изданий. Среди них были наиболее читаемы Архив историко-юридических сведений, Юридические записки, Журнал гражданского и уголовного права и др. В среде русской интеллигенции неизменной популярностью пользовался Журнал министерства народного просвещения. По этому изданию можно проследить развитие русской науки, так как в нем помещали свои исследования почти все известные ученые страны. Неожиданное влияние на развитие науки оказали земская и городская реформы. В губернских центрах стали открываться краеведческие музеи и земские архивы, а учителя земских школ стали активистами в сборе древностей. Поэтому в сборниках земских комитетов вполне можно обнаружить интересные источники и исследования. Среди российских историков и юристов истории – правовая тематика стала особенно востребованной. Рассмотрим основные взгляды отечественных исследователей в данном направлении.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха буржуазной России второй половины XIX - начала ХХ вв. в общественной мысли характеризуется настоящим всплеском новых направлений и теорий об обществе, государстве и праве. Русские философы, юристы, историки второй этого времени представляли различные социальные слои, по своему пониманию общественных процессов, видению России в мировой цивилизации и по политической платформе мыслители XIX- начала XX вв. подразделяются на три основные течения: революционное народничество, либералы и сторонники монархии. Однако и эта, условная конструкция не объясняет в полной мере широту научных поисков русской интеллигенцией того времени. Во многих случаях политико-правовые взгляды представителей общественной мысли прослеживаются через дискуссии западников и славянофилов, а также через духовное, теологическое миропонимание отечественных мыслителей буржуазной эпохи. В данной главе рассмотрим революционные и 8 религиозно-нравственные концепции, которые оказывали большое влияние на общественное развитие России, в том числе и на развитие представлений о юриспруденции.

Основные черты российской юридической науки второй половины XIX – начала XX в Буржуазные реформы России по времени совпали с новой вехой в развитии юридической науки и образования в Европе. К этому периоду относится становление позитивизма. Его влияние на юриспруденцию привело к позитивистскому правопониманию в юриспруденции. Как теория, были сформулированы принципы утилитаризма И. Бентама. XIX столетие в Европе — это период научного творчества таких ученых, как Д. Остин и О. Конт. Происходит также становление социологической школы права Р. Иеринга, Л. Дюги, Г. Еллинек. Юридическая наука в России (философия права, историко-правовая наука, государственное право, уголовное право, гражданское право, судопроизводство и международное право) испытывала на себе влияние европейских школ и теорий. Поэтому основными научными направлениями в российской юридической науке стали государственная школа права и 9 юридический позитивизм. Распространение получили психологическая теория права и социологическая юриспруденция. Выдающиеся представители российской юридической науки, такие как В. И. Сергеевич, К. П. Победоносцев, Г. Ф. Шершеневич, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, Н. С. Таганцев, Ф. Ф. Мартенс, М. Ф. Владимирский-Буданов и др. в большей степени воспринимали западный опыт юридической науки или, будучи чиновниками, превыше всего ставили государственные интересы современной им буржуазной России. В пореформенны период в российской юридической и исторической науке появляется государственно- юридическая школа. Данная школа известна также как государственное направление, государственно- юридическое направление, соловьевско-чичеринское направление, юридическая школа. Философской базой направления являлось западничество.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Станкевич Г. В. «Юридическая наука и российские реформы во второй половине XIX века»: Дис.канд. юрид. наук: Москва, 2002 г., 108 c. РГБ ОД, 61:02-12/632-0.

  1. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права. Учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2009 г.
  2. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю. П. Титова. 2-е изд. М.: Проспект, 2011 г.
  3. Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. М.: Юристъ, 1993 г.
  4. Ружицкая И. В. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2011 г.
  5. Кодан С. В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург: УрАГС, 2005 г.

[1] Земцов Б.Н. История отечественного государства и права. Учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2009 г.;

[2] Станкевич Г. В. «Юридическая наука и российские реформы во второй половине XIX века»: Дис.канд. юрид. наук: Москва, 2002 г., 108 c. РГБ ОД, 61:02-12/632-0.

 

[3] Станкевич Г. В. «Юридическая наука и российские реформы во второй половине XIX века»: Дис.канд. юрид. наук: Москва, 2002 г., 100 c., РГБ ОД, 61:02-12/632-0;

 

[4] Кодан С. В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург: УрАГС, 2005 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...