Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И методические рекомендации по их изучению

История и культура

Санкт-Петербурга

 

 

Составил:

Титов Я. Н. _________________

(подпись)

Якутск 2009

Введение

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» относится к общекультурному блоку дисциплин в структуре подготовки специалиста в высшей школе. Он связан с историей, философией, этнографией, археологией, краеведением, литературой, топонимикой.

Целью курса является всестороннее и многогранное изучение культуры, истории города на Неве. Обобщение общегосударственных исторических процессов и их отражение на жизнь Санкт-Петербурга и его жителей.

Предметом курса являются общие вопросы краеведения, истории и культуры связанные с объектами Санкт-Петербурга и его жителями.

Целевое назначение программы заключается в том, чтобы в процессе изучения данного курса студент закрепил имеющиеся у него знания по истории Санкт-Петербурга, систематизировал их и приобрел новые. Программой предусмотрены теоретические и практические задания. Полученные по этому курсу знания студент может активно применять и на других занятиях: «Экскурсионная и выставочная работа» и т.д. Курс «История и культура Санкт-Петербурга» ориентирован на развитие творческих способностей будущего специалиста.

В соответствии с целевой установкой курс призван решать следующие образовательные задачи:

  1. Формировать у будущих специалистов убеждения в значимости краеведческой работы – одного из условий понимания, сознания целостности окружающей человека среды.
  2. Через изучение науки топонимики дать значение периодики застройки города, его истории.
  3. Познакомить студентов с основоположниками Санкт-Петербургского краеведения.
  4. Сформировать у студентов представление о Санкт-Петербурге как о крупнейшем научном, культурном, промышленном центре России и мира.
  5. Через судьбы великих петербуржцев привить знания о городе и его судьбе, привить чувства любви и гордости к героическому прошлому и настоящему Санкт-Петербурга.
  6. Привить навыки работы с литературой о городе.

 

Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

    • систему наук о городе, методику сбора и обработки материла для профессиональной деятельности.
    • историю основания, развития и современное состояние Санкт-Петербурга.
    • градостроительные особенности Санкт-Петербурга, творчество зодчих, прославивших архитектурное убранство города и пригородов.
    • деятелей литературы, культуры, науки, прославивших город на Неве и давших свои имена его улицам и площадям.

Уметь:

    • самостоятельно собирать материал о городе и использовать его в будущей профессии.
    • дать комплексную характеристику города Санкт-Петербурга.
    • составлять описание и уметь анализировать достопримечательности Санкт-Петербурга.
    • излагать материал по истории и культуре Санкт-Петербурга в устной и письменной формах правильным в научном отношении, интересном и познавательном плане стилем.

Формы занятий.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» предполагает различные по формам занятия – это лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов, изучение литературы о городе, работ основоположников краеведения, подготовка рефератов, курсовых и контрольных работ.

Формами контроля за успеваемостью является текущий контроль по результатам ответов на семинарских занятиях, выполнение рефератов. Промежуточный контроль – тестовые проверки, контрольные работы.

Итоговый контроль: зачет или экзамен.

Наименование темы Всего Аудиторные занятия Сам. работа
лекции практика
           
 
  Введение. Комплекс наук, изучающих историю города. Основоположники науки о Санкт-Петербурге.        
  Основание Петербурга. Реформы Петра I в области культуры и градостроения. Зодчие. Сподвижники Петра I.        
  Петербург 2-ой половины XVIII века.        
  Наука, культура начала XIX века. Архитектура 1-ой половины XIX века.        
  Санкт-Петербург 2-ой половины и конец XIX века. Наука и культура Петербурга конца XIX века.        
  Исторические особенности конца XIX века и начала XX века. Серебряный век культуры Санкт-Петербурга.        
  Первая половина XX века. Петербург – Петроград - Ленинград. История и ее отражение в культуре.        
  Ленинград. Вторая половина XX века.        
  90-ые годы XX века Санкт-Петербурга.        
  Современное состояния Санкт-Петербурга. Новые градостроительные решения. Юбилей города и его реконструкция.        
всего:        

 

Содержание тем дисциплины

и методические рекомендации по их изучению

 

Тема 1. Введение. Науки изучающие историю и культуру города: история, краеведение, топонимика, искусствоведение. Основные источники, библиография. Основоположники петербургского краеведения.

Вводное занятие раскрывает основные направления изучения города, дает понятие о терминах краеведения и топонимики. Студентам предлагается испытать свои знания в топонимике, определив историю города по названию улиц, рек, мостов и др. мест своего района. Для ознакомления с историей петербургского краеведения рекомендуется ознакомиться с трудами известных ученых: Н. Анциферова, П. Столпянского, В. Курбатова и др. Для качественной подготовки к семинару по этой теме студенты должны изучить работу Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», использовать полученные знания для последующих тем семинарских занятий. При подготовке ответов – характеристик «История города в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга» рекомендуется дополнительно пользоваться книгами: С. Горбачевич, Е. Хабло «Почему так названы?» и Г.Никитенко, В. Соболь «Василеостровский район» и др., тщательно изучить карту города.

 

Тема 2. Основание Петербурга. Реформы Петра I. Кунсткамера. Ассамблеи. Невский флот. Основные направления градостроительства первой половины XVIII века. Архитекторы петровского времени. Их именами названы: сподвижники Петра I.

Данная тема очень важна в процессе обучения по данной дисциплине, т.к. основные направления градостроительной политики, заложенные в I половине XVIII века в дальнейшем развивались и использовались, многие петровские начинания оставили след в истории города и страны. В процессе подготовки по данной теме студентам рекомендуется помимо ознакомления с ведущими научными работами, также посетить музеи города (Государственный музей истории Санкт-Петербурга: Петропавловскую крепость; Кунсткамеру, Домик Петра I, Летний сад и Летний дворец, Меншиковский дворец и русский отдел Государственного Эрмитажа). При подготовке к семинару и экзамену рекомендуется дополнительно изучить книги:

    • Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и ХХ веках, СПб, 1994 г.
    • Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. СПб, 1996 г.
    • Власов В.Г. Архитектура «Петровского барокко», СПб, 1996 г.
    • Столпянский П.Н. Петербург. Как возник и рос Санкт-Петербург. СПб, 1995 г. и др.

 

Тема 3. Петербург во второй половине XVIII в. Жалованная грамота городам Екатерины II. Культура и наука второй половины XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Развитие петербургской архитектуры второй половины XVIII века.

Подготовка студентов по данной теме является взаимосвязанной с предыдущей. Можно использовать при подготовке к ответу ту же дополнительную литературу. Для расширения кругозора студента рекомендуется совершить экскурсию по пригородам Санкт-Петербурга, посетить музейные дворцово-парковые комплексы Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Подобное изучение материала на практике позволит слушателям сравнить смену стилей, изменение культуры быта России конца XVIII века, познакомит с творчеством великих зодчих: Растрелли, Бренна, Ринальди, Львова и др. Целесообразно вспомнить названия улиц и площадей, связанных с именами сподвижников Екатерины II и Павла I, скульптурное убранство города, отвечающее данной тематике.

 

Тема 4. Петербург I половины XIX века. Победа русского оружия в войне 1812 г. и ее отражение в культуре и архитектуре Санкт-Петербурга. Новые ансамбли столицы (К. Росси, Воронихин, Захаров, Монферран, Штекеншнейдер). Пушкинский Петербург. Салоны XIX века. Театры Санкт-Петербурга.

Данная тема предоставляет студентам широкое поле деятельности. При подготовке докладов на семинарских занятиях и ответов на экзамене рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой о творчестве зодчих этого периода, художественными произведениями, посвященными лицеистам, литературными произведениями: В. Жуковского, А. Пушкина, его друзей и соратников. О театральной и салонной жизни города I половины XIX века студенты могут узнать из посещения экспозиций Всероссийского музея А.С. Пушкина и Государственного театрального музея. Это не только расширит их кругозор, но и поможет явственнее представить себе быт и нравы Петербурга этого времени.

 

Тема 5. Петербург II половины XIX века. Реформы Александра II. Деятельность Санкт-Петербургской Думы. Общественная жизнь Петербурга II половины XIX века. Наука, культура, литература.

Раскрытие этой темы предлагаю, через изучение жизни и творчества ярких представителей петербургской общественной жизни II половины XIX века, которые оказали огромное влияние на общественно-политическую и культурную жизнь города и страны. Студент, готовя ответы на вопросы билетов, легко может сориентироваться в этой теме, используя знания по истории, краеведению и топонимике. В музыкальной жизни огромное влияние оказали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Мусоргский и др., - их памятниками украшен город, их именами названы улицы и проспекты. Они либо закончили в нашем городе образование, либо преподавали в Консерватории, их произведения до сих пор исполняются на театральных и концертных сценах. О деятельности Академии художеств уже упоминалось в предыдущих темах, но в данном разделе рекомендуется обратить внимание на борьбу различных художественных течений в ее стенах, и на организацию нового направления в живописи – критического реализма, на деятельность Товарищества передвижных выставок (Репин, Крамской, Ге, Левитан и др.). В области литературы рекомендуется также обратить особое внимание на деятельность петербургских журналов, их политику. А как самым ярким явлением литературного Петербурга II половины XIX века представить творчество Ф.М. Достоевского.

Деятельность великих ученых этого времени также отражена в названиях города и в его скульптурном убранстве: Менделеев, Боткин, Сеченов, Попов, Павлов и многие др.

Для лучшего усвоения темы, помимо изучения дополнительной литературы, студенты могут посетить многочисленные музеи: организованные в XIX веке (Музей железнодорожного транспорта), а также, посвященные известным представителям этого периода истории России: музей-квартира Некрасова, музей-квартира Римского-Корсакова, музей-квартира Достоевского, музей-квартира Менделеева, репенские Пенаты и др.

 

Тема 6. Петербург в конце XIX века. Реформы городской жизни. Развитие транспорта, медицины и образования в Петербурге конца XIX века. Архитектура Петербурга конца XIX века (Горностаев, Резанов, Месмахер, Сюзор). Литература, культура Петербурга конца XIX века.

Эта тема продолжает логично предыдущую. Студенту рекомендуется обратить внимание на изменение архитектурно-градостроительных задач города, появление новых технических решений, использование новых материалов и механизмов при строительстве. Появление «промышленной» архитектуры. В этом студентам помогут не только дополнительные печатные исследования, но и их «зоркий глаз» в прогулках по городу.

 

Тема 7. Петербург конца XIX – начала ХХ века. Общественно-политическая жизнь города. Литературные и художественные салоны Петербурга - Петрограда. Архитектура модерна. Театральная жизнь города.

Серебряным веком культуры Петербурга называют период конца XIX – начала ХХ века. И действительно эта тема включает в себя огромное количество мини-тем. Студенту рекомендуется при подготовке к ответу из всего многообразия выбрать по одному примеру по каждому направлению деятельности. На пример, в подтеме «Литературная жизнь города» следует упомянуть о разнообразных литературных направлениях этого периода: перечислить их представителей: А. Блок, А. Белый, И. Анненский, К. Бальмонт, А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов и др., а остановиться на творчестве А. Блока (по выбору).

Таким же образом следует поступить при освещении темы «Архитектура модерна». В ответе рекомендуется дать определение стилю «модерн», средствам его выражения, перечислить основных его представителей в Петербурге, а проанализировать подробно творчество одного из представителей этого направления (фон Гоген, Лидваль, Перетяткович, и др.)

Театральная жизнь этого периода была очень насыщена. Как и в предыдущих случаях рекомендуется дать общую характеристику, а затем конкретизировать на рассказе о каком-либо известном деятеле (В. Камиссаржевская, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская и др.).

Нельзя забывать и о том, какие исторические события произошли в это время в нашем городе (революция 1905 г., I Мировая война и т.д.). Рекомендуется ответ строить на примерах отображения этих событий в искусстве, памятниках и топонимике города.

 

Тема 8. Петербург – Ленинград (I половина ХХ века). Музеи нового времени. Кинематограф. Театр. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Восстановление города после Великой Отечественной войны. Советская литература, наука, искусство.

Из названия этой темы видно, какая она емкая. При подготовке рекомендуется разделить ее на части, озаглавив их: «Город после Октябрьской революции», «Предвоенная жизнь Ленинграда», «Ленинград в блокаде» и «Восстановление Ленинграда после войны».

При подготовке по 1 части необходимо представить себе обстановку в городе сразу же после Октябрьской революции. О судьбе города и жизни представителей научной и творческой интеллигенции дают представления книги, которые сейчас появились на прилавках магазинов, и которые раскрывают эти темы: О. Форш «Сумасшедший корабль», С. Шульц «Дом искусств», воспоминания А Остроумовой-Лебедевой, М. Добужинского и т.д. Рекомендуется, как уже излагалось выше, выбрать историю кого-либо одного ярчайшего явления этого периода Дом искусств, «Привал комедиантов», создание музеев: Города, Революции, Отжившего культа, Музеефикация императорских и великокняжеских дворцов и т.д., или деятельность какого-либо петербуржца: М. Горького, М. Добужинского, Л.А. Ильина, В. Курбатова и др.

Рассказывая о блокадном Ленинграде, обязательно следует сделать акцент на деятельность научных и культурных учреждений (институты, Академия наук, Музей города, театры, исполнение 7 симфонии Шостаковича и т.д.), огромное воздействие радиопередач на дух горожан (О. Берггольц, В. Инбер).

По заключительной подтеме следует рассказать о Генеральном плане застройки Ленинграда. Восстановлению промышленности и жилого сектора, научных и образовательных учреждений, возрождение памятников культуры. Здесь студентам поможет не только дополнительная литература по курсу, но и те экскурсии, которые они предпринимали в Музей истории Санкт-Петербурга и в пригороды. Для ознакомления с жизнью и творчеством М. Защенко, А. Ахматовой рекомендуется посетить их музеи-квартиры.

Тема 9. Ленинград 70-90-ые годы ХХ века. Развитие музейной сети города. Современное строительство. Развитие промышленности и транспорта. Наука, культура, образование.

Эта тема должна быть близка студентам, т.к. исторические события из жизни города происходили у них на глазах. Дополнительный материал можно подчерпнуть не только из монографий, но и из периодики.

Музейная сеть в 70-80-90 годы широко развивалась, было стремление к объединению малых музеев вокруг 1 большого центра. Таким примером в нашем городе является Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В те годы он имел следующие филиалы: Петропавловская крепость, музей-квартира Кирова, Смольный собор, Крепость Орешек, Монумент Героическим защитникам Ленинграда, музей-квартира А. Блока, особняк Румянцева, дом Матюшина, краеведческие музеи г. Пушкина и г. Ломоносова. При ответе можно проанализировать деятельность этого музея.

В 80-е годы вырос образовательный потенциал населения города (перечислить ВУЗы). Характеризуя успехи промышленности, следует остановится на каком-либо 1 предприятии (Балтийский и Адмиралтейский заводы, «Севкабель», «Скороход», «Красный треугольник», «Арсенал» и др.).

Многие архитектурные решения тех лет были высоко оценены – это строительство спортивных комплексов «Юбилейный», «СКК», гостиница «Прибалтийская» и «Пулковская» и др. Дать характеристику застройки какого-либо района.

В театральной жизни города было много новых имен и открытий. Раскрывая эту подтему, можно остановиться на (представители по выбору: (БДТ – Г. Товстоногов, Малый драматический театр – Л. Додин и др.)

 

Тема 10. Санкт-Петербург конца ХХ – начала XXI века. Переустройство городской жизни. Общественно-политическая жизнь страны и ее влияние на развитие Санкт-Петербурга. Культура, наука, искусство рубежа веков. Подготовка города к 300-летнему юбилею.

Завершает курс «История и культура Санкт-Петербурга» тема, рассказывающая о сегодняшнем дне города. Студентам рекомендуется при подготовке к ответу использовать сведения, полученные из периодической печати, проявлять активность, посещать городские мероприятия, театры, следить за выставочной деятельностью, все эти дополнительные сведения украсят ответ, сделают его ярким и насыщенным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...