Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инициативная форма инновационного процесса




Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, консультативно- управленческой и административной помощи изобретателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов объясняется спецификой самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Главная ставка делается на человеческий фактор.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффективность инициативной формы. Так, в США мелкие инновационные фирмы с численностью занятых до 300 человек, специализирующиеся на создании и выпуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в НИОКР, чем крупные корпорации (с численностью занятых свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого. Многие крупные фирмы, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех сотрудников, которые способны быть инициаторами и реализовывать серьезные нововведения.

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности - инкубаторы бизнеса или технологий — элемент инновационной инфраструктуры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги различных! инновационным формам, находящимся на стадии создания и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными в форме предоставления в аренду оборудования, помещений и др. После окончания «инкубационного периода» фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

В мире функционирует свыше 2 тыс. бизнес-инкубаторов, деятельность которых позволяет ускорять реализацию инновационных проектов, способствует распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предпринимательства и др.

Российские бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги:

§ обучение основам бизнеса;

§ маркетинговая поддержка:

§ бухгалтерский учет и финансовый менеджмент;

§ информационные услуги;

§ привлечение специалистов по бизнесу и др.

 

 

8. Инновационная деятельность, ее виды.

 

9. Понятие организации инноваций

 

Понятие «организация» вообще предусматривает: •

внутреннюю упорядоченность той или иной системы и согласованность взаимодействия частей; •

совокупность процессов или действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого; •

объединение людей, совместно реализующих ту или иную программу и достигающих определенных целей, действующих на основе установленных правил и процедур.

Это понятие употребляется применительно к биологическим, социальным, экономическим и техническим (типа «человек—машина») системам, объектам и обычно включает как статические закономерности, т. е. структуру входящих в данную большую или малую систему частей, элементов, так и собственно «организацию», отражающую динамические закономерности и относящуюся к функционированию и взаимодействию частей системы.

Понятие «организация инноваций» в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных личностей и автономных групп сотрудников, ориентированных на достижение путем совместных и скоординированных действий целей по созданию и реализации в социально-культурной, научно-технической, производственной, оборонной и экономической сферах деятельности людей инноваций любого вида и направленности, разной степени новизны и сложности, практической ценности и эффективности. При этом инновационная деятельность во всех отраслях народного хозяйства и жизни общества характеризуется исключительным динамизмом, высокими темпами морального устаревания полученных результатов и соответственно появлением и реализацией все новых инноваций.

 

10. Организационные формы инновационной деятельности

 

 

Непрерывное ее осуществление требует существенных инвестиций при высоком уровне риска эффективности их освоения. Для ослабления риска применяют специальные организационные формы осуществления инновационной деятельности (рис. 1).

 

 

Поясним содержание основных форм, представленных на рис. 12.2. Государственные научные центры обеспечивают согласование государственной стратегии развития науки и техники с экономическими и социальными интересами субъектов научно- технической деятельности. Научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур осуществляют НИОКР, организуют освоение и производство новой продукции. Рисковое подразделение предприятия представляет собой небольшое автономно управляемое специализированное производство, занятое освоением новейших технологий. Это малое предприятие, которое заключает контракты с группой разработчиков новой идеи, инвесторами (венчурными фондами) и потребителями инноваций. Венчурные фирмы (рискофирмы) создаются для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и высокотехнологичных областях со значительным риском. Они ведут коммерческую научно-техническую деятельность, занимаются разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции, доход от использования которых заранее не определен. Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных предприятий, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Здесь начинающие предприниматели получают навыки ведения собственного дела, правовую, экономическую и консультативную помошь. Бизнсс-инкубатор может создаваться в разных формах. Так, бизнес-процесс инкубации новых предприятий предназначен для продвижения высокотехнологичных идей. «Внутренние» инкубаторы инноваций занимаются разработкой собственных инновационных проектов, которые реализуются в компании-новаторе и зависимых предприятиях. Иногда целесообразно создавать целые предприятия-инкубаторы инноваций. Научно-технологический парк (технопарк) представляет собой научно-производственный территориальный комплекс, образованный в целях формирования благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов, занятых освоением производства и реализацией на рынке инновационной продукции. Это самостоятельная организационная структура, созданная в сфере науки и научного обслуживания. В структуре технопарка могут находиться информационно-технологический, учебный, консультативный, информационный, маркетинговый центры, а также промышленная зона. Технополис яьляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет, научно-исследовательские институты, жилые районы. Здесь создаются благоприятные условия для развития новых научных направлений и наукоемких производств. В последнее время стало уделяться внимание проблеме формирования кластера инновационных технологий, т.е. цепи взаимосвязанных предприятий, производств и технологий, обеспечивающих развитие перспективных наукоемких отраслей экономики.

 

 

11. Организационная структура инновационного управления

 

Организационная структура оказывает заметное воздействие на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются:
– долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов;
– передача научно-технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до сферы НИОКР;
– обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами НИОКР;
– предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте;
– стиль лидерства, отвечающий социальным и организационным процессам;
– выявление научно-технического профиля компании;
– стимулирование творчества персонала.

Наиболее широко применяются следующие организационные структуры управления инновационной деятельностью:
– управление по дисциплинам;
– управление проектами;
– организация по продукту;
– матричная организация;
– венчурное управление.

 

12. Венчурный инновационный бизнес

Ве́нчурныйби́знес — рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.

Страны, создавшие венчурный бизнес, использовали: 1) прямые государственные инвестиции в компании; 2) гос. инвестиции в частные венчурные фонды; 3) смешанное инвестирование.

Для успешного развития венчурного бизнеса необходимы: — долгосрочная государственная инновационная политика и конкретная программа софинансирования венчурного бизнеса; — значительные инвестиции в развитие человеческого капитала — основы создания и эффективности венчурного бизнеса; — венчурные предприниматели (бизнес-ангелы), которые, как правило, вырастают из венчурных менеджеров; — венчурные менеджеры; — развитые фундаментальная и прикладная науки, способные производить открытия, изобретения и новшества для венчурного бизнеса; — современная и развитая система образования; — конкурентная среда в венчурном бизнесе.

Особенностью венчурного бизнеса является очень высокий интеллектуальный и профессиональный уровень венчурных предпринимателей и менеджеров. Подобных профессионалов чрезвычайно сложно вырастить. Их знания и опыт лежат на пересечении фундаментальной и прикладной наук, инновационного менеджмента, знаний высокотехнологичных производств. Поэтому программы и проекты создания национального венчурного бизнеса должны быть комплексными и системными, решающими задачи полноценного финансирования, подготовки специалистов, создания инфраструктуры, системы безопасности и пр.

Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями — фондами посевного капитала — на самом раннем этапе) → старт → ранний рост → экспансия → IPO или продажа стратегическому инвестору.

Основным интенсивным фактором развития венчура является высококачественный человеческий капитал.

 

 

13. Инновационные цели: понятие, формулирование, посторенние дерева целей Инновационный потенциал

 

Цели инновационные

— цели, устанавливаемые инициаторами инновационнойдеятельности. Различия в их устремлениях и мотивациях определяет множество возможных целейосуществления инноваций. Если инициатором выступает инноватор, то такими целями могут бытьреализация его творческого потенциала и получение дополнительных доходов от инноваций (при реализацииих собственными силами или другими хозяйствующими субъектами).

Инновационные цели предприятий — интенсивное развитие производства, повышение эффективностииспользования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Инновационные целисубъектов, осуществляющих инновационные проекты — достижение заданных проектом объемовпроизводства новых продуктов/услуг или желаемых состояний технологических систем и систем управления. Эти цели характерны также для инновационных программ.

Для всех рассмотренных организационных структур цели, в том числе и инновационные, формулируютсявнешними по отношению к ним субъектами — собственниками (акционерами) предприятия, организациями, осуществляющими разработку и финансирование инновационных проектов и программ.

Детализация инновационных целей предприятий и иных организационных структур (формулирование целейвторого уровня) осуществляется их высшими менеджерами, то есть в рамках организационно-управленческой подсистемы организации.

 

 

14. Инновационный климат

 

Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

В макросреде организации выделяются четыре основные стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на инновационные цели и стратегии, т. е. определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других векторов — территориального и отраслевого. Известно, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации.

В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.

Объект анализа — зоны микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, т. е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, т. е. микросреда, представляется совокупностью стратегических зон.

Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по пятибалльной шкале:
• 5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
• 4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
• 3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
• 2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
• 1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

 

 

15. Инновационная позиция организации

 

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ среды организации.

Аббревиатура SWOT расшифровывается так: S — strength (сила), W — weakness (слабость), О — opportunity (возможность), Т — threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWОТ - анализа. Она строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала организации (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.

II. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT — «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

IV. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

Фрагмент матрицыанализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.

Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).

Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

Поз = Потл)1/2; Ипоз = 0,5 (Пот + Кл).

Расчет и анализ этих показателей позволяет повысить обоснованность стратегии развития организации (или инновационного проекта по повышению конкурентоспособности организации).

 

 

16. Инновационная активность организации

 

 

Инновационная активность - самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Активность деятельности коммерческой организации - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты? Это объясняется разной активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

Какие при этом черты инновационной деятельности должен отражать признак “инновационная активность”? Это две составляющие. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Во-вторых, ИД должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД.

В стратегическом плане ИА определяется следующими пятью показателями: качеством инновационной стратегии конкуренции; уровнем мобилизации инновационного потенциала; уровнем привлеченных капиталовложений - инвестиций; уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений; обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане ИА выражается двумя показателями: соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации; скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

Управление инновационной активностью требует подойти к этой категории с позиций квалиметрии. Категория “инновационная активность” как объект измерения приобретает свойства признака - количественного параметра (показателя). Признак “инновационная активность”, отражающий как интегральный показатель определенную совокупность частных свойств (может иметь форму “дерева свойств”), сам имеет признаки.

Формула оценки ИА (измерения):

ИА = (1 / 7) ´ å А i, i = 1, 2, …, 7.

Признаки инновационной активности: А1.Качество инновационной стратегии конкуренции; А2.Уровень мобилизации инновационного потенциала. А3. Уровень привлеченных капиталовложений (инвестиций). А4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений. А5.Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации. А6.Скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений. А7.Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Содержание элементов признака “инновационная активность” состоит в следующем:

1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное - это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод “параллельного проектирования”. В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция “фокусирование на клиентах”.

5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.

6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по “слабым сигналам”.

7. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновативности “ТАТ”, обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление внешних и внутренних факторов влияния.

Внешние: нестабильность внешней среды как основное проявление временнуго фактора; инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера; инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.

Внутренние: открытость организации; компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость; мотивация специалистов и руководства.

Необходимо наладить учет этих факторов. В силу многоаспектности факторов в ряде случаев ограничиваются некоторой их комбинацией. В качестве внешнего фактора берем “нестабильность” (Нi), а внутреннего “открытость” (Оk). Оба фактора квантифицируются на пять уровней по пятибалльной шкале. Анализируются отношения: нестабильность - активность (Нi - Аj) открытость - активность (Оk - Аj). Если активность будет ниже того уровня, который диктуется уровнем нестабильности и допускается уровнем открытости, то есть, Аj < Нi и Аj < Оk, предприятие несомненно станет “неудачником”. В случае же, если активность превосходит уровень нестабильности и открытости, то есть, при Аj > Нi и Аj > Оk организация будет выглядеть подобно “мертвым героям”. Таким образом, в комбинации Н-А-О в оптимальных случаях уровни всех составляющих компонентов должны быть равными: i = j = k. Разница уровней указывает на рассогласованность.

 

 

17. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

 

 

18. Виды инновационных стратегий

 

- стратегия концентрации – это стремление к высокой доле рынка в четко определенной нише.

 

- стратегия функционального специалиста - фирма предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей.

 

- стратегия специализации по клиенту, – когда фирма специализируется на определенной категории клиентов, предлагая им широкую гамму товаров.

 

- стратегия селективной специализации – выпуск многих товаров для различных рынков, не связанных между собой.

 

- стратегия полного обхвата – предлагается полный ассортимент товаров для удовлетворения всех групп потребителей.

 

 

19. Технология выбора и реализации инновационной стратегии

 

Выбор инновационной стратегии для предприятия проводится на базе тщательного исследования его состояния. В результате проведенного анализа состояния основных составляющих инновационной политики выявляются и систематизируются инновационные проблемы, в структуре которых обычно выделяют две группы.

К первой группе относятся проблемы, которые с учетом реального уровня инновационного потенциала организации могут быть решены в современных условиях.

Вторую группу составляют проблемы, решение которых на текущий момент не представляется возможным в силу ряда объективных и субъективных причин. Такое деление обусловлено необходимостью приоритетного определения круга проблем первой группы, а следовательно, и целей, которые достигаются в результате их решения.

Сформулированные проблемы обычно структурируются, составляют основу инновационных программ и выражаются в форме основных направлений перспективного развития организации. Для более точного обозначения этой группы обычно используется термин «программно-решаемые проблемы».

Выявление программно-решаемых проблем представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу. При этом основная трудность заключается в определении их степени соответствия требованиям экономической системы и предполагает наличие отработанной методологии отбора проблем для их включения в программу.

Указанные требования определяют приоритетность и важность проблем и учитывают следующие аспекты:
• собственно уровень возникшей проблемы, т. е. соответствие одному из направлений корпоративной политики;
• актуальность и практическую потребность в ее решении;
• комплексность влияния, наличие производственных, научно-технических, рыночных, социальных, организационных, экологических и других аспектов проявления;
• необходимый инновационный задел и степень ресурсного обеспечения;
• факторы времени, неопределенности и риска, т. е. предполагаемые сроки решения с учетом возможных изменений внешней среды;
• потребности в совершенствовании существующих или создании принципиально новых продуктов, процессов, организационных форм, средств, методов и других элементов системы управления для решения инновационных проблем.

Однако с течением времени проблемы постоянно изменяются, переходят из одной стадии в другую, изменяются причинно-следственные связи, проблемы выбывают из списка программно-решаемых в связи с их разрешением или переходом в другое состояние. Таким образом происходит целенаправленное поступательное замещение задач инновационного развития более важными, позволяющими достигнуть нового качества производства и управления в организации.

 

Например, в зависимости от уровня применяемых технологий и информационного задела производитель может ориентироваться в выборе инновационной стратегии исходя из следующих вариантов взаимодействия с внешней средой:
• очень эффективные формы: поставки комплектных объектов «под ключ»; закупки лицензий вместе с интенсивной подготовкой персонала; создание совместных предприятий; постоянный обмен специалистами и опытом в научно-технической области;
• эффективные формы: закупки ноу-хау; предоставление технической документации и данных; предоставление консультаций;
• менее эффективные формы: деловые визиты; закупки обрабатывающего оборудования без ноу-хау; передача проектов совместно с документацией;
• малоэффективные формы:
• закупки лицензий без ноу-хау;
• товарные поставки;
• публикации и выставки.

 

 

20. Научно-техническое прогнозирование инновационной деятельности

 

Современная практика насчитывает более 130 различных методов разработки прогнозов. Все многообразие методических приемов научно-технического прогнозирования условно можно свести к трем основным группам: прогнозирование на основе экстраполяции; экспертные методы прогнозирования и методы моделирования.

При прогнозировании развития науки и материально-технических инноваций наиболее часто применяются методы экстраполяции. Их сущность состоит в том, что, анализируя изменения отдельных параметров разрабатываемой техники и технологии в прошлом и исследуя факторы, обусловливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях развития и путях совершенствования этой сферы в будущем.

В научно-техническом прогнозировании принято выделять два вида задач, решаемых методами экстраполяции: задачи динамического и статического анализа. В динамической задаче главным и единственным фактором развития выступает фактор времени. В этом случае прогноз развития инновационного процесса составляется на основе анализа временных рядов, отражающих изменения того или иного прогнозируемого параметра во времени.

Непосредственное прогнозирование параметров развития методом экстраполяции производится по рассчитанным аппроксимирующим функциям. Для этого выбирают требуемое значение аргумента периода прогнозирования, лежащее за пределами эмпирических данных, вводят его в полученное уравнение и рассчитывают ожидаемое значение прогнозируемого параметра в будущем.

В аналитическом выражении развития прогнозируемого объекта (параметра) фактор времени рассматривается как независимая переменная, а значения параметров выступают как функция этой переменной. Однако развитие материально-технической сферы инноватики и соответствующее изменение прогнозируемых параметров зависят не от того, сколько времени прошло с исходного момента, а от того, какие факторы, в каком направлении и с какой интенсивностью влияли на его развитие. Поэтому крайне важно в процессе разработки прогноза исследовать зависимости главных прогнозируемых параметров от факторов, влияющих па их развитие.

Прогнозирование параметров по факторам, влияющим на их развитие, осуществляется на основе методов корреляционно-регрессионного анализа.

Экстраполяция тенденций относится к количественным методам прогнозирования. Для прогнозирования же качественных характеристик, а также социально-экономических объектов, развитие которых не поддается формализации и статистическому моделированию, широко используются методы экспертных оценок. Суть экспертных методов научно-технического прогнозирования состоит в том, что на основе априорных оценок группы специалистов делается заключение о путях развития и перспективных направлениях научных исследований и разработок.

Ряд методов отражает нормативный подход к разработке научно-технических прогнозов. При таком подходе перспективы развития определяются исходя из заранее установленной цели. В этом случае задача прогноза состоит в том, чтобы сформировать структуру взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безусловное и наиболее рациональное достижение установленной цели. Структура взаимосвязанных элементов образует иерархическую систему, графическое изображение которой называют "дерево целей". На каждом уровне дерева целей располагаются элементы, раскрывающие содержание или средства решения проблем вышестоящего уровня.

Одним из наиболее перспективных подходов к разработке прогнозов считается моделирование процессов развития, т.е. определение перспектив техники на основе адекватных моделей ее развития. По характеру используемых моделей различаются логические, информационные и математические модели прогнозирования. Логическое моделирование включает тщательное изучение внутренней логики развития прогнозируемого объекта и разработку на этой основе соответствующих исторических моделей-образцов. Практический интерес представляют методы построения различных информационных моделей. В настоящее время разработаны и используются методы научно-технического прогнозирования, основанные на анализе информационных массивов, содержащихся в заявках на изобретения и выданных патентных документах.

Математические модели прогнозирования представляют собой наиболее универсальные и достаточно строгие методы анализа тенденций развития техники. Они позволяют дать количественное описание динамики развития реальных объектов прогнозирования, изучить характер и направления влияния на их изменение различных факторов. Для моделирования процессов научно-технического развития особенно часто используются методы статистического анализа, исследование производственных функций, динамическое программирование.

 

21. Формирование инновационных стратегий

 

Отправным моментом разработки инновационных стратегий явля­ется определение инновационных целей. Инновационные цели свя­заны желаемыми результатами обновления продуктов и процессов предприятия. Среди их характеризующих показателей можно выде­лить следующие:

• удельный вес новой продукции в общем ее объеме;

• удельный вес продукции на стадии вывода на рынок и роста;

• средний возраст производственного оборудования;

• удельный вес продукции с высокими качественными харак­теристиками;

• средние сроки вывода новой продукции на рынок и др.

Из вышеозначенных целей вытекает ряд задач, которые следует решить для их достижения:

• обеспечение соответствия структуры продукции по стадиям жизненного цикла структуре НИОКР по стадиям завершенности;

• определение источников возникновения инноваций (собст­венные разработки или привлеченные со стороны);

• обеспечение рациональных пропорций между инновациями различных типов;

• парирование угроз функционального и технологического за­мещения.

Первая задача нацелена на обеспечение своевременности по­явления нововведений на предприятии, замены устаревшей про­дукции, создание необходимых заделов НИОКР. Вторая — важно понять, какие разработки следует осущес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...