Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация товарных знаков




Виды товарных знаков по форме выражения:

§ словесные;

§ изобразительные;

§ объемные;

§ звуковые;

§ комбинированные;

Виды товарных знаков по объектам:

§ фирменные

§ ассортиментные;

Виды товарных знаков по праву собственности владельца:

§ индивидуальные;

§ коллективные.

 

 

Ноу-хау (от англ. know how — «знать, как») или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.[1]

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали всеобщим достоянием.

 

Основные сведения[править | править вики-текст]

Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, причём в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (в том числе, путём введения режима коммерческой тайны). В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В соответствии с международным законодательством, для монопольного использования некоторой инновации можно использовать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.

Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» Гражданского кодекса РФ и законом РФ «О коммерческой тайне».

Практика применения ноу-хау[править | править вики-текст]

В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще — пакет патентов) и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).

 

35. Государственная инновационная политика: цели, задачи, принципы

 

Государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения оборонной, технологической и экологической безопасности РФ[1].

Основными целями государственной инновационной политики являются:

• создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития;

• развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры;

• увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности;

• укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Для достижения поставленных целей государство должно решать следующие задачи инновационной политики:

• определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;

• обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике;

• создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

• осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности;

• обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;

• обеспечение эффективного использования научно- технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности.

К основным функциям государственных органов власти в инновационной сфере можно отнести следующие:

• формирование государственной инновационной политики;

• создание правовой базы инновационных процессов, особенно защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

• стимулирование инноваций, конкуренции в этой сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

• участие в формировании инфраструктуры инновационной сферы;

• определение приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, обеспечивая социальную и экологическую направленность инноваций;

• выделение ресурсов на приоритетные научные исследования и инновации;

• институциональное обеспечение инновационных процессов в организациях государственного сектора;

• повышение общественного статуса лиц, занимающихся инновационной и научно-технической деятельностью;

• подготовка кадров для инновационной сферы;

• регулирование инновационных процессов в регионах России;

• регулирование международных аспектов инновационных процессов;

• защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Важнейшими принципами государственной инновационной политики являются следующие:

• опора на отечественный научный потенциал;

• свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;

• стимулирование развития фундаментальных научных исследований;

• сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;

• создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

• создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;

• интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

• защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;

• обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

• развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;

• формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений;

• повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;

• пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности. В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали следующее.

1. Заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной or реализации продуктов инновационной деятельности.

2. Заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов.

3. Возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности.

4. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков.

5. Обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.

 

 

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

 

программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

 

доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

 

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

 

приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

 

защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

 

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

 

обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

 

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

 

 

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/135919/5/#ixzz4WASqfE9i

 

 

36. Методы государственного регулирования инновационной деятельности

 

Достижение цели и выполнение задач инновационной политики осуществляются через применение конкретных методов ее реализации, арсенал которых достаточно широкий.

В каждой стране есть свои особенности государственного регулирования инновационного процесса, обусловленные структурой областей хозяйства, стратегией развития, влиянием факторов на продуктивные силы. Вместе с тем можно выделить общие методы влияния государства на инновационную деятельность бизнеса, которые в тех или иных формах применяются в большинстве промышленно развитых странах.

По признаку формы действия на инновационное развитие экономики весь арсенал этих методов делится на методы прямого и косвенного регулирования.

Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно-технического развития, финансирование и стимулирование разработки важных национальных инновационных программ. При этом фактор времени приобретает стратегический характер. НИИКР нуждаются не только в больших финансовых расходах, а и становятся более рисковыми и удержать технологическую монополию фирмам не всегда удается. Чтобы быстрее использовать рыночный потенциал, государство стимулирует межгосударственную, отраслевую, межфирмовую координацию и кооперацию инновационной деятельности. Такой стратегии придерживаются Франция, Нидерланды, Япония.

Стратегия децентрализованного регулирования - более сложный механизм участия государства в инновационной сфере.

Государство в этой стратегии играет ведущую роль, но отсутствуют крепкие директивные связи. В США это приобрело форму общенациональной кампании за дебюрократизацию, дерегламентацию и дерегулирование. Более широко применяются методы «управление инициативой», сориентированные на стимулирования инициативы субъектов хозяйственной деятельности. Данных методов придерживается США, Великобритания и ряд других стран.

 

Методы косвенного регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения инновационного развития, тем не менее это не означает, что такие условия должны быть одинаковые для всех областей развития науки и техники. Государство может их дифференцировать согласно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы в пределах каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономическое и правовое условия деятельности, которая будет оказывать содействие развитию конкуренции между ними.

Методы реализации государственной инновационной политики по способу влияния можно разделить на:

1) экономико-правовые методы, которые основываются на положениях Конституции, соответствующих законов, внутриведомственных, административных распоряжений;

2) государственное финансирование научной сферы;

3) контрактная система отношений между субъектами инновационной деятельности и государством;

4) налоговая система;

5) патентно-лицензионная, антитрестовская политика;

6) амортизационные мероприятия, субсидии;

7) передача технологии;

8) поддержка межорганизационной кооперации и мелкого инновационного бизнеса;

9) правительственные закупки;

10) развитие инфраструктуры исследований и разработок.

Законы являются правовым фундаментом развития инновационного бизнеса в любой стране. Каждое государство по-своему комбинирует такое их количество, чтобы обеспечить инновационную деятельность на принципах долгосрочности и экономической заинтересованности предпринимателей. Это законы о патентах, товарных знаках, авторском праве, антитрестовском законодательстве, льготных кредитах, законах, которые предусматривают возможность принудительного лицензирования технологий, о стимулировании инвестиций в венчурный бизнес и много других.

На рис. 3.1 приведены общие методы реализации государственной инновационной политики.

К прямым методам реализации инновационной политики принадлежит бюджетное финансирование. Фундаментальные исследования во всех развитых странах мира осуществляются, главным образом (на 80 %), за счет государства. Однако с продвижением НИИКР к завершению все большая их часть переносится в частный сектор, и фирмы начинают брать все более большее участие в его финансировании.

 

Рис. 3.1 Методы государственного стимулирования
инновационной деятельности

Стимулирующая роль государства от административно-бюджетного финансирования постепенно изменяется на программно-целевую, дополняется мероприятиями косвенного стимулирования - дифференционной системой налоговых льгот, предоставлением льготных кредитов и пр.

В наше время преобладает тенденция интеграции государства и собственного корпоративного сектора в выполнение больших научно-технических программ, как национальных, так и международных, таких как СОИ, «Эврика», ЄСПРИТ, и др. В США есть программа (в рамках национального научного фонда), которая поощряет проведение общих НИИКР фирмами, государственными НДИ и университетами.

Государственные научно-технические программы являются одним из методов планирования научно-технического развития в промышленности. Это документ, в котором определены ресурсы, исполнителей и сроки осуществления комплекса мероприятий, направленных на решение научно-технических проблем. При условиях рыночной экономики они имеют индикативный характер, поскольку содержат плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям, а также прогнозы развития научных исследований и проектных работ в частном секторе экономики.

Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически удобные условия для участия научных, исследовательских и объектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. Государственный заказ заключается согласно государственным научно-техническим программам на контрактной основе. Он обеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсных началах. Важным моментом во время проведения конкурсов на получение государственного заказа в научно-технической сфере является обеспечения гласности относительно условий проведения, участников и итогов конкурсов.

Если участниками проекта являются несколько корпораций, то весь риск раскладывается на них пропорционально участию в проекте. Поскольку одно и то же самое нововведение может быть использовано в разных областях и на разных рынках, то кооперация становится взаимовыгодной. Сосредоточение общих усилий на решении однородных проблем оказывает содействие росту результативности НИИКР - их ускорению относительно внедрения и экономии ресурсов.

В состав лидирующих стран по объему финансирования НИИКР входят также Германия, Швеция, Швейцария. Южная Корея. Ко второй группе стран высокой технологии принадлежат Великобритания, Нидерланды, Франция, ряд других европейских государств и Тайвань.

В Италии доля расходов на научные исследования в процентах от валового внутреннего продукта одна из наиболее низких из всех развитых стран. Итальянские фирмы интенсивно и успешно перенимают и улучшают уже созданные технологии.

Система прямых методов управления нововведениями осуществляется в двух основных организационных формах - административно-ведомственной (более ранняя) с институционально-дотационным финансированием (ей присуще выполнение НИИКР в рамках тех или иных учреждений на их собственной материально-технической и кадровой основе и твердая регламентация целей и характера деятельности исполнителей) и программно-целевой с контрактным финансированием (заключается в предоставлении ресурсов во исполнение программ не отдельным учреждениям, а коллективам исполнителей и их объединением).

 

37. Формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...