Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус императора по законодательству XIX- начала XX века.

-Власть императора – это государственная власть в России. Еще в 1721 году царская власть приобретает новый титул- императорский.[2]

- Права и преимущества императорской власти относительно 1832 и 1906 года различны. Под именем прав мы различаем совокупность коренных атрибутов верховной власти вообще, независимо от данной формы правления. Преимущества (прерогативы), суть, личные привилегии императора, как представителя верховной власти; следовательно, существование этих преимуществ и их объем зависят от условий формы правления, существующей в России.

- Составление свода законов 1832 г. По мысли Сперанского и Николая I, свод должен был усовершенствовать разные части законодательства.

- В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения, ни один закон не приобретает силы.[3]

- Согласно ст.I Свода Основных Государственных Законов 1832 года, права государственной власти, во всем их объеме, принадлежат государю императору. Нет той сферы управления, которая бы не была подчинена его самодержавию.

- В ст. I. Основных законов 1832 была сформулирована идея самодержавной власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.[4]

-Ст. I основных законов признает русского императора монархом неограниченным и самодержавным. - Название "неограниченный" показывает, что воля императора не стеснена известными юридическими нормами. Выражение "самодержавный" означает, что русский Император не разделяет своих верховных прав ни с каким установлением или сословием в государстве, т. е. что каждый акт его воли получает обязательную силу независимо от согласия другого установления.[5]

-Монарх есть источник всех почестей и привилегий, даваемых отдельным лицам или обществам.

- Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия: Монарху принадлежит право утверждения некоторых судебных приговоров, особенно важных, причем эти приговоры не могут быть приведены в исполнение, впредь до исполнения высочайшего разрешения.

- Отличительное свойство монархической власти состоит в том, что она действует в силу собственного своего права, ни от кого не заимствованного. Поэтому монархи пишутся "Божиею милостью", для указания, что они в своих правах не зависят ни от кого на земле.[6]

- Избрание главы государства есть отличительная черта республиканского образа правления. И действительно, избирательные монархии были монархиями только по имени; старая польская монархия, в сущности была республикою с пожизненным главою; она даже официально носила это название.

- Власть императора действует непосредственно, прежде всего, в законодательстве. Это вытекает из ст. LI Основных законов: "Никакое место или правительство в государстве не может само собою установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти». Сосредоточивая законодательную власть исключительно в особе императора, законодательство делает все остальные власти подзаконными, из-за чего власть их ограничивается пределами известной компетенции, вне которой их требования не имеют обязательной силы.

- Монарх представляет государство во внешних отношениях, что означает объявление войны, заключение мира, конвенций и трактатов с иностранными государствами зависят от него.[7]

- Подписание Манифеста от 17 октября 1905 года стало важным шагом на пути реформирования самодержавного строя Российской империи. Манифест и законодательные акты, конкретизирующие его содержание, изменили государственный строй Российской империи.

- Из новой редакции Основных законов, принятой 23 апреля 1906 года, исчезло определение самодержавия как «неограниченного», вместо чего было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть «в единении» с Государственной Думой и Государственным советом. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Законодательная власть разделялась между Государственной Думой, Государственным советом и самодержцем.

- в Своде 1906 года, ст.I говорится, что императору принадлежит Верховная Самодержавная Власть, но из этого не следует, что император осуществлял все свои права непосредственно.

- В ст.VII вышеуказанного свода уточняется, что государь Император должен осуществлять свою власть в единении с государственной думой и государственным советом.

Лев Александрович Тихомиров, общественный деятель XX века, в своей книге «О недостатках конституции 1906г» критиковал сложившийся государственный строй:

-«Государственный строй, введенный у нас в 1906 году, не способен ни к действию, ни к существованию. Это зависит от того, что конституция, поглощенная заботой ограничить власть Монарха, в конце концов, дает нам государство совсем без Верховной власти. Это нечто столь абсурдное, что я считаю необходимым напомнить свидетельства научных авторитетов о том, что Верховная власть и государство неотделимы, так что если у нас исчезает Верховная власть, то невозможно становится и государство. Значение Верховной власти превосходно развито у нас в учении Чичерина, но я нарочно сошлюсь на научные авторитеты европейского парламентаризма».[8]

- «Императору дано одно лишь наименование Верховной власти, но права его ограничены со всех сторон - в законодательстве, в управлении, в суде. Как я упоминал выше, имелось в виду, вероятно, создать у нас сложную Верховную власть из Императора и двух палат. Но в действительности и этого не сделано».[9]

-Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

- Дума и Совет не имеют права возбуждать вопросов об изменении некоторой части законов, так что в этом отношении имеют меньше прав, чем даже частный гражданин. Однако же и Император не может изменять никаких законов без согласия этих подчиненных учреждений, он ограничен ими.

-Принятие Свода Основных Государственных законов – значительное событие в истории отечественного государства и права. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные Государственные законы были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, т.к. дело не в названии, а в сути, в назначении закона.

-Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

- Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от существовавшего ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).[10]

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

- Пределы единоличной власти императора сузились. Но по Конституции 1906 г. только царю принадлежала учредительная власть, право абсолютного вето.

 


[1] Уральская Государственная Юридическая Академия; Институт Государственного и Международного Права.

[2] История Отечественного государства и права: хрестоматия; Часть 2.- Екатеринбург; 2009; С.37

[3] Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 29 С.5

[4] Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 1 С.1

[5] Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I; 1883; С.3

[6] Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 37 С.8

[7] Свод Законов Российской Империи т.I ч.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1906; ст. 12 С.1

[8] Тихомиров Л.А. «О недостатках Конституции 1906»; СПб; 1917; С.10

[9] Там же

[10] Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I; 1883; С.11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...