Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте

Компьютерная вёрстка и дизайн

Композиционно-графическая модель

Композиционно-графическое моделирование

КГМ (далее – композиционно-графическая модель) – это сложное многофункциональное системное образование, которое обеспечивает ряд важнейших редакционных задач:

- сформировать индивидуальный, уникальный образ издания;

- удобная для потребителя внешняя форма;

- рациональная организация работы редакционного коллектива

макет-шаблон

логотип и колонтитул, компоновка текстовых блоков, размещение графических деталей, постоянные рубрики и т.д.

Создание КГМ

1 этап – теоретическая разработка концепции издания и основных принципов моделирования в соответствии с концепцией.

2 этап – практическая разработка модели каждой полосы с подробной проработкой всех элементов формы и содержания.

3 этап – создание пробного номера по новой модели.

4 этап – обсуждение промежуточного результата и внесение дополнений и исправлений в концепцию и структуру КГМ.

5 этап – испытательный.

Структура модели

Размерные характеристики полосы – формат, количество и размер колонок, модульная сетка, размер полей и межколоночных пробелов;

Структура тематики (содержание, разделы, рубрики, жанры);

Композиция полосы (порядок размещения и месторасположение материалов по полосам и на полосе, размеры и параметры верстки);

Логотип;

Колонтитул;

Блок «Адрес и служебные сведения»;

Расписание титульных и текстовых шрифтов;

Заголовок и заголовочный комплекс (структура заголовочного комплекса, выключка, позиция, графическое оформление и т.д.;

Иллюстрации и информационная графика;

Оформление особых текстовых блоков и элементов текста;

Дополнительные графические элементы оформления (линейки, рамки, маркеры);

Реклама.

Макетирование и верстка.

Формат

Формат – это размер листа печатной бумаги, книги, журнала или газеты, а также строки, колонки или полосы.

Вильгельм Оствальд

Стандартные форматы: большой – А2, малый – А3 и сверхмалый – А4.

Формат полосы – это совокупный размер площади страницы, занятой материалами.

Поля (верхнее, нижнее, внешнее и внутреннее).

Объем

Измеряется в страницах (традиционно) или в полосах (профессионально).

Заголовочный комплекс

Заголовки – это своего рода опорный конспект для читателя.

Заголовочный комплекс: заголовок, рубрика, подзаголовок, надзаголовок, в отдельных случаях – шапка, а также лид, вынос в тексте, подпись под иллюстрацией (если есть) и авторская подпись.

Логотип и колонтитул

Логотипом называют некий словесный или рисованный символ, обозначающий марку или бренд какой-либо организации:

слова или словосочетания, называющие издание,

вид издания (например, ежедневная, вечерняя, учительская и т.д.),

выходные данные (год рождения, порядковый номер, дата)

призыв или лозунг,

принадлежность к какой-либо организации, партии и т.п.

Графическое лицо печатного издания

Шрифты

Шрифт – это графическое средство для оформления текста на полосе или комплект знаков (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита.

Буквы: строчные (маленькие), прописные (большие), капительные (строчные по размеру, но прописные по рисунку), также цифры и знаки и символы.

Ряд графических элементов: основные (вертикальные или направленные по косой сверху вниз, слева направо) и соединительные (горизонтальные и направленные снизу вверх) штрихи, концевые элементы (засечки, точки и хвостики).

Контрастность - неравномерное утолщение штрихов.

Межбуквенный просвет - расстояние между штрихами в пределах одной буквы.

Основными признаками, определяющими графическое своеобразие отдельного шрифта являются:

наличие или отсутствие засечек либо других концевых элементов,

их форма и размер,

степень контрастности основных штрихов,

присутствие наплывов,

степень округлости

длина выносных элементов.

Комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров и начертаний называется гарнитурой (например, нормальный, жирный, полужирный, курсив и т.д.).

Основные шрифтовые группы – рубленые и с засечками.

Внутри одной гарнитуры - ряд начертаний, которые различаются по насыщенности, наклону основных штрихов, плотности и заполненности.

Насыщенность – это толщина штрихов, по размеру которой начертание делится на светлое (основной текст), полужирное и жирное.

В зависимости от наклона основных штрихов начертание может быть прямым, курсивным и наклонным.

Плотность – это расстояние между основными штрихами внутри одной буквы. Она может быть нормальной, узкой и широкой. При нормальной плотности высота буквы больше ее ширины примерно на 25%.

Заполненность основных штрихов варьируется от контурной до штрихованной, а при отененной или оттеночной заполненности основной штрих как бы отбрасывает свою тень, придавая букве объемность.

Размер типографского шрифта называется кегль, его высота рассчитывается в пунктах.

1 пункт равен примерно 0,376 мм.

Размер кегля: от 6 до 12 – основной текст – и от 14 и выше – заголовочные шрифты.

6 – нонпарель, 7 – миньон, 8 – петит, 9 – боргес, 10 – корпус, 12 – цицеро, 14 - миттель.

Размещение текста на полосе

На газетной или журнальной полосе текст размещается по колонкам.

Ширина стандартной колонки - 45-50 мм.

Количество колонок на полосе формата А2 – 8, формата А3 – 4, а в формате А4 – 2.

Выключка – это операция разгонки или сжимания набранной строки до формата набора с помощью увеличения или уменьшения междусловных пробелов, реже межбуквенных просветов или же, в крайнем случае, сужением ширины букв и знаков (причем последний способ возможен только при компьютерном наборе).

Основной вид выключки – по формату, когда колонка выровнена и по левому, и по правому краям. Выключка по правому краю, когда все лишние пробелы собираются слева, и поэтому правый край колонки остается ровным, а левый – нет. При выключке по левому краю все происходит в зеркальном отражении. Выключка по центру дает эффект неровного края с двух сторон. В этих случаях переносы слов не используются.

Межстрочные пробелы – это еще один немаловажный вопрос в компьютерной газетной верстке.

Величина расстояния между строками - интерлиньяж, который, как и кегль, измеряется в пунктах.

Наиболее оптимальным считается интерлиньяж в 110% от кегля.

PageMaker

QuarkXPress

 

Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте

Нешрифтовые способы выделения текста на полосе - композиционными, так как осуществляются с помощью дополнительных графических средств.

Втяжка, - выделяемые строки набираются заметно укороченным форматом и отчеркиваются по левому краю более или менее жирной линейкой.

Фоновые подложки – цветные или серые разного процента интенсивности прямоугольники, как бы подкладываемые под текст.

Крайняя степень подложки – это выворотка, при которой подложка становится очень темной или черной, а шрифт – белым.

Буквица (или инициал) – первая буква начального слова в абзаце или в начале текста, увеличенная в размерах и нередко сочетающаяся с виньеткой или иллюстрацией.

Особые текстовые блоки

Это стихотворный текст, а также вынос в тексте, лид, подпись к иллюстрации, подпись автора, ссылка, постскриптум и т.д.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.