Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




______________________________________ I

Конкретную программу самовоспитания наметил и двадцатишестилетний А. П. Чехов, когда в письме к бра­ту Николаю перечислял признаки воспитанности:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удов­летворять следующим условиям: 1) Они уважают чело­веческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4)... Нелгутонидажевпустяках... Онинеболтли-вы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашива­ют... 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вы­звать в другом сочувствие... 6) Они не суетны... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... 8) Они воспитывают в себе эстетику... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Тут нужны беспрерывный дневной и ноч­ной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час... »•'

Сам А. П. Чехов не отступал от этой программы в те­чение всей своей трудной жизни, изумляя окружающих необыкновенной гармоничностью своей личности.

В. И. Вернадский, еще будучи студентом университе­та, выработал для себя программу дальнейшего образо­вания и поведения. «Итак, — писал он, — необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело:

1. Выработка характера. Преимущественно следует:
откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое
мнение, отброс ложного стыда, небоязнь доводить до кон­
ца свои воззрения, самостоятельность...

2. Образование ума: а) знакомство с философией, б)
знакомство с математикой, музыкой, искусствами.

Задача человека заключается в доставлении наивоз­можной пользы окружающим»'.

Весьма поучителен пример самовоспитания и самосо­вершенствования М. Ганди. Он достиг больших успехов 8 Умении регулировать свои потребности и душевные состояния. «Человек, — писал М. Ганди, — является Чел°веком потому, что способен к самоограничению, и °стается человеком лишь постольку, поскольку на прак­тике осуществляет его». Самым главным и самым труд-**К по мнению Ганди, является умение подчинить

Вернадский В. И. Совершенствование психики.


 


 


 


собственному контролю движение своей мысли. «Непро­извольно возникающая мысль есть болезнь ума; обузда­ние ее означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуз­дание ветра». И действительно, ум Ганди был настолько дисциплинирован, что он мог сосредоточиться на какой-либо мысли в любой обстановке, мог в самом себе созда­вать атмосферу, располагающую к размышлению, каки­ми бы неблагоприятными ни были внешние условия.

И все-таки способность Ганди к саморегулированию была бы просто непостижимой, если бы мы не приняли во внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это был исключительно целеустремленный человек. «Все другие удовольствия превращаются в ничто перед ли­цом служения, ставшего радостью», — писал он.

Здесь мы подходим к вопросу о том, какое значение для самовоспитания имеет генеральная жизненная уста­новка человека, понимание им цели и смысла своей жиз­ни. Это ключевой вопрос для уяснения проблемы само­программирования личности.

Великие примеры работы над собой, самопрограмми­рования и самосовершенствования дают нам люди, ста­вившие перед собой великие жизненные цели. Их про­цесс самовоспитания теснейшим образом связан с про­цессом самопрограммирования, но не сводится к нему. Самопрограммирование является начальным этапом лю­бого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил пе­ред собой человек, успех в достижении этой цели в реша­ющей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается лич­ностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов).

Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и соци­альных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование.

. __    Различают три основных вида формирования психй-100 ки: стихийное, целенаправленное и самоформирование.


Стихийное формирование психики, имеющее место Р результате случайных, не планируемых воздействий на нее, играет важную роль в развитии любой личности. Запрограммировать все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование его психики практически невозможно даже в условиях эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные кни­ги, средства массовой информации — все это влияет на формирование психики. Именно поэтому перед взрос-дьш человеком довольно часто встает задача собствен­ного самовоспитания и самоперевоспитания. Задача об­щества состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики. Даже поместив че­ловека в «башню из слоновой кости», мы не могли бы этого сделать. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении.

В психике человека достаточно много наследствен­ного (переданного через гены) и врожденного (опреде­ляемого условиями внутриутробного развития), суще­ствующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем они могут быть выявлены и реа­лизованы только под влиянием внешней среды и соот­ветствующей деятельности индивида.

Другой вид информации, влияющей на психическое развитие, приобретается в процессе жизни индивида и является основой для самопрограммирования психики.

Прежде чем говорить о методах и способах самопро­граммирования психики, остановимся на некоторых об­щих положениях.

Во-первых, не может быть такого самопрограмми­рования, которое бы не предусматривало определен­ной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования — сфор­мированная цель действия. Нередко формирование чет­кой и устойчивой цели оказывается достаточным усло­вием эффективного программирования деятельности Человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в Раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляю-. __ Чего события или образа, оставляющего неизгладимый 1Ьи



 


 


след в памяти ребенка. Время от времени активизиру­ясь, этот след все больше завладевает его вниманием, поддерживая интерес к предмету воспоминаний, а со временем побуждает его активно действовать в соот­ветствующем направлении.

Если иметь в виду функционирование нервной систе­
мы, то такой вид программирования нередко осущест­
вляется посредством «запечатления» — одного из наибо­
лее простых нервных механизмов программирования
поведения. Особенность действия этого механизма со­
стоит в том, что определенный образный раздражитель,
будучи воспринят один-единственный раз, сохраняется
I     в памяти на очень длительное время, иногда на всю

жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. Де­тально исследовал феномен запечатления советский фи­зиолог И. С. Беритов, назвавший его «психонервным ком­плексом представления». Установил он и главные осо­бенности процесса запечатления, сводящиеся к следую­щему: однократное воздействие внешней обстановки за­печатлевается в долговременной памяти в виде целост­ного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспро­изводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановки, условий, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно — в результате самовозбуждения со­ответствующих нервных пунктов; указанному комплек­су присуща высокая двигательная активность; достаточ­но вызвать его образное представление, чтобы соответ­ствующим образом активировался весь организм. Эта ак­тивация тем больше, чем меньше времени прошло с мо­мента запечатления.

Таким образом, запечатление можно считать непроиз­вольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатле­ния может иметь место и у взрослого человека. К сожа­лению, подобного рода случаи чаще всего приобретают

отрицательный характер и в последующем проявляют­ся как навязчивые состояния (навязчивые страхи, пред­ставления и т. п. ). Предпосылки для подобного впечатле­ния возникают в так называемых фазовых состояниях

. __ коры головного мозга, когда общий тонус психики зна-

1/1) чительно снижен.


Вот некоторые примеры такого отрицательного «про­граммирования». Бытует мнение, что если накануне че-довек чрезмерно утомился, то утром остатки утомления легко устранить, выпив большую чашку крепкого кофе. Не зная о том, что даже у нормально отдохнувшего чело­века большая доза кофеина часто вызывает сильное пси­хическое напряжение, страх, сердцебиение, некоторые пытаются «освежиться» крепчайшим кофе. В фазовом же состоянии, которым и является утомление, бывает доста­точно даже небольшой чашки кофе, чтобы вызвать выше­описанные симптомы, имитирующие приступ сердеч­ной недостаточности. Такой сердечный «приступ», сопровождаемый сильным страхом, фиксируется в па­мяти по типу запечатления и в последующем возникает всякий раз в обстановке, хоть чем-то напоминающей о нем, а иногда и при «беспричинном» воспоминании. Нам нередко приходилось встречать молодых, цветущих лю­дей, которые именно таким образом приобретали тягчай­ший невроз сердца, годами обследовались и безуспешно лечились.

Аналогично установочные реакции могут фиксиро­ваться и в памяти чрезмерно утомленного человека. Так, пожилой рабочий после ночной смены по пути домой переходил улицу в неположенном месте. Неожиданно появившаяся из-за поворота машина, отчаянно скрипя тормозами, остановилась в полуметре от него. Зафикси­ровавшийся в этой ситуации страх в дальнейшем превра­тился в невроз и в течение нескольких лет проявлялся мучительными переживаниями всякий раз, когда прихо­дилось переходить любую дорогу. Подобных примеров можно привести много.

Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устране­нию такого рода заболеваний способствует «перепро­граммирование» нервной системы с использованием для эт°й Цели фазовых состояний мозга, когда создаются не­обходимые условия для высокой действенности словесно­го и образного внушения и самовнушения.

Следует подчеркнуть, что активным началом меха­низма запечатления всегда является чувственный образ внешнего мира (другой человек, определенная жизнен­ная ситуация) или же образ собственного внутреннего. _. с°стояния. Для того чтобы этот механизм сработал, тре- l/l


 


 


 


буются два дополнительных условия: определенное (фа. зовое) состояние клеток мозга и выраженная эмоциоген-ность ситуации, вызывающая непроизвольное привлече­ние внимания на достаточно длительное время. При этих условиях чувственный образ прочно фиксируется в долговременной памяти и приобретает программирую­щую функцию.

Программирующая роль внутренних образов может проявляться и в обычных условиях при достаточно высо-/ ком психическом тонусе. Но для этого необходимо, что­бы человек периодически активно и целенаправленно сосредоточивал свое внимание на соответствующем об­разе, стараясь воспринимать его как объективную ре­альность. Именно в этом сущность самостоятельной! программирующей функции субъективных образов, программирующей роли представлений. Представлени­ем в психологии называют процесс отражения в цент­ральной нервной системе предметов и явлений.

Процесс самопрограммирования психики помога­ет решать множество разнообразных задач: приобре­тать необходимые знания, вырабатывать новые навы­ки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повыша­ется, если ускорить процесс изменения представле­ний о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения. Представления о себе складываются на основе оценки пройденного жизнен­ного пути, настоящего социального положения и отно­шения коллектива, на понимании уровня своего раз­вития и образования, на знании своего характера, вне­шности, состояния здоровья и т. п. Внешность, здоро­вье и другие физические особенности человека в оп­ределенной степени обусловлены случайными обсто­ятельствами. Тем не менее при необходимости и эти качества подлежат целенаправленной коррекции не только физическими, но и психическими методами воз­действия, основанными, как уже отмечалось, на актив­ной роли представлений.

Благодаря регулирующей роли сознания человек спо­собен в значительной степени абстрагироваться от 11Ч реальных воздействий и посредством представлении III воссоздавать действие прежних раздражителей или ясе>


конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение.

Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирова­ние привычек. В зависимости от поставленных жизнен­ных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и выра­батывать новые, более необходимые с точки зрения по­ставленных целей. Особую трудность представляют при­вычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр. ). В связи с этим полезно по­мнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче ис­коренить, чем обуздать».

Важное значение имеет выработка новых целесооб­разных привычек. При этом привычка может быть и спо­собом стихийного самопрограммирования, и методом це­ленаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспек­тив и целей.

К существенным программирующим механизмам от­носится речь. О психофизиологических механизмах речи подробно говорилось при описании особенностей гипноза и аутогенных тренировок. Однако и в бодрству­ющем состоянии речь сохраняет важную регулирующую и программирующую функцию. Еще И. П. Павлов отме­чал, что вторая сигнальная система есть высший регуля­тор человеческого поведения.

Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобре­ние и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности. Вспомним, к^к А. С. Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов», с величайшим удовлетворением воскликнул: «Аи да Пушкин, аи да молодец! »

Противоположная форма саморегуляции—самоосуж­дение и самонаказание. Являясь весьма действенным Редством самовоспитания, она представляет собой не-ходмый элемент внутренней работы по развитию вы- 1/3



сокой требовательности к собственным программам дея тельности. Однако следует при этом помнить, что высо­кая требовательность к себе не должна сочетаться с по­стоянным недовольством собой. Привычка к такой внут­ренней позиции может привести со временем к психиче-

: скому дискомфорту, к неверию в собственные возможно­сти, что нередко становится основой «комплекса неполно­ценности».

Среди других форм речевой саморегуляции назовем еще самоприказ, самопринуждение, самоподбадрива­ние. Программирующая роль таких активаторов, даже если они реализуются в виде внутренней речи, доста­точно высока. Это показано во многих психологических • исследованиях (например, в области психологии спорта).

; Одним из методов самопрограммирования является рефрейминг — как очень мощное средство коммуника­ции. В основной теории коммуникации существует ос-

: новная аксиома, что сигнал имеет значение только в тер­минах рамки или контекста, в котором он появился. Нео­жиданная задержка вылета самолета по расписанию

< является досадным недоразумением для пассажиров, ко-

• торые уже на борту, и неожиданным счастьем для опаз­дывающих пассажиров. В любом случае что-то, что вос­принято как преимущество или его отсутствие, опреде-

с ляется рамкой, в которой оно понимается. Эффективный рефрейминг приводит к изменению в опыте.

Рефрейминг — это паттерн (шаблон, стереотип, же-

с стко закрепленная программа действий, операций, со-

; бытии, каждое из которых происходит или производится в определенный момент) для создания рабочей рамки, в которой все части системы становятся расставленными в направлении достижения результата.

Рефрейминг (6-шаговый). Перед работой надо ввести в транс: рассказать о наличии положительного в поведе­нии; привести примеры других людей; рассказать, что сознание может отдыхать, а работать будет подсознание. Затем:

1. Определите паттерн X, подлежащий изменению.

2. Установите взаимодействие с частью, ответствен­
ной за паттерн:

а) будет ли часть меня, которая запускает паттерн Аг
. _.         взаимодействовать со мной сознательно?

1/4   б) определите сигналы, обозначающие ДАУНЕТ.


3. Установите различия между поведением (паттерн
X) и намерением части, отвечающей за поведе­
ние:

а) будешь ли ты согласна позволить мне узнать со­
знательно, что ты пытаешься сделать для меня?

б) если ответ ДА, то попросите часть, чтобы она со­
общила о своем положительном намерении (важ­
но переименовать части по имени);

в) является ли этот ответ приемлемым и имеющим
смысл для сознания?

г) обращайтесь теперь к части, которая запускала
паттерн X, как к части, имеющей конкретное по­
ложительное намерение У.

4. Создайте новое альтернативное поведение для
удовлетворения намерения. Попросите творчес­
кую часть генерировать новые выборы и часть,
отвечающую за поведение, выделять приемлемые
выборы, подавая сигнал ДА. Подождите, пока не
появится 3 сигнала ДА (то есть 3 новых варианта,
являющихся приемлемыми, доступными).

5. Ответственность.

Спросите у части, имеющей положительное на­мерение У: согласна ли ты взять ответственность за использование этих трех новых выборов?

6. Экологическая проверка.

Существует ли какая-либо часть меня, которая про­тив этих трех новых выборов? Если существует конф­ликт, повторите, начиная с шага 2.

Стрессогенные условия являются следствием опре­деленных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вмес­те с тем действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удов­летворить насущные потребности.

Важнейшим мероприятием, направленным на борьбу
со стрессом, является психотерапия. С помощью психо­
терапевта пациент должен принять ответственность за
Т0| чтобы вести себя адекватно стрессовой ситуации, атак-
*е изменить к стрессорам свое отношение. При этом ему
Необходимо понять, какие стрессоры воздействуют на
Него. Пациент может при этом избежать, уменьшить или. __
Модифицировать стрессовую реакцию.                                   1/5



Другая область психотерапевтического воздействия связана с выработкой модификаций поведенческого сте­реотипа. Она способствует возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессорпрежде, чем они вызовут у него стрессовую реакцию.

Психотерапию можно рассматривать как способ раз-решения внутреннего конфликта личности, который чаще всего является причиной стрессовой реакции.

Стресс является необходимым жизненным явлени­ем для человека. Он позволяет встретить возникшие труд. ности в состоянии «боевой готовности» и приспособить­ся к новым условиям. При повторении стрессоров чело­век приспосабливается к стрессу, и стрессорные реак­ции ослабевают.

Это значит, что в определенных пределах можно тре­нировать стрессоустоичивость психики. Руководитель с высокой психической устойчивостью (высоким уровнем интеллекта, эмоционально-волевой устойчивостью и личностно-профессиональными качествами) способен принимать адекватные решения в любых чрезвычайных ситуациях. А в некоторых условиях стресс может ока­зывать и положительное влияние на работоспособность человека.

Например, в отдельных видах творческой деятельно­сти, а также в спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который обусловлен активной положительной мотивацией и подготовкой к предстоя­щей деятельности.

Часто в ответ на воздействие стрессоров человек ме­няет свое поведение и осуществляет попытки направить свои усилия против источника стресса.

Изменение значимости события для человека явля­ется одним из важнейших путей сознательного управле­ния стрессом. Изменение попыток справиться с источ­ником стресса и изменение самой поведенческой реак­ции отличаются друг от друга.

При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение человека становится плохо управляемым. Это существенно влияет на попытки человека справиться с источником стресса.

Одним из средств избежать стресса является уход от стрессогенной ситуации; его легко достигнуть путем о дыха. Под отдыхом понимается активная деятельность


                                                                                       

которая исключает мысли о причинах стресса. Отдых предполагает переключение внимания на иные объек­ты, не имеющие никакого отношения к стрессу.

Поэтому в качестве противострессовых мероприятий полезно заняться рыбалкой, плаванием, прогулкой по лесу, рисованием, лепкой и др.

Положительное воздействие на психику человека оказывает также релаксация. Она рассматривается как проявление противострессорного механизма и способ­ствует защите от стрессов. Релаксация позволяет восста­новить внутреннее равновесие у человека.

Некоторые рекомендации по преодолению стресса. Единственный способ продлить свою жизнь — это ее не укорачивать.

Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение в виде подго­товки организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Стресс начинает воздействовать с утренней сумато­хи до позднего вечера и даже во время сна. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то же время дли­тельное воздействие отрицательных эмоций грозит опас­ностью возникновения многих психосоматических забо­леваний, таких как инфаркт, язва, гипертония, психичес­кие расстройства и т. п. Стресс — наш постоянный «по­путчик», поэтому с ним нужно считаться и в целях его снятия знать его природу и причины возникновения.

'2 П,

Вообразим первобытного человека — нашего дале­кого предка — и понаблюдаем за его внутренним со­стоянием и поведением в ситуации опасности. Итак, он спокоен, мирно сидит в тени дерева со своей семьей. Вдруг он услышал какие-то звуки, напоминающие рев зверя. Сначала вдали, затем все ближе и ближе. Насто­рожившись, он берет палку. Учащается дыхание, мыш-Цы напрягаются — человек готов к схватке. Он видит приближающегося зверя — огромного медведя, и в Душе у него начинается борьба. Им овладели, с одной стороны, страх перед разъяренным зверем, с другой стороны — желание победить в схватке и приобрести Необходимый запас еды. По мере приближения медве­дя психическое возбуждение у человека нарастает, он г°тов действовать. Окажись рядом современный врач, .. „ °Н бы установил, что у пациента учащенный пульс, по- I//

сихология здоровья



 


 


вышенное кровяное давление, а уровень «стрессовых» веществ в крови и моче превышает норму. Это, заклю­чил бы врач, стресс.

Возможные варианты поведения древнего человека в этой ситуации — бегство или победная схватка — не­пременно разрядили бы его психическое или физичес­кое напряжение.

Расслабившись, древний предок успокоился бы, нормализовались бы пульс и кровяное давление, уровень «стрессовых» веществ пришел бы в норму. Иными сло­вами, в организме человека произошла бы разрядка, стресс нашел бы выход и перешел в дистресс.

И сегодня человек реагирует на любую стрессовую ситуацию точно так же: психическим или физическим напряжением. По внешним признакам мы замечаем — лицо стало сумрачным, зубы сжимаются, голова уходит в плечи, мышцы (до боли! ) напрягаются.

Несбалансированный ритм современной жизни приво-диткдисгармонии нашего природного психосоматического равновесия, что крайне неблагоприятно отражается на потенциале как физического, так и психического здоровья. Найденный путь профилактики последствий стресса позволит значительно укрепитьпсихикучеловека, что край­не важно для того, чтобы он сполна смог испытать ощуще­ние счастья, гармонии и красоты.

Узнайте о том, как стресс реагирует на человека.

Что же мы знаем о стрессе и как человек реагирует на него? Разберемся в этом поподробнее.

Основные реакции человека на стрессы:

• частые стрессы, вызванные неблагоприятными
факторами (стрессорами), способные привести к
истощению всей защитной системы организма и в
дальнейшем к психосоматическим заболеваниям;

• пассивность, беспомощность, депрессии как след­
ствия неспособности противостоять стрессу;

• активная защита от стресса в виде волевого ухода
от нежелательной ситуации;

• активная релаксация (расслабление), которая, как
и предыдущая реакция, подвластна воле.

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различ- ны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности,  биологическую реакцию стресса.


Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческо­му организму.

Что же происходит в организме во время стресса? В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникают состояние тревоги, смятения, которые явля­ются автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному.

Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и привести организм в со­стояние высшей активности, что проявится в усилен­ном сердцебиении, повышении кровяного давления, в напряжении мышц и других изменениях, сигнализиру­ющих о готовности обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое на­силие) или же не очень (словесное оскорбление, вызы­вающее поведение), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большин­стве случаев вы не нападаете и не бежите (как в приве­денном выше случае с первобытным человеком), но ваша нервная система функционирует так же, как и у дале­кого предка.

Механизм реакции тревоги при стрессе был под­робно проанализирован американским физиологом Уолтером Кенноном в 1935 г. Поведенческая актив­ность человека им была определена как реакция борь­бы или бегства.

Информация о реакции тревоги, как считает У. Кен-нон, поступает в мозг, где имеется особая «ретрансляци­онная станция» — гипоталамус, отсюда через нервные окончания передается в надпочечники.

Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых» гор­монов — адреналина и норадреналина, которые разно­сятся сосудами по всему телу. Из мозга поступают осо­бые сигналы, приводящие весь организм к психическо­му напряжению и готовности действовать.

Недавно было доказано, что при физическом стрессе Надпочечники выделяют преимущественно норадрена-лин, при психическом (тревога, страх, ярость) — прежде. __ всего адреналин. Однако и тот и другой гормон учащают 1/и


 


 


 


пульс и дыхание, повышают кровяное давление, что по цепной реакции приводит в конце концов к сердечно­сосудистым и психическим заболеваниям.

К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся:

гормон «эндорфин», оказывающий действие, по­
добное действию морфия, способного снимать
боль в тех случаях, когда терпеть ее физически
просто невозможно. Было установлено, что при
стрессах уровень эндорфинов в крови снижается.
Главной же функцией этого гормона согласно ис­
следованиям последних лет является передача ин­
формации (в данном случае — возбуждения) по
нервным волокнам с частичным болеутоляющим
эффектом;

цереброгастроинтестинальные гормоны, имею­
щие отношение к желудку. Результаты новейших
исследований подтверждают, что при стрессе уро­
вень их содержания в крови снижается, что может
стать причиной серьезных заболеваний желудка
и толстого кишечника;

• так называемые инфекционные гормоны. Врачи
давно уже обратили внимание на то, что люди, ча­
сто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораз­
до большей степени подвержены инфекционным
заболеваниям, например гриппу. Причина кроет­
ся в том, что стресс, атакуя иммунную систему орга­
низма, способен повышать ее восприимчивость к
инфекциям. Другими словами, стресс способен
подавить защитное и профилактическое действие
иммунной системы, что приводит организм к по­
тере способности защищать себя от микроорганиз­
мов (вирусов, бактерий). Образно говоря, широко
распахиваются ворота для проникновения в орга­
низм различных инфекций.

По мнению специалистов, стресс может вызвать нарушение в работе любых органов. Условно их можно свести к пяти системам:

1. Желудочно-кишечная. Выход эмоций чаще всего ведет к хроническим расстройствам желудка, нервным , в - болям в животе, язвам пищеварительного тракта и дрУ' 10 U гим психосоматическим заболеваниям.


2. Жевательная. В трудные ситуации многие из нас,
сжав зубы, идут на самое неприятное для них дело.
Недопустимо, пользуясь зубами, давать выход своим огор­
чениям, так как можно добиться нарушения соответствия
челюстей, т. е. прикуса. Как утверждают специалисты в
этой области, это является первопричиной хронической
боли головы, шеи и плеч, а также других частей тела.

3. Мышцы спины. Они являются в отличие от других
мышц, пожалуй, главной мишенью для накопления на­
пряжения. Это связано с их слабостью и недостаточной
гибкостью из-за отсутствия физической нагрузки.

4. Сердечно-сосудистая. Сюда входят сердце и мыш­
цы, соединенные сосудистой системой. Основными
проявлениями стресса в этой системе обычно являются
частые боли в груди.

5. Кожная. Стресс в этой области может вызвать
покраснение кожи, появление прыщей. В более острой
форме это может проявиться в экземе и других заболе­
ваниях кожи.

Перечисленные выше последствия стресса не исключают друг друга, они могут, что чаще всего бывает, сменять друг друга. Все эти симптомы, будучи общей реакцией организма на стресс и напряжение, действу­ют как адаптационная способность сопротивляться. А поскольку последствия слабого сопротивления накап­ливаются, необходимо снимать их и, если необходимо, лечить, как только они появляются.

Напомним, что существует тесная связь между стрес­сом и старением.

Старение есть итог всех стрессов, которым подвер­гался организм в течение всей жизни.

Под влиянием интенсивного стресса реакция трево­ги, фаза сопротивления и фаза истощения быстро сме­няют друг друга. Любой стресс может после себя оста­вить необратимые химические рубцы, накопление кото­рых и обусловливает признаки старения тканей. Есть принципиальные различия между износом организма и его старением. Износ, считает Г. Селье, это скорее ре­зультат стресса, а накопление неустранимых поврежде­ний — это старение.

Возникающие «пигменты старения», особенно в клет­ках сердцаипечениупожилыхлюдей, можно увидеть даже Под микроскопом. Это своего рода нерастворимые осадки, 181


     


которые приводят к потере эластичности соединительных тканей, затвердеванию стареющих кровеносных сосудов. У молодых поврежденные частицы ткани легко компенси­руются здоровой тканью, у пожилых же людей потери за­мещаются рубцами из соединительных тканей. Они накла­дываются, по мнению специалистов, на «химические шра­мы» — нагромождения обменных шлаков, в результате чего не могут быть выведены из организма.

Однако успешная деятельность, какой бы напряжен­ной она ни была, оставляет значительно меньше рубцов, чем деятельность, результатом которой были удручаю­щие неудачи. Для жизнерадостно-преуспевающих лю­дей жизнь всегда становится своеобразным досугом, поскольку их занятия им всегда по душе.

Регулярно проводите аутодиагностику стресса. Ког­да вам удастся познать свой личный стресс и до конца выяснить конкретные причины, его вызывающие, это будет означать, что вы готовы научиться управлять стрессом. Стрессовое напряжение может возникнуть в различных жизненных ситуациях. Вот одна из них, наи­более знакомая автомобилистам. Вы ведете машину по шоссе, и вас начинает обгонять другой водитель, при­чем не просто обгоняет, но и «подрезает» вашу машину. Эта внезапная, непредвиденная ситуация вызывает у вас естественную реакцию: учащаются пульс и дыха­ние, напряжены шейные и плечевые мышцы, вы рас­сержены и начинаете громко ругаться. Только спустя несколько минут после этой стрессовой ситуации вы успокаиваетесь и внешний вид приходит в норму.

Физические и психические реакции на стрессовый им­пульс многовариантны. Уже само по себе возникновение стрессовой ситуации влечет за собой негативные последст­вия: боли в области желудка, частое мочеиспускание, го­ловные боли, невозможнос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...