Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И колакретов.., а тем, которые принадлежат к классу фе-дал участие только в народном собрании и судах.




Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктор юридических наук

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

А.В.ИВАНЧЕНКО

В.В. СУДАРЕНКО

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая книга включает ряд очерков, объединенных об­щей темой: «История выборов и избирательного права». Ее из­дание во многом обусловлено реалиями российской действитель­ности последних лет. Развитие и упрочение демократических институтов, кардинальное изменение системы органов государст­венной власти способствовало вовлечению миллионов граждан Российской Федерации в общественно-политическую деятель­ность. Это проявилось в создании многочисленных партий и не­правительственных организаций, проведении массовых митин­гов и демонстраций. Но наиболее масштабным явлением граж­данской активности стало участие населения в выборах. Дейст­вительно, избирательные процедуры являются самыми доступ­ными и распространенными формами участия граждан в приня­тии решений, затрагивающих интересы всего общества.

В странах с устоявшейся демократической формой правления выборы давно стали обыденной, «рутинной» процедурой. Для России они все еще остаются чрезвычайно важным событием. Отсюда и большой общественный интерес ко всему, что так или иначе связано с всенародной подачей голосов.

Современная Россия уже имеет собственный опыт проведе­ния выборов. Это обстоятельство никоим образом не уменьшает, но придает еще большую актуальность изучению избиратель­ных законов и иных правовых норм других стран и эпох.

Отличительной чертой сегодняшнего дня является растущий интерес населения к знаниям основ государственного устройст­ва, конституционных прав и обязанностей граждан, принципов организации органов власти. Не последнюю роль в этом процес­се играет школа. В средних общеобразовательных учебных за­ведениях, лицеях, гимназиях ширится сеть специализированных классов, учебных групп и факультативов, углубленно изучающих правовые дисциплины и тесно связанные с ними фундаменталь­ные понятия политологии. Неизменно высок интерес учащейся аудитории и к проблемам истории. Все больше приверженцев становится у нового междисциплинарного учебного курса «Граж-дановедение».

С 1995 г. в Российской Федерации действует программа, пре­дусматривающая ряд мер, направленных на создание условий для ознакомления учащихся средних, специальных и высших учебных заведений с основами теории и практики избирательно­го процесса. С актуальностью этой программы трудно не согла­ситься. Комплексное изучение одного из важнейших конститу-

ионных прав - права избирать и быть избранным - позволит оЛодым гражданам осознать серьезность такой простой, на пер­вый взгляд, процедуры как выборы.

В рамках Федеральной программы повышения правовой куль­туры избирателей и организаторов выборов выходит в свет и книга, с которой предстоит познакомиться читателям. Институт выборов в его ретроспективе еще не стал предметом пристально­го внимания отечественной исторической науки. Исследователя­ми рассмотрены лишь отдельные аспекты избирательной практи­ки, связанные прежде всего с процессом функционирования госу­дарства, формирования властных структур и других явлений это­го ряда. В настоящей книге авторский коллектив попытался по­казать читателям выборы как социокультурный феномен, прохо­дящий красной нитью через историю человечества, начиная с са­мых древних и примитивных людских сообществ и заканчивая цивилизацией нового времени. Авторы считали необходимым рас­смотреть основные черты избирательных норм и процедур не изо­лированно, а в историческом контексте, на фоне сопутствовавших им политических событий, этапов развития государственности.

Понятие «выборы» имеет различное содержание в различные эпохи. Порой оно бывает весьма далеким от того значения, кото­рое мы придаем ему сегодня. Очень важно выявить конкретный смысл этого понятия в каждый исторический период. На стра­ницах «Очерков» читатели найдут ряд деталей, отражающих живую практику избирательного процесса.

При написании данного пособия авторы-составители опира­лись на широкий круг отечественной и, в меньшей степени, зару­бежной литературы, посвященной развитию общества и государ­ства различных эпох. Особенно важными были труды С.Л Ут-ченко, Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко, Е.М. Штаерман, И.Л. Маяк, С.Д. Сказкина, В.В. Стоклицкой-Терешкович, Е.В. Гутно-вой, А.Р. Корсунского, Л.А. Котельниковой, В.И. Рутенбурга, А.А. Сванидзе, Н.А. Хачатурян, И.Я. Фроянова, В.Л. Янина, Л.В. Черепнина, СО. Шмидта, Н.П. Ерошкина, Е.А. Скрипилева и ряда других, без которых создание наших очерков было бы не­возможным.

«Выборы всегда интересное явление», - заметил однажды То­мас Карлейль. Чтобы сделать изложение более живым и нагляд­ным, в книгу включены иллюстрации, тексты исторических доку­ментов и отрывки из литературных произведений. Выборы на­шли отражение в разнообразных отечественных и зарубежных источниках. Среди них - политические трактаты и речи мысли­телей Древней Греции и Рима, избирательные надписи, обнару­женные в Помпеях, фрагменты средневековых западноевропей­ских хроник, берестяные грамоты древнего Новгорода, докумен­ты, относящиеся к первым векам существования английского парламента, публицистика времен Французской революции, ме-муары русских общественных деятелей начала XX века. Авто-Рьсоставители стремились по возможности полно осветить кор-

НЫ-СОС'

'-2-1606

пус правовых норм, на основании которых осуществлялось из­брание членов представительных органов власти и должност­ных лиц. С этой целью приведен ряд юридических документов, позволяющих получить представление об истории правовой рег­ламентации избирательных процедур. С помощью всех этих ис­точников читатели смогут попытаться реконструировать выборы как события повседневной жизни, вступить в диалог с прошлым.

Также хотелось бы сказать несколько слов о наших будущих читателях. Эта книга является учебным пособием, адресован­ным преподавателям средней общеобразовательной школы, ве­дущим занятия по истории, праву и граждановедению. Вполне естественно, что наряду с традиционными историческими дис­циплинами и отраслями права, в школьной аудитории будет изу­чаться и социальный опыт электоральной практики прошедших веков.

Вышесказанное вовсе не означает, что книга имеет исключи­тельно «школьную» ориентацию. В настоящее время методиче­ские пособия, использующиеся в учебных целях, одновременно являются также и научно-популярными изданиями. «Очерки по истории избирательного права» могут быть отнесены к указан­ной категории изданий.

В связи с этим авторы считают необходимым кратко охарак­теризовать структуру своей книги. Генезис выборов показан в книге на примерах истории европейских государств, включая Рос­сию.

Два первых очерка посвящены избирательной практике двух великих государств античности - Древних Афин и Древнего Рима. В них показана роль и функциональное назначение избиратель­ного процесса в условиях так называемой «прямой», «непосред­ственной» демократии, когда верховным носителем политичес­кой власти являлась гражданская община. Выборы были неотъ­емлемой частью повседневной жизни древних греков и римлян. С помощью избирательных процедур коллектив полноправных граждан принимал или отклонял законы, назначал своих членов на ответственные государственные должности, решал другие важ­ные вопросы, затрагивающие интересы полиса или республики.

При всей специфичности выборов в античную эпоху первый элек­торальный опыт на территории Европы представляется весьма цен­ным. Наследием Греции и Рима стали такие в!ажные элементы из­бирательного законодательства, как письменная фиксация юриди­ческих норм, по которым проводились выборы, установление пе­речня должностных лиц, подлежащих избранию, четкие временные промежутки между выборами, два типа голосования: тайное и от­крытое. Наконец, античность сформировала основные критерии, по которым определялся правовой статус избирателей и кандидатов, претендующих на занятие выборных должностей.

В третьем, четвертом и пятом очерках речь идет о вкладе, вне­сенном в историю выборов эпохой западноевропейского средне­вековья. Третий очерк рассказывает об элементах выборности,

существовавших у германских племен в первые века п. э., а так-же в варварских королевствах, сложившихся в Европе после падения Западной Римской империи. Особое внимание уделяет­ся эволюции народных собраний, различным органам самоуправ­ления и ритуалам избрания «конунгов» и королей.

В четвертом очерке рассматривается своеобразие выборных институтов в средневековом (прежде всего итальянском) горо­де. Большое внимание уделяется анализу статутов и иных доку­ментов, в которых были узаконены права горожан избирать ор­ганы местного управления. Их изучение позволяет сделать вы­вод о том, что выборы как элемент городской культуры во мно­гом способствовали формированию правосознания у значитель­ной части населения.

Пятый очерк посвящен истории происхождения и развития представительных органов периода сословной монархии в За­падной Европе. В центре внимания находятся английский пар­ламент и Генеральные Штаты Франции. Автор очерка просле­живает историю формирования депутатского корпуса парламен­та и Штатов и выявляет особенности избрания депутатов этих ассамблей, уделяет внимание генезису выборного законодатель-ств а.

Предметом рассмотрения шестого и седьмого очерков явля­ются избирательные нормы и процедуры, сложившиеся в эпоху Великой французской революции, а также на протяжении XIX столетия в основных европейских государствах. Период XVIII -XIX вв. стал временем, когда в условиях революционных вы­ступлений населения постепенно выкристаллизовались основные черты современного избирательного права, сложилась привыч­ная нам форма подачи голосов. В течение XIX в. во всех госу­дарствах Европы был узаконен принцип разделения властей, об­разовались представительные органы власти, депутаты которых избирались населением. Право голоса стало неотъемлемым пра­вом личности. В конституциях большинства европейских госу­дарств появляются разделы, регламентирующие основные пра­вила проведения общенациональных избирательных кампаний. Повсеместно распространился тайный способ подачи голосов с использованием избирательных бюллетеней или записок.

В восьмом, девятом и десятом очерках раскрывается своеоб­разие отечественного опыта организации выборов различных должностных лиц и представительных органов власти. Хроно­логические рамки этой части книги обширны: X - начало XX века. История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа долж­ностных лиц на вечевых собраниях. Особенно яркие примеры Дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архи­епископ, старосты) избирались на определенный срок на общем

1-2'

собрании горожан. Институт выборов играл здесь важную об­щественно-политическую роль.

Еще одной яркой страницей в истории избирательных тради­ций нашего государства стало формирование представительных учреждений сословной монархии - земских соборов. В условиях Смутного времени складывается практика делегирования раз­личными сословиями своих депутатов для обсуждения важных государственных вопросов. Она способствовала росту общест­венного и национального самосознания в переломный для Рус­ского государства этап истории.

Становление абсолютной монархии прервало традиции фор­мирования российских общегосударственных представительных институтов, которые вновь появились уже в иных исторических

условиях.

Выборы в I-IV Государственные думы, несмотря на их огра­ниченность, стали важным событием российской общественно-политической жизни начала XX века. Они явились первым опы­том относительно широкого участия граждан в управлении го­сударством через своих представителей, подготовили условия для дальнейшего совершенствования избирательного права. В 1917 г. депутаты Учредительного собрания были впервые выбраны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Последний, одиннадцатый очерк, автором которого является член Центральной избирательной комиссии Российской Федера­ции, доктор юридических наук Ю. А. Веденеев, посвящен неко­торым теоретическим аспектам современного состояния право­сознания и его реализации в ряде законодательных актов, со­ставляющих корпус современного отечественного избирательного

права.

Очеркам сопутствуют методические приложения, призванные помочь учителю в подготовке и проведении уроков. Кроме текс­тов для чтения, в них содержится ряд примерных вопросов и заданий для учащихся, а также список литературы по теме. Эти материалы носят рекомендательный характер.

Работу с пособием призван облегчить справочный аппарат, который включает словари географических названий, имен, исто­рических терминов и понятий.

Авторский коллектив, разумеется, не мог осветить все пробле­мы, так или иначе связанные с историей выборов. За рамками очерков остались многие важные сюжеты: средневековые тра­диции избрания ректоров в европейских университетах, практи­ка выборов высших иерархов христианской церкви, избиратель­ный опыт испанских кортесов и польских сеймов. Развитие аме­риканской электоральной системы, избирательные процессы XX столетия в Европе и России после 1917 г. также не представлены в книге, так как должны, по нашему мнению, составить предмет отдельного повествования.

Надеемся, что в будущем нам удастся восполнить эти пробелы и

внести необходимые дополнения в содержание книги. Не послед­нюю роль в этом должны сыграть благожелательные замечания чи­тателей «Очерков».

Авторы-составители считают своим приятным долгом выра­зить признательность тем, кто принимал участие в данном изда­нии.

Данное учебное пособие смогло выйти в свет благодаря под­держке нашей инициативы Председателем Центральной избира­тельной комиссии Российской Федерации А.В. Иванченко, Пред­седателем комитета Совета Федерации по науке, культуре, обра­зованию, здравоохранению и экологии, Губернатора Калужской области В.В. Сударенковым, членами Центральной избиратель­ной комиссии Российской Федерации Ю.А Веденеевым, О.Н. Волковой, Н.Т. Рябовым, Председателем избирательной комис­сии Калужской области В.В. Жидких.

Коллектив авторов искренне благодарит кандидата историче­ских наук Н.А. Богодарову, осуществившую редактирование «Очерков». Ее замечания и предложения оказали существен­ную помощь всем авторам этой книги. При подготовке издания были учтены также ценные замечания и предложения рецензен­тов - доктора исторических наук, начальника Отдела русского народа Министерства Российской Федерации по делам нацио­нальностей и федеративным отношениям А.В. Никонова и док­тора исторических наук, директора Департамента образования и науки Калужской области В.Я. Филимонова.

Считаем также необходимым отметить значительную работу по оформлению книги, проделанную Н.О. Майоровой.

 

.

 

Очерк первый

Народовластие

в Афинском государстве

Основные вопросы:

1. Институты афинской демократии в VIII - VI вв. до н. э.

2. Политические права и свободы афинского гражданина.

3. Избирательные процедуры в афинском государстве.

Политическая жизнь государств Древней Греции вошла в ис­торию человечества как один из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Идеи и принципы наро­довластия, выработанные древнегреческой цивилизацией, оказа­ли большое влияние на теорию и практику государственного строительства последующих эпох. Именно на земле древней Эллады берут свое начало фундаментальные понятия демокра­тии: верховенство закона, выборность властных органов и долж­ностных лиц, активное участие граждан в решении государст­венных вопросов.

В данном очерке рассматривается важный аспект истории античного общества - особенности народовластия в Древних Афинах. Здесь наиболее ярко проявилась система прямой демо­кратии, позволяющей свободным и полноправным жителям при­нимать законы, избирать состав различных органов, управляю­щих АфинаМи.

1. Институты афинской демократии в VIII - VI вв. до н. э.

Начало истории Афинского государства относится к первой половине II тысячелетия до н.э. В этот период на территории Греции развивалось несколько царств, во главе которых стояли монархические династии. Афины уже существовали и были зна­чительным поселением, однако уступали по численности населе­ния, уровню богатства и могущества другим городам Балканско-

го полуострова: Микенам, Фивам, Пилосу.

В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, назван-ные античными историками «дорийцами». Под натиском этих поварских народов рухнули древнейшие греческие царства. Го­рода были разрушены, значительная часть населения уничтоже­на' Постепенно "были утрачены навыки ремесла и письменности. Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в Х1~1Х вв. до н.э. известны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум эпическим поэмам, созданным в первой ио-ловине VIII в. до н. э. и приписываемым полулегендарному по­эту Гомеру. По сложившейся традиции период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеровским».

В гомеровский период Афины постепенно развиваются и ук­репляют свой военный и экономический потенциал. Аттика (об­ласть, над которой господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия, и это обстоятельство во многом способствовало ее будущему расцвету. Аттическая Гре­ция подразделялась на роды, братства {фратрии) и племена {филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управле­ния: Народное соорание {Экклесия), войско и царя (филобаси-лея). Высшим властным институтом считалось Народное собра­ние, куда имели доступ все свободные люди, имевшие право но­сить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общи­ны, не посоветовавшись с войском и не получив его согласия на те или иные действия. Воины должны были поддержать намере­ния филобасилея или отклонить их. В действительности воз­можности Собрания были весьма ограничены: его ход, а также его постановления во многом предопределялись предваритель­ным решением аристократических кругов.

Рассмотрим порядок проведения Народного собрания гоме­ровского периода, используя данные, содержащиеся во второй песне «Илиады». Один из вождей греков - Агамемнон - созыва­ет собрание воинов для того, чтобы убедить их продолжать осаду Трои. Экклесии предшествует совет знати, где происходит пер­воначальное рассмотрение вопроса:

И Атрид повелел провозвестникам звонкоголосым Всех к собранию кликать ахейских сынов кудреглавых. Вестники подняли клич, - и ахейцы стекалися быстро. Прежде же он посадил на совет благодумных старейшин, Их пригласив к кораблю скиптроносного старца Нелида. Там Агамемнон, собравшимся, мудрый совет им устроил.

(Гомер. Илиада. II, 50-55. Л., 1990. С. 20)

На Собрании часто возникали конфликтные ситуации, стычки между различными противоборствующими группировками. Ари­стократы нередко применяли силу, убеждая соплеменников в не­обходимости принятия того или иного решения. В приведенном эпизоде второй песни «Илиады» царь Одиссей по-разному ведет

себя, разговаривая на Собрании с знатными людьми и простыми воинами. К первым он обращается достаточно корректно:

Там, властелина или знаменитого мужа встречая, К каждому он подходил и удерживал кроткою речью: ■«Муж знаменитый! тебе ли, как робкому, страху

вдаваться?

Сядь, успокойся и сам, успокой и других меж народа».

(Гомер. Илиада. II, 188-191. С.23)

Со вторыми же Одиссей поступает более решительно:

Если ж кого-либо шумного он находил меж народа, Скиптром его поражал и обуздывал грозною речью: «Смолкни, несчастный, воссядь и других совещания слушай, Боле почтенных, как ты! Невоинственный муж

и бессильный,

Значащим ты никогда не бывал ни в боях, ни в советах. Всем не господствовать, всем здесь не царствовать нам,

аргивянам! Нет в многовластии блага; да будет единый властитель».

(Гомер. Илиада. II, 198-204. Там же)

Наряду с письменными и другими материальными источни­ками поэмы Гомера раскрывают перед нами картину достаточно примитивного социального устройства. Древнегреческое обще­ство этого периода стоит на пороге образования классов и орга­нов государственной власти. Среди массы рядовых членов об­щины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было абсолютным и основывалось в значительной степени на авторитете военной силы.

Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось влияние аристократов (эвиатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство. Греки назвали это явление синойкизмом яла «сселением». Афины на­чинают доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая система органов власти для всех фил.

Постепенно община приобретает качественно новые полити­ческие основы своего существования. В условиях постоянной уг­розы нападения извне особенно актуальной была проблема за­щиты поселений от агрессивных соседей. Полноправные жители Аттики были не просто земледельцами и ремесленниками. Каж­дый взрослый мужчина был обязан в случае войны выступить с оружием в составе ополчения. Совместное участие в таком важ­ном деле, каким было несение воинской службы, неизбежно при­водило к распространению принципа равенства и на другие сфе­ры жизнедеятельности общины, среди которых важное место за-

нимало управление государством.

Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах Эллады) обладала определенная часть населения. В категорию полноправных граждан включались мужчины, достиг-

шие совершеннолетия, обладавшие земельной собственностью и способные нести военную службу.

Территория, управлявшаяся при самом широком участии насе­ления, получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности народовластия в Афинах, мы должны помнить о его полисной основе. Взаимоотношения человека и государства име­ли здесь ряд характерных черт. Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую активность, выполнять воен­ные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени общины. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность, лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у всех одинаковы, то они (афи­няне - Прим. авт.) жили с чувством гражданской свободы в душе» (Лисий. Надгробное слово в честь афинян, павших при защите Коринфа. 18 // Лисий. Речи. М., 1994. С.61).

Другой существенной стороной полисного устройства было подчинение воли отдельного человека общему решению. Поста­новления, принятые большинством голосов, были обязательны­ми к исполнению.

Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э. Имущественное расслоение в обществе достигло в это время значительных масштабов. В условиях постоянных набегов аг­рессивных соседей, частых неурожаев, неблагоприятных природ­ных факторов, рядовые земледельцы были вынуждены прибе­гать к помощи знати. Аристократия стремилась использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую могли предоставить лишь свою личную свобо­ду. В результате тысячи людей попадали в долговое рабство, теряли экономическую независимость и свободу.

В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части свободных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных обществах и, в частности, в Древних Афинах, благодаря особенностям полисного устройства, удалось приостановить ход разорения граждан. Ряд факторов, среди ко­торых не последнюю роль играл рост общественного сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному Деятелю Афин Солону осуществить преобразования, которые зна­чительно расширили права граждан и способствовали сохране­нию и упрочению основ полисной демократии.

Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет Четырехсот, коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры.

Ареопаг представлял собой совет старейшин родовой знати. o члены (а эта должность была пожизненной) наблюдали за

Афины. I в. н. э. Современная реконструкция.

соблюдением законов гражданами и должностными лицами, уча­ствовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырех­сот представлял Народное собрание в перерывах между его за­седаниями. Реальная власть находилась в руках девяти архон­тов («начальствующих»). Архонт-эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год. Архонт-басилей ру­ководил проведением общеполисных празднеств в честь богов и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприношения. Данные представительские функции, имевшие сакральную осно­ву, делали эту должность весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал войсками. Шесть архон-тов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.

По предложению Солона были произведены изменения в го­сударственном устройстве Афин. К участию в непосредствен­ном управлении городом были привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня их богатства, но его законодательство положило предел порабо­щению свободных людей (было отменено долговое рабство) и четко определило степень участия в государственных делах всех социальных групп.

Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На осно­вании оценки имущества он ввел разделение на четыре клас­са... - на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов -должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-

и колакретов.., а тем, которые принадлежат к классу фе-дал участие только в народном собрании и судах.

К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и

жидких продуктов; к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содер­жать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а ос­тальные - к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности» (Аристотель. Афин­ская полития. 7, 3-4 // Античная демократия в свидетельст­вах современников. М., 1996. С. 35).

В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие государственные должности. Отныне началь­ником полисного войска {стратегом) мог быть только земле­владелец. Лопавшие в разряд фетов участвовали в выборах долж­ностных лиц, но сами не могли исполнять никакой государствен­ной службы.

Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Со­лон строго обозначил обязанности Народного собрания, проце­дуру его созыва и проведения. Собрание проводилось практиче­ски каждую неделю (всего сорок раз в году, не считая чрезвы­чайных). К числу его важнейших функций относились объявле­ние войны и мира, издание законов, избрание должностных лиц афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа, выраженная путем общего голосования в Собра­нии, приобретала силу закона (нома), обязательного для всех. Постановления Народного собрания (псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».

В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четы­рехсот (Буле). В него входило по сто представителей ото всех афинских фил. Совет рассматривал законопроекты, прежде чем они поступали на утверждение в Народное собрание. При Соло­не функции Ареопага изменились. Ранее он назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отны­не совет Ареопага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В его руках еще оставался ряд полномо­чий: он мог привлекать к ответственности должностных лиц, опротестовывать решения Совета и Собрания.

Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и члены низшей, четвертой имущественной груп­пы. Число судей было значительным. В V веке до н.э. оно до-стигало шести тысяч человек (пять тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей должно было,

по мнению афинян, сделать невозможным их подкуй, а следова­тельно, гарантировать справедливость процесса. Для формиро­вания коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по

жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством принимал Клисфен. Новые демократические ре­формы, направленные на усиление власти Народного собрания, и дальнейшее развитие принципа выборности должностных лиц были проведены под его руководством.

Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по тер­риториальному принципу. Это подрывало устои родовой аристо­кратии, традиционно имевшей в филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых административ­ных единиц. Каждая фила включала три округа: в Афинах, в приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали демы (их было около ста). Эти меры преследо­вали ясную цель: разрушить связи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел региональному се­паратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали преоб­разования, осуществленные Клисфеном. Вот что писал по этому поводу Аристотель. «Для такой демократии полезны, далее, и те установления, которыми воспользовался в Афинах Клис­фен в целях усиления демократии, равно как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые филы и фратрии, притом увеличить их число.., чтобы все граждане как можно больше перемешались между собой, а прежние со­единения распались» (Аристотель. Политика. VI, 1319 Ь, 11 / / Аристотель. Сочинения. Т.4. М., 1984. С. 577).

Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с новым административным делением вме­сто Совета Четырехсот был образован Совет Пятисот. Он со­стоял из десяти секций по пятьдесят человек, выбранных по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (при-таны) исполняли свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридцати лет. Каждая секция заведо­вала делами в течение 35-36 дней в году, по очереди, как выпадет

Булевтерий в Милете. Современная реконструкция.

жребий- Секция готовила предложения для внесения в Совет, созывала заседания Буле и Экклесии и руководила ими. Из при-танов на сутки (также по жребию) выбирался эпистат - предсе­датель, который руководил всем Афинским государством. Он возглавлял также и Народное собрание, предлагая его участни­кам рассмотреть внесенные предложения.

Отсутствие члена Совета на заседании по неуважительным причинам наказывалось штрафом в размере одной драхмы за каждый день пропуска. Эта мера была призвана дисциплиниро­вать лиц, исполняющих общественные должности.

Народный суд также стал избираться по жребию из предста­вителей десяти фил, в возрасте свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функции неограниченное число раз.

По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее члены выбирались сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное командование армией и флотом. Пред­седатель этой коллегии, как и председатель Совета Пятисот, ме­нялся ежедневно. Основным критерием для выдвижения в чле­ны коллегии стратегов являлось наличие у кандидата земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «За­коны предупреждают каждого оратора и стратега, который стремится приобрести доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами, чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в качестве залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить на­родом» (Динарх. I, 71 // Античная демократия... С. 224).

Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать общественные должности, уча­ствовать в заседаниях народного собрания и суда. Состоятель­ные граждане были обязаны регулярно вносить крупные денеж­ные суммы для организации общественных религиозных празд­ников, содержания и оснащения военных кораблей.

В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла уг­роза персидского завоевания. Афинская демократргя с честью выдержала испытание войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплектовавшейся из числа двух первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачива­емая служба на военных судах резко повысила авторитет низ­ших афинских социальных групп. Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании Со­брания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего Города, так как усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» (Элиан. Пестрые рассказы. III, 17. М., 1995. С. 33).

Фукидид.

Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории афинского народовластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл. Им удалось провести в Народном собрании ряд предложе­ний, в результате которых Ареопаг окончательно утратил остатки поли­тической власти. За посещение На­родного собрания и несение государ­ственной службы была введена пла­та, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев афинских граждан. Архонты полу­чали за день заседания четыре обо­ла, члены Буле - пять оболов, а су­дьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола). Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом обменивались на три, а позднее на девять оболов. Покупательная стоимость афинского обола (1/6 драх­мы) была относительно невелика. На эти деньги (своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог купить себе пищу на один день.

Эти меры способствовали привлечению большей части насе­ления к реальному участию в управлении государством и ослаб­лению влияния аристократических кругов.

Эпоха Перикла не случайно названа исто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...