Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конформизм (влияние большинства)




Конформизм (влияние большинства)

Разновидность социального воздействия, результатом которо-го является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с коснос-тью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам об-щественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление. Считается, что конформизм обус-ловлен двумя главными причинами:

Нормативное воздействие: конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребнос-тью в одобрении окружающих.

Информациоиное воздействие: конформизм вызван неуверен-ностью и желанием поступать «правильно».

Наиболее известные исследования в области конформизма были проведены в 1950-е годы Соломоном Эшем. До наших дней любая ситуация, в которой большинство оказывает воздействие

10*

к

Сколько раз каждый участник соглашался с мнением большинства

Основные открытия Эша в области конформизма.

Участников просили сказать вслух, какая из трех строк совпадает

с контрольной строкой. В двенадцати из восемнадцати попыток

другие участники (сообщники экспериментатора) единогласно

давали неверный ответ. Если кто-то из первой категории

участников присоединялся к ним, то считалось,

что он соглашается с мнением большинства

на взгляды аберрантной* личности, известна как «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением большинства, отдельные люди выказывают склонность отвергать свидетельства, полученные через собственные органы чувств, и соглашаться с большинством. Дальнейшие исследования показали, что склонность к конформизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства.

Однако следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). Как в экспериментальных условиях, так и в реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей, не изменяя своих истинных убеждений (нормативное воздействие). Некоторые критики утверждают, что изучение конформизма обусловлено специфическим культурным и историческим контекстом. Потребность в конформизме, по их мнению, не так уж велика (см. также Инновации: влияние меньшинства).

* АЬеггаге (лат. ) — заблуждаться, отклоняться от чего-либо (например, от истины).

к

Концентрированное научение

Экспериментальная схема, при которой организм пытается вы-полнить серию задач научеішя без периода отдыха между попытка-ми. Процесс научения становится менес эффективным (т. е. требует большего числа попыток), чем в том случае. когда попытки разде-лены во времсни (распределешюе иаучеіше).

Концепция (идея)

Внутреннее представление о чем-либо. К примеру, мы можем понять концепцию честности, если каким-то образом представим себе эту идею. Считается, что дети получают идею о предмете, ког-да осознают, что предмет продолжает существовать, даже в том случае, если его не видно.

Кора головного мозга

Слой серого вещества, покрывающий мозговые полушария боль-шого мозга. Кора головного мозга подразделяется на четыре доли: лобные, затылочные, височные и теменные. Часть коры, покрываю-щая большую часть поверхности полушарий мозга, называется нео-кортексом, так как она сформировалась на заключительных стадиях человеческой эволюции. Неокортекс можно подразделить на зоны в соответствии с их функциями. Разные части неокортекса связаны с сенсорными и моторными функциями; соответствующие участки коры головного мозга участвуют в планировании движений (лобные доли) или связаны с памятью и восприятием (затылочные доли).

Коррелятивная модель умозаключений

Аспект теории атрибуции, когда мы пользуемся информацией о поведении других людей и приходим к заключению о том, что они обладают специфическими чертами, которые со временем остают-ся стабильными. Задача выглядит обманчиво простой, но в про-цессе ее решения возникают неясности. Чтобы получить полезную информацию для умозаключения о стабильных чертах характера, рассматривают три фактора:

• Поведение должно быть добровольным. Если человека вы-нуждают вести себя определенным образом, его поведение очень мало говорит о нем как о личности.

• Поведение должно производить необычные эффекты (т. е. последствия должны быть характерны для данного вида по-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...