Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пристрастие




п

Принцип нарастания

Этот принщип описываст часть процесса атридущш, когда роль конкретной піричины возрастает, если она приводит к позитивно-му следствиюі, несмотря на присутствие сдерживающих факторов. К примеру, человек, хорошо сдавший экзамен, несмотря на плохое качество обучения, путаные учебники и длительную болезнь, с болыпим пра. вом может отнести свой успех за счет способностей или упорной работы (субъективные факторы), чем другой человек, который не н; аходился в столь невыгодном положении.

Принципі постоянства

Склонносгь к одинаковому перцептуальному восприятию зна-комых объектгов, несмотря на изменения в условиях наблюдения. Так, открывапощаяся дверь по-прежнему кажется нам прямоуголь-ной, несмотрж на тот факт, что стшіул, попадаюгций на сетчатку, превращает гяервоначальную прямоугольную форму в трапецию (постоянство формы). См. также Постоянство цвета, Постоян-ство объектоів и Постоянство размера.

Принципі Премака

См. Подкріешение.

Принцип реальности

Один из аспектов теории Фрейда. Его сущность заключается в том, что мы свсознаем требования окружающей среды и действуем таким образом, чтобы ограничить импульсивные побуждения Ид в соответствиіи с текущей ситуацией. К примеру, если Ид (действу-ющее по пришципу удоволъствия) толкает нас к поискам сексуаль-ного удовлетюорения, то наше Эго ограничивает эту потребность до тех пор, пока не представится удобная возможность.

Принцип сохранения

Пониманисе того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д. ) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперацион-ного мышленіия согласно теории интеллектуального развития по Жану Пиаэісс. К примеру, ребенку показывают два ряда монет. Каждый ряд содержит одинаковое количество монет с равными промежуткаміи между ними. Затем промежутки между монетами в одном ряду ушеличиваются, и ребенок утверждает, что теперь там

п

стало больше монет, чем в другом ряду. Ошибки в принципе со-хранения демонстрируют ряд особенностей в мышлении ребенка, который находится на дооперационной стадии развития:

Оно основано скорее на восприятии, чем на логике. Отвлека-ясь на изменение внешнего вида, ребенок не способен прий-ти к осознанию того, что на самом деле характеристики объекта остались неизменными.

Дети подвержены цеитрироваиию, сосредоточиваясь лишь на одном аспекте проблемы и не принимая во внимание другие важные особенности, влияющие на результат. Сосредоточиваясь на конечных результатах, дети рассматри-вают их как независимые объекты, а не трансформацию од-ного в другое. Растянутый ряд монет из приведенного выше примера рассматривается как другой ряд, а не как тот же самый, но претерпевший трансформацию. У детей отсут-ствует обратное мышление; иными словами, ребенок не спо-собен мысленно произвести обратное действие (т. е. сдви-нуть монеты в прежнее положение).

Некоторые примеры задач на принцип сохранения

1 п

Принцип удовольствия

Принцип, используемый имгяульсивной и эгоцентричной час-тыо нашей личности, которая юбычно ассоциируется с Ид. Мы бессознательно стремимся удовшетворять желания. связанные с этим принципом. несмотря на и: х реальные или нравственные по-следствия. См. также Фрейд.

Принцип экономии

Научный принцип. который гласит, что если две противосто-ящие " теории, каждая из которых объясняет один и тот же фено-мен, считаются одинаково надежными, то предпочтение отдается наиболее простой теории. Применение этого принципа в психо-логии сталкивается с гораздо большими трудностями, чем в точ-ных науках. К примеру, «надежыость» той или иной теории явля-ется субъективной оценкой, ко> торая подвержена человеческим предубеждениям. Кроме того, ощенка теории как «простой» или «сложной» может ввести нас в заблуждение. Если бихевиоризм, с его акцентом на изучении наблюдаемого поведения, получает высокую оценку за экономное объяснение различных явлений (таких, как ролевое поведение в отношениях между полами и пси-хические расстройства), то фрейдистский психоаиализ, с его ин-стинктивными побуждениями и подавляемой сексуальностью, критикуется за чрезмерную усло> жненность объяснения тех же са-мых аспектов человеческой деятельности. Принимая теорию толь-ко потому, что она кажется болеіе простой, мы можем упустить из виду возможность, что более слюжная теория обладает большей валидиостыо.

Природа ѵ егзиз научение

Одна из длительных дискусси: й в психологии: спор о том, в ка-кой степени отдельные аспекты поведеиия обусловлены унаследо-ванными или приобретенными характеристиками. Защитники «природной» точки зрения рассматривают отдельные аспекты по-ведения (например, симптомы ишзофреиии) как следствие гепети-ческой предрасположенности. С другой стороны, сторонники веду-щей роли научения рассматриваіют поведение как результат воз-действия окружающей среды. Де: баты по этому вопросу становят-ся наиболее оживленными, когда речь идет об объяснении различий между людьми — например, о причинах разного коэф-фициеита умствешюго развития.

п

Пристрастие

Термин подразумевает зависимость от вещества или деятельно-сти. развивающуюся за определенный период времени. Пристрас-тие может характеризоваться высокой толераитиостыо (умерен-ная стимуляция более не оказывает воздействия) и абстииентными симптомами (неприятныс ощущения при воздержании от употреб-ления вещсства или от определенного занятия). Пристрастие мо-жет иметь физические и психологические последствия, в том смыс-ле, что у человека вырабатывается также эмоциональная зависи-мость от вещества или деятельности (см. Психологическая зависи-мость).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...