Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа экзамена по исторической грамматике русского языка

I. Теоретические вопросы

1. Древнерусский язык и его отличия от старославянского языка. Старославянизмы в современном русском языке.

2. Состав гласных древнерусского языка конца X – начала XI веков в сопоставлении со старославянским и современным русским языком.

3. Гласные древнерусского языка в сравнительно-историческом освещении. Чередования гласных в древнерусском языке, обусловленные их происхождением. Исторические чередования гласных в современном русском языке.

4. Гласные дифтонгического происхождения в древнерусском языке. Отражение праславянского процесса монофтонгизации дифтонгов в современном русском языке.

5. История носовых гласных у восточных славян. Следы носовых гласных в современном русском языке.

6. Закономерности употребления древнерусских гласных в начале слова в сопоставлении со старославянским языком. Отражение этих закономерностей в современном русском языке.

7. Согласные древнерусского языка конца X – начала XI веков в сопоставлении с современным русским языком.

8. Отражение праславянской палатализации заднеязычных согласных в древнерусском языке. Чередования согласных в современном русском языке, генетически связанные с этим процессом.

9. Отражение в древнерусском языке праславянского процесса изменения согласных под воздействием [j]. Чередования согласных в современном русском языке, генетически связанные с этим процессом.

10. Судьба праславянских дифтонгических сочетаний на плавные согласные в древнерусском, старославянском и других славянских языках. Восточнославянское полногласие. Чередования, обусловленные закономерностями изменения праславянских дифтонгических сочетаний на плавные согласные. Характер соотношения слов с полногласием и неполногласием в современном русском языке.

11. Падение редуцированных гласных в древнерусском языке. Причины и этапы этого процесса. Отклонения от закономерностей утраты и прояснения редуцированных.

12. Следствия падения редуцированных гласных в системе гласных.

13. Следствия падения редуцированных гласных в системе согласных.

14. Изменение [е] в [о] после мягких согласных перед твёрдыми в истории русского языка. Последовательные этапы этого процесса, отражение в современном русском языке. Отклонения от закономерностей изменения [е] в [о] в современном русском литературном языке.

15. Судьба звука [ě] (h) в истории русского языка. Наиболее типичные рефлексы [ě] (h) в современных восточнославянских языках. Отклоненения от закономерной рефлексации [ě] (h) в современном русском языке. Особенности гласного [е], генетически связанного с древнерусским [ě] (h), в современном русском литературном языке.

16. Вопрос о происхождении аканья. Гипотезы о времени его возникновения. Закрепление аканья в качестве орфоэпической нормы русского литературного языка. Отдельные случаи отражения аканья в современном правописании.

17. Изменения в составе согласных в истории русского языка (отвердение шипящих [ш’], [ж’] и аффрикаты [ц’]; изменение сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к’и], [г’и], [х’и]).

18. Многотипная система склонения имён существительных в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Затемнение суффиксов-детерминативов и переразложение древнейших индоевропейских именных основ в результате праславянских фонетических процессов; совпадение ранее различавшихся форм именительного падежа единственного числа имён существительных разных типов склонения.

19. Перегруппировка в единственном числе имён существительных по типам склонения на основе общности грамматического рода. Формирование современных типов склонения.

20. Взаимодействие продуктивных и непродуктивных типов склонения имён существительных одного и того же грамматического рода в истории русского языка. Победа продуктивных и утрата непродуктивных типов склонения. Состав современных типов склонения существительных в историческом аспекте.

21. Разрушение склонения имён существительных с основой на согласный в истории русского языка. Переход имён существительных с основой на согласный в другие типы склонения по признаку грамматического рода. Склонение имён существительных на – мя в современном русском языке.

22. Взаимодействие падежных формам одного и того же типа склонения в истории русского языка (взаимодействие падежных форм твёрдой и мягкой разновидностей склонения с основой на и склонения с основой на ; выравнивание основ на заднеязычные согласные [ к ], [ г ], [ х ] и вытеснение форм со следами палатализации формами с мягкими заднеязычными [ к’ ], [ г’ ], [ х’ ]).

23. Формирование современного склонения имён существительных во множественном числе в истории русского языка. Унификация падежных флексий в дательном, творительном, местном (предложном) падежах множественного числа. Исторические изменения в формах родительного и именительного падежей множественного числа.

24. Формы именительного и винительного падежей множественного числаимён существительных мужского рода в историческом аспекте.

25. Местоимение в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Лексико-грамматические разряды местоимений, их различия.

26. Личные местоимения в древнерусском языке конца X – начала XI веков и их история.

27. Указательные местоимения в древнерусском языке конца X – начала XI веков и их история.

28. Именные и местоименные формы имён прилагательных в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Образование местоименных форм. Синтаксические функции именных и местоименных прилагательных. Изменения в склонении местоименных прилагательных в истории русского языка.

29. Именные прилагательные в древнерусском языке конца X – начала XI веков и их история. Ранняя утрата именных форм относительными прилагательными. Утрата склонения именными прилагательными. Следы форм косвенных падежей именных прилагательных в современном русском языке.

30. Типы спряжения и классы глаголов в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Образование и спряжение форм настоящего времени тематических и нетематических глаголов.

31. Тематическое спряжение глаголов в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Классы тематических глаголов в их отношении к двум спряжениям современного русского языка. Исторические изменения в формах настоящего времени тематических глаголов.

32. Нетематическое спряжение глаголов в древнерусском языке конца X – начала XI веков. Разрушение нетематического спряжения в истории русского языка. Следы нетематического спряжения в современном русском языке.

33. Глагольные формы прошедшего времени в древнерусском языке конца X – начала XI веков и их история.

34. История перфекта и формирование современной формы прошедшего времени. Следы аориста и плюсквамперфекта в современном русском языке.

 

II. Тексты для анализа

Остромирово евангелие (фрагмент).

Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода.

«Русская правда» по Новгородской Кормчей (фрагмент).

Новгородская летопись по синодальному списку (фрагмент).

Летопись по Лаврентьевскому списку (фрагмент).

 

Пояснения

В соответствии с «Технологической картой дисциплины “Историческая грамматика русского языка”», утверждённой в установленном порядке, экзаменационная оценка за дисциплину выставляется лектором (по согласованию с преподавателем, ведущим практические занятия) по итогам работы студентов в течение семестра на основании суммы баллов, выставленных каждому студенту лектором и преподавателем, ведущим практические занятия. Экзамен сдают только те студенты, которые не набрали предусмотренного «Технологической картой» суммарного минимума баллов.

Каждый экзаменационный билет содержит три вопроса. Первые два – теоретические: по исторической фонетике (вопросы №№ 1 – 17) и по исторической морфологии (вопросы №№ 18 – 34). Третий вопрос – практический: лингвистический анализ древнерусского текста (см.: Хрымова М. Б., Приёмышева М. Н. Лингвистический анализ древнего текста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006). На экзамен вынесены лишь те тексты, которые проанализированы на практических занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...