Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укрупнение




т

В более-широком смысле термин ехііпсііоп означает также «вы-мирание вида», что относится к уже исчезнувшим видам (напри-мер, дронт) и к существующим видам, которые находятся под уг-розой уничтожения.

Точка контроля

Термин обозначает способ отношения человека к контролю над собственным поведением. Измерение производится по двум параметрам: от высокого внутреннего контроля до высокого внешнего контроля. Человек с высоким внутренним контролем считает, что он может свободно управлять своим поведением и, следовательно, более склонен к личной ответственности за свои поступки, которые рассматриваются как результат личных спо-собностей и усилий. Человек с высоким внешним контролем пола-гает, что его поведение больше обусловлено внешними воздей-ствиями, или «удачей».

Травма

Термин обозначает либо физическое повреждение, вызванное внешними причинами, либо психологический ущерб, причинен-ный сильным эмоциональным потрясением.

Тревожная реакция

См. Общий адаптационный синдром.

Тревожность

Чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровожда-ются усиленной и продолжительно физиологической активацией. Как таковые, симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах. Уровень тревожности можно измерить различными способами: самоотчетом, измерением коэіс-по-галъванической реакции или наблюдением за особенностями по-ведения (например, за возбужденными движениями, быстрой ре-чью или потливостью).

Тревожные расстройства

Категория расстройств, характеризуемых сильным чувством тревоги. Наиболее распространенными психическими расстрой-ствами среди взрослых людей являются фобии, посттравматичес-кие стрессы и одерэісимо-навязчивые расстройства.

У

Угрожающее поведение

Схемы поведения, позволяющие животному справляться с кон-фликтами, возникающими в результатс агрессивных столкновений с конспецифичными организмами. Большинство видов угрожающе-го поведения обусловлено соперпичеством за ресурсы (пища, дос-туп к самкам и т. д. ). В подобных ситуациях животное испытывает конфликт между агрессией и страхом. Конфликт порождает раз-личные поведенческие реакции, такие как демонстрация угрозы, демонстрация умиротворения, обозначение границ своей террито-рии с помощью пахучих меток, птичьи песни и танцы. Все эти раз-новидности поведения имеют одну общую особенность: они мини-мизируют ущерб от столкновения между представителями одного вида.

Узнавание (опознание)

Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования намяти. Во время эксперимента на опоз-нание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением.

Укрупнение

Методика для увеличения емкости краткосрочной памяти через соединение единиц информации (обычно цифр) в более крупные блоки. С помощью этой методики можно добиться впечатляющих результатов. К примеру, цифры 3, 5, 2, 7, 5, 8, 5, 1, 0, 4, 3, 9 обычно перегружают нашу краткосрочную память (см. Цифровой отре-зок), но если выстроить их в блоки 352, 758, 510 и 439, способность запоминания значительно улучшается.

Умственная отсталость

По классификации ОЗМ-ІѴ умственная отсталость определяет-ся как существенное отставание от среднего интеллектуального развития в сочетании со слабо выраженным адаптивным поведе-

 

нием (способностью заботиться о себе). Умственная отсталость обычно наблюдается у людей в возрасте до 18 лет. При использовании тестов на умственное развитие как критерия развития интеллекта существенным отставанием считается КУР ниже 70 (среднее значение равно 100). Статистический анализ показывает, что примерно 2, 5% людей попадают в эту категорию.

График умственного развития По DSM-IV выделяется четыре уровня умственной отсталости:

• слабая (КУР 55-70),

• средняя (КУР 40-55),

• сильная (КУР 25-40),

• глубокая (КУР менее 25).

Умственная отсталость имеет как органические, так и психические причины, причем последняя категория является гораздо более обширной. Исследователи в области умственного развития подчеркивают тот факт, что значительная доля случаев умственной отсталости обусловлена недостатком или отсутствием мотивации. Кумулятивный эффект общественного отчуждения, постоянных неудач и слабого или непоследовательного подкрепления приводит к тому, что у многих людей отсутствует мотивация к достижению успеха. Согласно альтернативному объяснению, незначительная травма головного мозга, не поддающаяся точному определению, вызывает слабую (наиболее распространенную) форму умственной отсталости. Затем воздействие окружающей среды маскирует или, наоборот, усиливает признаки умственной отсталости, в зависи-

У

мости от действующих факторов. Органические объяснения ум-ственной отсталости включают хромосомные нарушения (напри-мер, сипдром Дауиа) или генетические условия (фенилкетонурия). В последнее время загрязнение окружающей среды, включая выбро-сы промышленных отходов и высокую загазованность, предлага-лось в качестве одной из возможных причин учащения случаев умственной отсталости среди детей.

Универсальная характеристика

Любая глубинная характеристика человека или животного, приложимая ко всем представителями данного вида, несмотря на различия жизненного опыта и воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...