Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
ЗАНЯТИЕ № 29. ДЕПРЕССИИ КРОВЕТВОРЕНИЯ 1. Тема и ее актуальность. Апластические анемии являются одной из наиболее тяжелых видов патологии системы кроветворения в детском возрасте. Это гетерогенная группа заболеваний, характеризующихся угнетением одного или нескольких ростков костного мозга. Причиной развития аплазии кроветворения могут являться как наследственные факторы, так и действие экзогенных причин. Практически во всех случаях заболевание отличается полисиндромной клинической картиной (анемический, геморрагический, гнойно-септический, интоксикационный синдромы, язвенно-некротическия поражения слизистых), тяжелым течением с частым развитием гнойно-септических, геморрагических и других видов осложнений, что определяет высокую летальность больных детей. При проведении диагностического поиска при апластической анемии часто возникает необходимость проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими с геморрагическим (тромбоцитопеническая пурпура, острый лейкоз), анемическим (железодефицитная и другие виды анемий) и гнойно-септическим синдромами (язвенно-некротическая ангина). Разработка и внедрение современных методов лечения (антилимфоцитарный глобулин, трансплантация костного мозга, препараты интерферона, колониестимулирующие факторы) позволили существенно улучшить прогноз при данном заболевании. В Республике Башкортостан лечение детей с апластическими анемиями осуществляется в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы. 2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов-педиатров для детей с апластической анемией, а также проводить диагностику и оказание экстренной врачей помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику оказания дальнейшей медицинской помощи детям с кровотечением.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): · анатомо-физиологические особенности системы кроветворения, · современную схему кроветворения, · методику исследования органов кроветворения и системы гемостаза, лабораторные и инструментальные методы исследования системы кроветворения и гемостаза (время свертывания и кровотечения, количество тромбоцитов, АЧТВ, время рекальцификации, ретракция кровяного сгустка), · механизм действия препаратов: глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), циклоспорин А (Сандиммун), антилимфоцитарный глобулин, препараты альфа-интерферона (Альфаферон, Роферон, Интрон А), препараты колониестимулирующего фактора (Нейпоген, Лейкомакс, Граноцит), эпсилон-аминокапроновая кислота. · семиотику заболеваний кроветворной системы, · характеристику различных типов геморрагического синдрома (гематомный, петехиально-синячковый, васкулитный, смешанный, ангиоматозный). Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: · собрать анамнез и провести объективное обследование по всем органам и системам ребенка с апластической анемией, · выявить наличие клинических синдромов заболевания (анемический, геморрагический синдром петехиально-синячкового типа, гнойно-септический) и определить ведущий синдром, · назначить план дополнительного лабораторного и инструментального обследования и оценить их результаты (гемограмма, миелограмма, трепанобипсия), · сформулировать диагноз в соответствии с классификацией, · провести дифференциальный диагноз с заболеваниями, протекающими с анемическим и геморрагическим синдромами,
· назначить лечение, · составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий, · оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при кровотечении (носовом, десневом, кровотечении из лунки удаленного зуба).
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 3.1. Вопросы для самоподготовки: · Железодефицитные анемии у детей старшего возраста: этиология, патогенез, классификация, клиника, показатели гемограммы и обмена железа, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, профилактика. Витамино (В12- и фолиево)- дефицитные анемии: этиология, патогенез, клиника, показатели гемограммы, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика. · Иммунные апластические анемии, этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, показатели гемограммы, миелограммы и трепанобиопсии, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, показания к трансплантации костного мозга. · Наследственные апластические анемии (анемия Фанкони, Блекфена-Даймонда): патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, диспансерное наблюдение. 3.2. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания: 3.2.1. Укажите методы оценки различных ростков костного мозга:
3.2.2. Заполните таблицу по клинике апластической анемии:
3.2.3. Заполните таблицу по дифференциальной диагностике апластической анемии:
3.2.4. Заполните таблицу по лечению приобретенной апластической анемии:
3.2.6. Выпишите рецепты на препараты для лечения анемий: преднизолон, «Сандиммун», антилимфоцитарный глобулин, препараты альфа-интерферона (Роферон, Интрон А), препараты колониестимулирующего фактора (Нейпоген, Лейкомакс, Граноцит), эпсилон-аминокапроновая кислота, препараты железа («Актиферрин» в каплях, сиропе, таблетках, «Ферроградумет», «Тардиферон», «Фенюльс», «Гемофер», «Мальтофер»), укажите в сигнатуре дозы и кратность приема (возраст и массу тела ребенка выберите произвольно).
4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность занятия: 6 часов. 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал и оборудование: ростомер, весы, микросокп, мультимедийные атласы и ситуационные задачи. 6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (Рабочий стол/ t-Tester/ Начать тестирование/ Список групп - Выбрать группу/ Список пользователей - Выбрать фамилию студента/ Список разделов – Выбрать tests/ Выбрать гематология 6 курс), мультимедийный атлас к практическому занятию (Мои документы/ 6 курс/ Гематология/ Мультимедиа/ Депрессии кроветворения), лекции (Мои документы/ 6 курс/ Гематология/ Лекции/ Депрессии кроветворения). 7. Содержание занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|