Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

ЗАНЯТИЕ № 29. ДЕПРЕССИИ КРОВЕТВОРЕНИЯ

1. Тема и ее актуальность. Апластические анемии являются одной из наиболее тяжелых видов патологии системы кроветворения в детском возрасте. Это гетерогенная группа заболеваний, характеризующихся угнетением одного или нескольких ростков костного мозга. Причиной развития аплазии кроветворения могут являться как наследственные факторы, так и действие экзогенных причин. Практически во всех случаях заболевание отличается полисиндромной клинической картиной (анемический, геморрагический, гнойно-септический, интоксикационный синдромы, язвенно-некротическия поражения слизистых), тяжелым течением с частым развитием гнойно-септических, геморрагических и других видов осложнений, что определяет высокую летальность больных детей.

При проведении диагностического поиска при апластической анемии часто возникает необходимость проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими с геморрагическим (тромбоцитопеническая пурпура, острый лейкоз), анемическим (железодефицитная и другие виды анемий) и гнойно-септическим синдромами (язвенно-некротическая ангина).

Разработка и внедрение современных методов лечения (антилимфоцитарный глобулин, трансплантация костного мозга, препараты интерферона, колониестимулирующие факторы) позволили существенно улучшить прогноз при данном заболевании.

В Республике Башкортостан лечение детей с апластическими анемиями осуществляется в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов-педиатров для детей с апластической анемией, а также проводить диагностику и оказание экстренной врачей помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику оказания дальнейшей медицинской помощи детям с кровотечением.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· анатомо-физиологические особенности системы кроветворения,

· современную схему кроветворения,

· методику исследования органов кроветворения и системы гемостаза,

лабораторные и инструментальные методы исследования системы кроветворения и гемостаза (время свертывания и кровотечения, количество тромбоцитов, АЧТВ, время рекальцификации, ретракция кровяного сгустка),

· механизм действия препаратов: глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), циклоспорин А (Сандиммун), антилимфоцитарный глобулин, препараты альфа-интерферона (Альфаферон, Роферон, Интрон А), препараты колониестимулирующего фактора (Нейпоген, Лейкомакс, Граноцит), эпсилон-аминокапроновая кислота.

· семиотику заболеваний кроветворной системы,

· характеристику различных типов геморрагического синдрома (гематомный, петехиально-синячковый, васкулитный, смешанный, ангиоматозный).

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· собрать анамнез и провести объективное обследование по всем органам и системам ребенка с апластической анемией,

· выявить наличие клинических синдромов заболевания (анемический, геморрагический синдром петехиально-синячкового типа, гнойно-септический) и определить ведущий синдром,

· назначить план дополнительного лабораторного и инструментального обследования и оценить их результаты (гемограмма, миелограмма, трепанобипсия),

· сформулировать диагноз в соответствии с классификацией,

· провести дифференциальный диагноз с заболеваниями, протекающими с анемическим и геморрагическим синдромами,

· назначить лечение,

· составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий,

· оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при кровотечении (носовом, десневом, кровотечении из лунки удаленного зуба).

 

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

· Железодефицитные анемии у детей старшего возраста: этиология, патогенез, классификация, клиника, показатели гемограммы и обмена железа, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, профилактика.

Витамино (В12- и фолиево)- дефицитные анемии: этиология, патогенез, клиника, показатели гемограммы, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.

· Иммунные апластические анемии, этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, показатели гемограммы, миелограммы и трепанобиопсии, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, показания к трансплантации костного мозга.

· Наследственные апластические анемии (анемия Фанкони, Блекфена-Даймонда): патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, диспансерное наблюдение.

3.2. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания:

3.2.1. Укажите методы оценки различных ростков костного мозга:

Ростки костного мозга Гемограмма Миелограмма
Эритроидный    
Гранулоцитарный    
Мегакариоцитарный    

 

3.2.2. Заполните таблицу по клинике апластической анемии:

Синдром Клинические проявления
Геморрагический синдром  
Анемический синдром  
Гнойно-септический синдром  

 

3.2.3. Заполните таблицу по дифференциальной диагностике апластической анемии:

 

Заболевания Сходные симптомы Дифференциально-диагностические признаки
Железодефицитная анемия    
Острый лейкоз    
Тромбоцитопеническая пурпура    

 

3.2.4. Заполните таблицу по лечению приобретенной апластической анемии:

 

Группа препаратов Международные и торговые названия препаратов Механизм действия
Глюкокортикоиды    
Антилимфоцитарный глобулин    
Иммунодепрессанты    
Альфа-интерферон    
Колониестимулирующий фактор    

 

1. Геморрагический синдром при геморрагическом васкулите связан с: тромбоцитопенией дефицитом факторов свертывания патологией сосудистой стенки
2. Геморрагический синдром при тромбоцитопенической пурпуре связан с: 1. тромбоцитопенией 2. дефицитом факторов свертывания 3. патологией сосудистой стенки
3. Геморрагический синдром при остром лейкозе связан с: 1. тромбоцитопенией 2. дефицитом факторов свертывания
  1. патологией сосудистой стенки

 

3.2.5. Заполните таблицу по терапии апластической анемии:

Синдромы Методы купирования синдрома
Анемический  
Геморрагический  
Гнойно-септический  

 

3.2.6. Выпишите рецепты на препараты для лечения анемий: преднизолон, «Сандиммун», антилимфоцитарный глобулин, препараты альфа-интерферона (Роферон, Интрон А), препараты колониестимулирующего фактора (Нейпоген, Лейкомакс, Граноцит), эпсилон-аминокапроновая кислота, препараты железа («Актиферрин» в каплях, сиропе, таблетках, «Ферроградумет», «Тардиферон», «Фенюльс», «Гемофер», «Мальтофер»), укажите в сигнатуре дозы и кратность приема (возраст и массу тела ребенка выберите произвольно).

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: ростомер, весы, микросокп, мультимедийные атласы и ситуационные задачи.

6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (Рабочий стол/ t-Tester/ Начать тестирование/ Список групп - Выбрать группу/ Список пользователей - Выбрать фамилию студента/ Список разделов – Выбрать tests/ Выбрать гематология 6 курс), мультимедийный атлас к практическому занятию (Мои документы/ 6 курс/ Гематология/ Мультимедиа/ Депрессии кроветворения), лекции (Мои документы/ 6 курс/ Гематология/ Лекции/ Депрессии кроветворения).

7. Содержание занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...