Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детская поликлиника: ее задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям, структура детской поликлиники.




Дет. Поликлиника

Объединенная со стационаром и самостоятельная.

По мощности детские поликлиники делятся на 5 категорий:

1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей, не должно быть более 10%). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке (1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).

Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей. Нагрузка на участк.педиатров 5 посещений за 1ч, 7 – проф.осмотров, 2 - на дому.

Структура детской поликлиники:

1. фильтр с отдел.входом и изоляторы с боксом

2. кабинеты участковых педиатров и др.врачей специалистов (обязательно хирург, ЛОР, окулист, невролог)

3. кабинет здорового ребёнка (по профил.работе с детьми)

4. прививочный и процедурный кабинет

5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек

6. соц-правовой кабинет

7. дошкольное – школьное отделение

8. отделение восстановит.лечения

9. лечебно-диагн.кабинеты (рентген – кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, лаборатория)

10. регистратура, гардероб

11. молочная кухня

12. пункт сбора материнского молока

13. кабинеты доврачебного приёма

Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:

1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач. Также обслуживают реконвалесцентов и детей с хр.заболеваниями.

2. Вакцинация

3. оказание лечебной помощи, внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения

4. повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения

5. организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях

6. сан-просвет работа среди детей и родителей

7. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:

1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)

2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.

3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год.

Все дети по состоянию здоровья делятся на группы:

1гр – здоровые, не имеющ. неблаг.факторов в анамнезе

2 гр – дети с функц.нарушениямиили с неблагоприят.факторами (болеет б.5 р\год и др.)

3 гр – хрон.заболевания компенсированы, в стадии ремиссии

4 гр – непол.ремиссия, субкомпенсация

5 гр - декомпенсация

 

Задачи кабинета здорового ребёнка:

1) пропаганда здорового образа жизни

2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка

3) санитарное просвещение детей

4) профилактика заболеваний

Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.

Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы.

Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах, 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.

Основные задачи дошкольно – школьного отделения:

1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении

2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями

3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания

4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных

5. сан – просвет. работа

6. летние оздоровительные мероприятия

7. анализ деятельности учреждений

Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.

Ясли – сад

Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут.

Дома ребёнка

Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.

 

27. Основные методы планирования: аналитический, нормативный и др. Программно-целевое и функционально-отраслевое планирование. Федеральные, региональные и местные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения.

Планирование – составная часть управления экономики, принимающаяся на федеральном уровне, отраслевом, региональном уровне и уровне отдельного ЛПУ. Можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды.

В широком понимании планирование есть предопределение будущего, построение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий.

Планы всегда ориентированы на достижение конкретных целей.

Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей.

Период, на который рассчитан план, называется плановым периодом. 2 метода формирования плана:

1. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директивных показателей:

- показатели объемов и качества работы;

- показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания;

- сроки исполнения.

2.Программный

Программы являются инструментом решения наиболее острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом направлении. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы программные цели были достигнуты.

Обычно программа содержит:

1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее реше­ния программным образом.
2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделе­ние на подцели, выделение подпрограмм.
3. Мероприятия программы с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.
4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.
5. Организационные формы управления ходом реализации программы. План-график (сетевой график) выполнения программы.
6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и крупнейших мероприятий.
7. Сводные показатели программы.

Программы: простые (для реализации субъектами к-либо отрасли) и комплексные (привлечение субъектов разных областей).

По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сроком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год).

Основные отличия между стратегическими и текущими программами:

1) С – разрабатываются на высшем уровне управления (МЗ); Т - сред.уровень (город, область, отрасль)

2) С – менее конкретны, определяют направление; Т – в развитие стратегии

3) результаты Т м\проанализировать относительно быстро, м\своевременно внести коррективы; С – результаты проявляются через десятки лет, исправить практически невозможно.

Прогноз — это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии явления.
Прогнозирование отличается от планирования многовариантным и предположительным характером.
Планировать можно только те процессы, которые подвластны людям, которыми человек и общество способны управлять.
Прогнозировать же удается малоуправляемые и неуправляемые явления (процессы).

Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов.

Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне:
1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения.
2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к условиям субъектов Федерации, муниципальных образований и медицинских учреждений.
3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здравоохранения.

 

В процессе планирования на отдел.территориях должны быть решены следующие задачи:
1) произведена оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период;
2) произведен анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребностям населения, выявлены резервы повышения его эффективности;
Анализ состояния зд\охранения территории

1.степень доступности МП (денеж., очередность, транспорт.) по всем видам помощи, по отдельным муниипальным образованиям, по отдельным группам населения

2.качество МП по всем видам и уровням

3.загруженность анализир.мощностей(коек)

3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период;

4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;
5) утверждены территориальные нормы и нормативы, применяемые при планировании здравоохранения территории;
6) определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения;
7) принята перспективная Программа государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;
8) принята программа реформирования сети медицинских учреждений территории в условиях рационального использования ресурсов;

 

Методы планирования:

1.нормативный

Предусматривает использование готовые нормативы, утвержденные приказами МЗ, процесс планироания несложный

+простота

-недостаточная точность, ориентировочная оценка

Норма - количественный показатель, определяющий потребность населения в ЛПП (число посещений на 1 жителя вв 1 год, норма медикаментов и перевязочных средств на 1койку)

Норматив – расчетный показатель, отражающий совокупность средств зд\охранения, необходимую для удовлетворения норм потребности в МП (норматив нагрузки на 1 врача территор.участка, норматив среднегодовой занятности койки)

2. аналитический

Предусматривает использование предварительного анализа для обоснования плановых показателей. Наиболее точный и обоснованный.

3.балансовый

Равновесие между развитием зд\охранения и др.отраслей (соответствие планов)

4.метод соотношений и пропорций

Внутри отрасли (разные специальности: терапевт/узк.специалист, врач/сред.персонал)

5. экспериментальный

Эксперимент нововведений на базе отдел.территорий, отдел.ЛПУ,

6.мат.моделирование

Отдел.технологии отрабатываются на компьютерной модели отдельного ЛПУ или территории

 

Планирование поликлиники

Основн.показатель – количество врач.должностей

1)определение потребности населения в амбул-поликл.помощи (количество посещений в год всех жителей)

За основу берется посещения за базовый период (мин.3 года) и поправка на население

П=Ч*С

Ч – численность населения планируемой территории

С – норматив числа посещений на одного жителя в год

2)функция врачеб.должностей

Ф = Б * В * Д, где

Ф – функция одной врачебной должности данной специальности

Б – нагрузка врача данной специальности за 1 час работы в поликлинике и на дому

В – число часов работы раздельно в поликлинике и на дому

Д – число рабочих дней в году (в среднем 283)

3)расчет необходимого количества врач.должностей =1/2

План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.

 

Планирование стационара

Основной показатель – количество коек, необходимое количество врачей

1)расчет потребности в госпитализации

-анализ предыдущих годов

-направление поликлиник + отказы от госпитализаций

- нормативный метод (40-45 человек на 1000)

П=Н*Ч

Н – норматив нуждаемости в госпитализации в % или на 1000 населения

Ч – численность обслуживаемого населения

2)расчет оборота койки

О=З/Б З=Д/С Б=Д\Г

З – среднегодовая занятость койки

Б- среднее число дней пребывания на койке

Д – число койко-дней

С – среднегодовое количество коек

Г – число госпитализированных больных

3)необ.количество коек = ½

Норма нагрузки количества коек, закрепленных за 1 врачом.

 

Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем — сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе — 12—14 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике — 5, на дому — 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.

При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100—120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических — 28, неврологических — 5, инфекционных — 10, хирургических — 16, акушерских — 9 на 10000 человек).

 

Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей.

При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.).

Категория центров ГСЭН и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов.

Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболевае­мости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах “Здоровье”, в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.

Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому.

Требования к плану учреждения:

5) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период.

6) Реальность планируемых мероприятий.

7) Консервативность планируемых вопросов.

8) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц.

Методы разработки плана:

4) Функционально – отраслевой

5) Проблемно – тематический

6) Программно – целевое планирование

4. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится.

5. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности).

6. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».

 

Прога гос.гарантий:

Целями разработки Программы являются:
- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории всей страны;
- создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
- обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Условия оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- возможность выбора пациентом врача и медицинского учреждения в рам­ках договоров в системе обязательного медицинского страхования;
- объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;
- возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и проведение диагностических исследований, лечебных процедур;
- по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказывается с момента обращения пациента;
- направление пациента на госпитализацию в плановом порядке осуществляется медицинским учреждением или органом управления здравоохранения в соответствии с клиническими показаниями.

Условия оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях:
- госпитализация пациентов осуществляется по клиническим показаниям;
-при неотложных состояниях пациент госпитализируется вне очереди;
- возможность наличия очередности на плановую госпитализацию;
- больные размещаются в палаты на 4 и более мест;
- обследование и лечение пациенту предоставляется согласно назначению врача;
- во время нахождения в стационаре пациент получает бесплатно обследование, лечение, лечебное питание в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком до 1 года.

1.Общие положения

2.Виды мед.помощи

3.Источники финанс.обеспечения МП

4.Нормативы объема МП на 1 ч в год

5.нормативы финанс.затрат на единицу объема МП, подушевые нормативы винанс.обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на МП

6. Критерии доступности и качества МП

 

Билет 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...