Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. История как наука




А.Б. БИРЮКОВА, О.Б. ВОЛОШИНА

История

Учебное пособие для студентов заочной формы обучения

Часть 1

(IX- XIX вв.)

Самара

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Социология, политология и история Отечества»

 

А.Б. БИРЮКОВА, О.Б. ВОЛОШИНА

 

ИСТОРИЯ

Учебное пособие для студентов заочной формы обучения

Часть 1

(IX- XIX вв.)

 

 

Самара

 
2014

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

 

ББК Т3(2 Рос)Я2

УДК 947 (075.8)

 

Бирюкова А.Б., Волошина О.Б.

Б 64 История. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А.Б. Бирюкова О.Б. Волошина. – Самара; Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 188 с.

 

ISBN

 

Учебное пособие по дисциплине «История» построено по хронологическо-проблемному принципу и базируется на системном подходе в изучении истории российского государства и общества. В первой части пособия содержатся учебные материалы, термины и понятия, характеризующие историческое развитие России в контексте общемирового развития с древнейших времен до конца XIX века. Включено приложение «Основные даты по истории России (IX – XIX вв.). Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов всех специальностей и профилей (бакалавриат, специалитет) заочной формы обучения, изучающих дисциплину «История».

 

Рецензент – доцент, к. и. н. Н.А. Татаренкова

 

ББК Т3(2 Рос) Я2

УДК 94 (470)

Б 64

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые студенты! Перед вами учебное пособие по дисциплине «История». Студенты заочного отделения всех специальностей и профилей подготовки изучают данную дисциплину на первом году обучения. В первой части пособия представлены учебные материалы, охватывающие события российской истории с древнейших времен до конца XIX века. Вторая часть посвящена изложению событий XX – начала XXI веков.

Как известно, исторический процесс имеет многофакторный характер. Важнейшими факторами, оказавшими влияние на ход российской истории, являлись природно-климатический, религиозный и, вне всякого сомнения, геополитический. Учитывая последнее, авторы пособия постарались раскрыть суть и содержание основных этапов российского исторического пути во взаимосвязи с эпохальными процессами и явлениями мировой истории.

За рамками настоящего издания остались многие значимые события исторического развития всего человеческого сообщества, поскольку учебное пособие разработано на основе базовых документов, определяющих стратегическое направление учебного процесса (учебный план и рабочая программа), в которых отечественная история закреплена в качестве основного смыслового ядра учебной дисциплины «История».

Обе части учебного пособия снабжены учебно-методическим и справочным аппаратом: контрольными вопросами, хронологической таблицей событий. Важнейшие исторические термины и даты выделены в тексте курсивом. Необходимые пояснения к основному учебному материалу авторы вынесли в сноски.

В каждой теме представлен краткий историографический экскурс, который поможет вам, уважаемые студенты, лучше ориентироваться в хитросплетениях исторической науки, оценить спектр мнений специалистов по важнейшим проблемам истории России. Кроме того, настоящее издание дополнено подробным библиографическим списком, в который включены как работы корифеев исторической науки, так и исследования последних лет, вызвавшие наибольший резонанс среди отечественных ученых и наших зарубежных коллег.

Для успешного освоения дисциплины рекомендуем вам воспользоваться также учебными[1], учебно-методическими[2] и учебно-справочными изданиями[3], авторами которых являются сотрудники кафедры «Социология, политология и история Отечества» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет».

Желаем вам успехов!

 

 

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

 

История как «рассказ о прошлом» (<греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) зародилась на заре человеческой культуры. На протяжении длительного времени история как область знаний не отделялась от искусства и литературы, поскольку её предметом являлось прославление правителей. Неслучайно имя греческой богини – музы истории Клио связано с восхвалением и прославлением.

Формирование предпосылок теоретизации исторического знания началось в эпоху Возрождения. В XVII-XVIII вв. в западноевропейской научной традиции закладываются основы истории как науки о прошлом человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретном пространственно-временном измерении. В XX веке пришло осознание того что, история – это «наука о людях во времени» (фраза принадлежит знаменитому французскому историку Марку Блоку).

История – это многоотраслевая наука. Существует история Всемирная и история отдельных стран, народов, регионов. В исторической науке присутствует внутренняя хронология: история первобытного общества, древнего мира, медиевистика, новая, новейшая история. Существует история отдельных отраслей: военная, экономическая, социальная история, история науки и техники и др.

Важнейшими категориями в исторической науке являются: исторический факт и его научная интерпретация. Научное изложение истории – это не просто сумма фактов, но всегда логически-взаимосвязанное, научно обоснованное, аналитическое повествование. В определенном смысле не далеки от истины те, кто считают, что «история пишется историками».

Содержанием истории выступает исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. В исторической науке существуют разные классификации исторических источников – объектов, отражающих исторический процесс и дающих возможность изучать человеческое общество, т.е. все то, что непосредственно или опосредованно создано человеком.

Одним из вариантов является классификация по типу носителя информации, согласно которой выделяются: письменные источники, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, ауди-видео-фотодокументы. Историк, работая над научной темой, должен сформировать репрезентативную источниковую базу, которая позволила бы полностью раскрыть все задачи и достигнуть цели предпринимаемого исследования.

Базовым основанием исторической науки является исторический источник и его критика. Для выявления фактов и их научной интерпретации историку необходимо владеть своим «ремеслом», правильно работать с историческим источником.

История, как и любая другая наука, имеет свою методологию (<греч. –methodos– метод +logos – мысль, смысл) – учение о методах, методиках и принципах познаниях в науке. Методология истории включает в себя принципы, методы, приемы исторического исследования.

Следует отметить, что в рамках такой науки как история существуют и взаимодействуют друг с другом различные дисциплины, которые при помощи разнообразных методов собирают исторические факты, и занимаются их первичной обработкой и осмыслением. Эти отрасли исторического знания получили название «вспомогательные исторические дисциплины» (ВИДы). К ним относятся: археография (разработка методов описания и публикации исторических документов), геральдика (изучение гербов и их символики), нумизматика (изучение монет), сфрагистика (исследование печатей), палеография (изучающая древние рукописи, способ написания, формы букв, особенности материала для письма) и ряд других.

К важнейшим специальным научным дисциплинам, без знания которых ни один историк не может считаться профессионалом, являются источниковедение и историография.

Источниковедение – отрасль исторической науки, занимающаяся разработкой методики и техники изучения и использования исторических источников. Информация о прошлом не дана исследователю в «чистом» виде, поэтому к каждому источнику требуется применить анализ (критику), которая разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Под внешней критикой исторического источника понимается установление места, времени, обстоятельств создания источника, установление авторства и сбор информации об авторе. Внутренняя критика включает изучение текста источника, показаний источника о историческом факте.

Основной целью критики исторического источника является установление его достоверности и получение информации о прошлом. Для историка важно выявить не только явную, но и скрытую информацию. При этом следует помнить, что мы можем лишь стремиться к познанию истины (перечислим лишь некоторые аспекты этой глубокой и многогранной проблемы), поскольку:

- источники были созданы в определенную историческую эпоху, которая отделена от современности временем и разрывом в традициях;

- информация, представленная в источнике, неизбежно и неосознанно (а иногда осознанно), искажается уже создателем исторического источника, поскольку пропущена через политические, социальные, ментальные, мировоззренческие «фильтры».

- сам историк принадлежит к определенной эпохе, социальной группе и имеет свои психологические личностные особенности, которые неизбежно влияют не только на выбор научной темы или стиль исследования, но и детерминируют те вопросы, которые историк задаёт прошлому. Профессионализм ученого заключается в том, чтобы его личные симпатии или антипатии, политическая позиция не повлияли на выводы, представленные в научном труде.

В связи с этим следует назвать основные принципы исторического исследования и подходы в исторической науке, которыми должен руководствоваться каждый профессиональный историк.

Принцип объективности предполагает изучение исторической эпохи во всей её многогранности и всесторонности, абстрагирование исследователя от субъективных предпочтений с целью предотвращения ложного истолкования фактов и процессов в целом.

Главнейший принцип исторического познания – принцип историзм а, т.е. восприятие исторического явления в его развитии, а также во взаимосвязи с другими феноменами политики, экономики, общественной жизни определенной исторической эпохи.

Принцип социального (социокультурного) подхода предполагает изучение любого явления в контексте социальных последствий для общества.

Альтернативный подход предполагает изучение любого явления с учетом иных возможностей (альтернатив), которые так и не были реализованы в конкретную историческую эпоху.

В зависимости от методологической позиции, на которую опирается ученый, в историческом исследовании применяются те или иные методы. К специально-историческим методам можно отнести историко-генетический, идеографический, историко-сравнительный, историко-системный, социально-психологический, проблемно-хронологический и хронологическо-проблемный и др.

Помимо владения источниковым анализом и умением применять разнообразные историко-научные методы, исследователь обязан иметь представление о работах предшественников, т.е. обладать знаниями в области историографии. Термин историография (< гр. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном + гр. grapho – пишу) имеет два значения: 1) история исторической науки, совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме или проблеме, а также совокупность исторических работ, обладающих единством содержания; 2) отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая накопление исторических знаний, истолкование исторических процессов, смену методологических направлений.

Отечественная историография прошла в своем развитии несколько этапов:

1) донаучный период (до конца XVII в.);

2) XVIII столетие – период становления исторической науки;

3) XIX – начало XX вв. – «золотой век» российской исторической науки, характеризуется появлением первых фундаментальных концепций в российской исторической науке (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский), зарождением самостоятельных научных направлений, таких как государственная школа, евразийцы и другие;

4) 20-80-е гг. XX века – эпоха советской исторической школы, которая базировалась на марксистской материалистической концепции понимания истории;

5) конец XX – начало XXI вв. – современный этап развития отечественной историографии, характеризующийся демонополизацией научной методологии. В современных исследованиях акцентируется внимание на изучении социальных и социокультурных сторон исторического процесса, в связи с чем получили развитие такие направления как история повседневности, историческая антропология, гендерная история и другие. Историки изучают не только «быт и нравы» той или иной эпохи, но и представления различных групп населения, мотивы человеческого поведения во взаимосвязи с различными сторонами социальной системы.

Объект и предмет истории, её направленность на изучение человека и общества в контексте развития и смены эпох определяют функции исторической науки.

Научно-познавательная функция истории заключается в изучении исторического пути, который прошли как мировая цивилизация в целом, так и отдельные страны. История занимается не столько выявлением законов (в историческом контексте можно говорить лишь о закономерностях) функционирования общества, сколько предоставляет свои данные обобщающим социальным наукам (социологии, философии и др.), в то же время, путем сравнения исторических явлений вносит собственный вклад в теоретическое осмысление прошлого.

С научно-познавательной тесно связана прогностическая функция. Глубокие исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Следует помнить, что любой социальный прогноз носит относительный характер. Отдельные социальные, политические или экономические процессы прогнозировать легче, поскольку они проще поддаются анализу и учету.

Важнейшими функциями исторической науки являются мировоззренческая и воспитательная. Без знания основ истории невозможно вести речь о полноценном образовании. Формирование мировоззренческих ориентиров, воспитание гражданско-патриотического чувства невозможно без привлечения исторического материала. При этом необходимо учитывать тот факт, что страницы прошлого нашей страны – это не только летопись достижений и побед, но и глобальные социально-политические просчеты и ошибки.

Спорным остается вопрос о политико-идеологической функции исторической науки. Политизация исторической науки лишает её объективности, а, следовательно, научности. В то же время история – наука социальная, поэтому неизбежно затрагивает проблемы современности.

История выполняет важнейшую с точки зрения социального прогресса функцию (функция социальной памяти) – играет роль коллективной памяти общества о прошлом. История – это своеобразная посредница между поколениями. Невозможно представить цивилизованное общество, индифферентно относящееся к своей истории, поэтому задача историка не только систематизировать исторические факты, быть «историографом», но и помочь обществу сформулировать правильные вопросы относительно своего прошлого и найти на них объективные ответы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...