Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси (IX- XI вв.)




В исторической литературе представлены несколько точек зрения на политический строй Киевской Руси. Известный санкт-петербургский историк И.Я. Фроянов считает, что Киевская Русь представляла собой федерацию княжеств и не являлась феодальным обществом. Магистральная линия в современной историографии иначе оценивает социально-политические процессы, происходившие с восточнославянскими племенными союзами в IX – XI вв., и определяет политический строй Киевской Руси как раннефеодальную монархию, которая характеризуется неустойчивым равновесием между различными элементами власти. В первую очередь, между монархическим (княжеская власть) и демократическим (народное собрание – вече).

Князь не обладал в Киевской Руси всей полнотой власти. Вече старшего волостного города обладало правом призывать и изгонять князя. Вместе с тем, полномочия князя была весьма обширны. Он выполнял административные функции, являлся военачальником, дипломатом. По мнению русского историка XIX в. С.М. Соловьева, власть в Киевской Руси принадлежала скорее всему княжескому роду, нежели конкретному князю. Иерархия определялась не земельными отношениями, как в Западной Европе, где феодальная знать была представлена разными родами, а родственными связями. В Киевской Руси удельные князья принадлежали к тому же роду, что и великий князь. Конфликты между князьями разрешались не только силовым путем. Договорное начало, выражавшееся в институте княжеских съездов, на которых решались спорные вопросы, является характерной чертой древнерусской политической культуры.

Особенностью политического устройства древнерусской цивилизации была иная, нежели, чем в Западной Европе, роль аристократических элементов. Совет старших дружинников и бояр имел совещательный голос. Во многих своих решениях князь опирался на свою дружину, прислушивался к ее мнению. Впрочем, обязательного состава княжеского Совета или его формальной компетенции не существовало, поэтому тот «аристократический элемент власти», который некоторые историки усматривают в русской княжеской думе, отнюдь не был таковым, т.е. княжеская дума не ограничивала власть князя, а являлась лишь ее опорой и гарантом реализации политических решений.

Княжеская власть в большей мере ограничивалась вечевым строем, нежели аристократическим соправлением. Власть вече, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Все свободные общинники могли принимать в нем участие. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным не только для посада, но и всей волости. Основными вопросами, решавшимися на вече, были вопрос о войне и мире, об изгнании или призвании князя. Решение вече, как правило, не сопровождалось подписанием каких-либо юридических документов и базировалось на нормах обычного права.

Властные полномочия князя и вече подкреплялись наличием в подчинения у князя дружины и формировавшемся вече народным ополчением («тысяча»), которое возглавлял «тысяцкий».

В отличие от Западной Европы и Византии Киевская Русь породила новый принцип взаимоотношения духовной и светской власти. Церковь стала параллельной феодальной структурой наряду с княжеской властью. Русская православная церковь часто выступала мировым судьей, негласным арбитром в спорах между князьями. Если назначение киевского митрополита осуществлялось Константинополем, то архиепископы и епископы назначались местной церковной властью, не без учета мнения великого князя. При этом церковь поддерживалась княжеской властью, в том числе, и материально. Из доходов княжеского двора выделялась десятая часть – «десятина», направляемая на содержание церкви.

Свободное население Древней Руси не знало строгого сословного деления. Общественные верхи носили разные названия: мужи «лучшие», «старейшие» или бояре. Общественные низы – люди «меньшие», «черные». Социальные верхи древнерусского общества были представлены служителями культа, княжескими дружинниками, родоплеменной аристократией. Православное духовенство разделялось на белое (приходское) и черное (монашествующее). Постепенно потомки родоплеменной аристократии оказывались на службе у князей дома Рюриковичей и со временем (начало XI в.) из них и княжеских дружинников начало формироваться новое сословие – боярство. С формированием древнерусской аристократии связано появление первой формы частного земельного владения на Руси – вотчины.

Основнойформой социальной и экономической жизни в Древней Руси являлась община или «вервь». Подавляющее большинство населения древней Руси «люди» или «людины». Свободное население городов называлось «градскими людьми», а купцы, торговавшие как внутри страны, так и за ее пределами, – «гостями».

Еще одной категорией населения были «смерды». Смерды вели натуральное хозяйство, платили дань князю, иногда призывались на военную службу, входя в состав «тысячи». Поэтому многие историки полагают, что «люди» и «смерды» имели одинаковый социальный статус. Некоторые исследователи считают, что смерды находились в экономической зависимости от феодалов. Вместе с тем, источники четко выделяют группы полузависимого населения – это закупы («купа» – ссуда) и рядовичи («ряд» – договор). Закуп оказывался в кабале, взяв ссуду у феодала, рядович – заключив определенный договор. Выполнив условия соглашения, они вновь переходили в разряд свободных людей.

Современная историческая наука не разделяет доминировавшую ранее точку зрения, относительно существования широкого слоя полностью зависимых от феодала общинников. Рабство не было распространено в Киевской Руси, поскольку было экономически не выгодным из-за отсутствия разветвленного частного землевладения. Тем не менее, ряд категорий полностью зависимого населения присутствовали в социальной структуре древнерусского общества. Это холопы, челядь, рабы. Они не вели своего хозяйства, работали в хозяйстве феодала-вотчинника. Право господина распоряжаться трудом и личностью своего холопа не ограничивалось, но влияние православной этики смягчало суровость закона. Некоторые рабы вели торговые дела, занимали посты в дворцовой администрации, ведали хозяйством князя.

В тесной взаимосвязи с социальной структурой древнерусского общества находилось экономическое развитие Киевской Руси, основу которого составляло сельское хозяйство. Земля длительное время находилась в общинной собственности, а смерды являлись главными производителями. Постепенно начало формироваться частное вотчинное землевладение [6] . Первоначально появились княжеские и монастырские вотчины, а с начала XI века – боярские. Вотчинные земли обрабатывались зависимым или полузависимым населением. Зачастую вотчинные земли обрабатывали смерды, наряду с общинной запашкой. Это позволило сделать исследователям вывод о том, что в экономике Древней Руси IX – XI вв. вотчина не играла ведущей роли, а общинные отношение пронизывали, таким образом, как политическую, так и экономическую сферу древнерусского общества.

Несмотря на ярко выраженный земледельческий характер древнерусской цивилизации, значительных успехов в Киевской Руси достигли ремесло и торговля. В общей сложности специалисты насчитали более 60 ремесел-специальностей. Внешняя торговля, развивавшаяся благодаря речным международным путям, была одним из важнейших источников материального благополучия населения Киевской Руси.

Успехи торговли во многом способствовали развитию городской жизни, что свидетельствовало о высоком уровне цивилизационного развития Древней Руси. Древнерусское общество обладало высоким культурным потенциалом. Знаменитые берестяные грамоты, найденные впервые в Новгороде в 1951 г. (сегодня известно около тысячи грамот), свидетельствуют о том, что в отличие от стран Западной Европы на Руси грамотность не являлась привилегией господствующего сословия. Внушительным было также и число книг, обращавшихся в Киевской Руси X-XIII вв. (130-140 тыс.). Уровень грамотности городского населения в возрасте от 9 лет и старше в середине XIII в. составлял 6,5% (в XVIII в. этот показатель составлял в среднем по России 3-7 %). Несмотря на то, что древнерусские города играли не меньшую роль в общественно-культурной жизни чем западноевропейские, в Киевской Руси они выполняли, в первую очередь, роль политических центров.

Древнерусская цивилизация – уникальное в средневековом мире социокультурное и политическое образование, вобравшее в себя различные этнокультурные традиции, консолидация которых стала возможной на основе православной религиозной системы. Имея схожие черты в становлении феодальных институтов с рядом европейских государств, Киевская Русь обладала очевидной спецификой в развитии социально-политических структур (традиции народоправства; большое значение договорного начала в политической жизни; иной, чем в Западной Европе характер вассально-ленных отношений; «горизонтальный» принцип передачи княжеской власти), определявшаяся огромной ролью общинных отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие теории происхождения славян существуют в исторической науке?

2. Раскройте суть норманнской и антинорманнской концепций.

3. Какие этапы в истории Киевской Руси выделяют историки? Определите, приоритетные направления деятельности первых русских князей.

4. В чем заключалось своеобразие политических отношений и политических институтов в Киевской Руси? Какие функции в политической жизни выполняла княжеская власть, вече, дружина, церковь?

5. Перечислите известные вам категории населения в Древней Руси. Каково было социальное положение каждой из них?

6. Какова была специфика экономической жизни древнерусского общества? Какую роль в экономике играло общинное землевладение?

7. Что такое вассально-ленные отношения? В чем состояли различия вассалитета в Западной Европе и Киевской Руси?

8. Назовите основные причины религиозной реформы князя Владимира Святославича? Какие этапы она включала?

9. Определите основные последствия принятия христианства в качестве государственной религии для древнерусской цивилизации. Каковы были темпы христианизации древнерусского общества и степень воздействия христианской этики на традиционную языческую систему верований восточных славян?

10. Что такое Кирилло-мефодиевская традиция? Как наследие Кирилла и Мефодия повлияло на социокультурное развитие древнерусской цивилизации?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...